«Человеческая проза Людмилы Петрушевской»
Слово лучших писателей любой эпохи, в том числе современной, дает пищу для размышлений, помогает хранить в чистоте души, совершенствует личность, не дает погибнуть ни в одиночестве, ни в толпе, способствует превращению «нелюдей» в человека.
Термин «другая проза» вошел в употребление с начала 1989 года. Но появилась и заявила о себе она десятилетием раньше, когда осознала себя другой – вызывающе альтернативной по отношению к официальной литературе и господствующей морали. «Другая проза» началась с «шоковой» литературы – с публикаций рассказов Е.Попова, Л.Петрушевской «Свой круг», поэмы В.Ерофеева «Москва-Петушки», В.Нарбиковой «Равновесие света дневных и ночных звезд». Эти и другие произведения шокировали читателей беззапретностью в выборе тем, героев, лексики и полным отсутствием моральной оценки.
Новая литература пришла со своей правдой о мире и человеке, и эта правда ранила, даже оскорбляла человеческое достоинство. Предлагая читателю необработанный сколок действительности, авторы новой прозы не морализируют, не проповедуют нравственное возрождение, а выступают всего лишь невидимыми посредниками между жизнью и читателем.
Критики всегда относились к женской прозе Л.С.Петрушевской двояко. С одной стороны, они обвиняли ее в бездуховности и равнодушии, отсутствии хорошего вкуса и даже вульгарности. Другие видели в ней изумительного мастера реалиста, умеющего тонко подметить и выразить то, что прочие стараются не замечать.
Петрушевская Людмила Стефановна родилась 26 мая 1938 года в Москве. Окончила факультет журналистки МГУ. Работала редактором на телевидении. Пишет рассказы с середины 1960-х годов. С середины 1970-х годов выступает и как драматург: «Два окошка» (1975), «Любовь» (1979), «Стакан воды» (1983), «Уроки музыки» (1983), «Квартира Коломбины» (1985). В ее ранних пьесах была показана советская реальная и неприкрашенная жизнь. Эти пьесы ставились на любительских сценах и вскоре запрещались. Первый сборник прозы Л. Петрушевской вышел только в 1988г. на гребне объявленной гласности. Творческое кредо писательницы: «Литература – не прокуратура».
Женская проза Петрушевской — это собрание всевозможных болезней, немыслимых страданий, вопиющих несправедливостей и прочих горестей. Она не боится называть вещи своими именами. Но в тоже время Петрушевская не отождествляет себя с персонажами. Она держится на расстоянии, сохраняя дистанцию неизменно большой. Ее персонажи — духовные инвалиды, неспособные к нормальным человеческим чувствам. В женской прозе Петрушевской даже любовь нещадно убивается бытом и нищенскими условиями существования персонажей.
Похоже, Петрушевская ощущает духовную потребность оценить поступки людей с позиции христианского миропонимания. Все более и более проза ее начинает напоминать уроки Ф.М.Достоевского. Писательница видит: людьми утрачено что-то очень существенное - божественная природа отношения к себе и другим. И все-таки Бог не оставляет людей, его незримое присутствие сказывается в их терпении, доброте.
На первый взгляд, героинь Петрушевской трудно даже заподозрить в милосердии: они грубы, крикливы, истеричны, легкомысленны. Их жизнь - сущий ад («Свой круг», «Время ночь»). Но вот среди нечеловеческой «карусели» тщетных забот о хлебе насущном усталые матери совершают какой-то единственно верный шаг по спасению тех, кто нуждается в их любви и защите.
Петрушевская - жесткий, не традиционный в своих ракурсах и оценках художник. Проявление доброты ее героинь носит подчас парадоксальный характер. Не каждому читателю понятны, например, поступки героини повести «Свой круг». На глазах своих вероломных друзей она за ничтожную провинность избивает в кровь маленького сынишку. Женщина (повествование ведется от ее лица и имя ее не упоминается) знает, что неизлечимо больна. Отец ребенка ушел из семьи к ее лучшей «подруге». Он не любит и стыдится мальчика. На что обречен малыш? Мать устраивает «кровавый фарс» с избиением «младенца», чтобы пробудить жалость в отце и его «дружках». Спектакль удался. Мальчика берут на воспитание «друзья» дома. Они потрясены жестокостью матери и готовы проявить милосердие. Читатели замечают добрую реакцию чужих людей, но для Петрушевской важен поступок самой героини. Она сделала для своего сына все, что было в ее силах и может «спокойно умереть». Надежда на прощение и понимание мальчика ее невиновности перед ним в будущем. В один из пасхальных дней показывает ему дорожку к могилкам бабушки и дедушки. Может, любовь приведет его когда-нибудь и к ней, похороненной рядом с ними?
Даже скупой пересказ интриги этой повести дает представление о ее нравственной и реалистической силе. В «Своем круге» сильна тема «ребеночка», «младенчика», так характерная для Ф.М. Достоевского.
На читательской конференции библиотекарь Юношеской библиотеки - филиала №13 Наталья Фелофеевна Макаревич с помощью слайд-презентации «Реальный портрет в сказочной действительности» познакомила школьников двадцать восьмой школы с биографией и творчеством писательницы и предложила вопросы к обсуждению рассказа «Свой круг».
Участники встречи попытались понять, что представляет собой новая, «другая проза»? Какие черты «другой прозы» присутствуют в рассказе «Свой круг» Л. Петрушевской? Что же так отличает рассказ Л. Петрушевской по восприятию жизни, по ее осмыслению, по авторским идеям от того, что мы называем традициями русской классической литературы.



Л. Толстой настойчиво повторял одну из своих любимых мыслей о том, что вокруг человека существует некая сфера его поступков, которая складывается из всего того доброго (или злого), что он совершает в своей жизни. Л. Толстой говорит о круге тепла, добра, сострадания. Обратившись к рассказу, школьники задумались, а о каком круге идет речь у Л. Петрушевской? Они замечают, что жизнь, изображенная в рассказе Л. Петрушевской «Свой круг» - мелкое бессмысленное копошение, в котором нет высоких идеалов, нет просто каких-либо человеческих ценностей.
То, о чём пишет Л.С.Петрушевская, можно встретить на каждом шагу, можно наблюдать каждый день. Её герои - обыкновенные люди, которые ходят в магазин и на работу, имеют свои пороки и недостатки, о которых она не стесняется говорить.
Мы не замечаем эту повседневность - настолько свыклись с нею, а Л. Петрушевская заметила, осмыслила и не захотела с нею свыкнуться, потому что эта повседневность убивает в человеке все лучшие чувства, как наркоз, действует на мозг.
И Пруссакова совершенно справедливо сравнила Петрушевскую с чеховским человеком с молоточком: «надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлостях нашей жизни…» (А.П.Чехов). А народ пошёл всё больше приглуховатый - вот и стучит ощутимо. Напоминает она людям обо всех уродствах жизни своими рассказами, потому что в них говорит не о природе, не о войне, а о самом простом, без всякого преувеличения и искажения, о том, что происходит ежеминутно и ежечасно, - и при этом страшно. В её рассказах нет надежды на другую жизнь, нет оптимизма, есть только настоящее, которое невозможно изменить. Порой становится стыдно за такую жизнь. Кто-то может обвинить Петрушевскую в чрезмерной грубости, но она вполне может ответить словами одной своей героини (рассказ «Свой круг»): «А чего, собственно, я сказала? Я сказала истинную правду».
Юношеская библиотека-филиал №13 предлагает произведения Л.С.Петрушевской:
1. В садах других возможностей : из новой кн. // Октябрь. - 2000 . - № 3 . - С. 3-51.
2. Город света : сказка . - Октябрь. - 2003 . - № 4 . - С. 76-119.
3. Маленькая девочка из «Метрополя»: Повести. Рассказы. Эссе . - СПб. : Амфора, 2006. - 464 с.
4. Морские помойные рассказы // Октябрь. - 2001 . - № 11 . - С. 90-103.
5. Найди меня сон : рассказы // Знамя . - 2000 . - № 10 . - С. 68-96.
6. Не садись в машину, где двое : история и разговоры . - М., СПб. : Астрель, 2011. - 443 с.
7. По дороге бога Эроса : проза . - М. : Олимп, 1993 . - 336 с.
8. Три девушки в голубом : пьеса . - М. : Искусство, 1989. - 399 с.
Добавить комментарий
Создано 20.05.2013 10:50
Обновлено 20.05.2013 10:52