«Работы живут, пока на них смотрят люди»

Надолго останется в памяти юношей и девушек школы №19 вечер, посвященный юбилею заслуженного художника России, члена Союза художников СССР Геннадия Васильевича Черноскутова. Участники встречи, организованной в ЦГДБ, открыли для себя выдающегося, талантливого человека, узнали интересные факты биографии и творческой деятельности художника.
Расцвет творчества мастера пришелся на период активного строительства нашего города - вторую половину шестидесятых годов. Именно в этот период в Волжском сложился коллектив молодых художников: Подчайнов С.Т., Бароха Н.Ф., Малков П.Л. и Черноскутов Г.В. Это художники высокого профессионального уровня, объединенные чувством ответственности перед искусством, современниками, городом.
В молодом городе росли новые дома, обустраивались площади, улицы, скверы. Неотъемлемой чертой облика Волжского становились и произведения художников – волжан. Неповторимость, индивидуальность, новаторство этой творческой плеяды сделало наш город красивым, культурным, ухоженным. Значительный вклад в облик города внес художник - монументалист Геннадий Васильевич Черноскутов.
В Волжском им создан целый ряд рельефов и мозаик, фресок и декоративных выкладок по металлу, украшающих вокзал и дворцы культуры, библиотеки и кинотеатры, школы и больницы.
Слайд – галерея творческих работ Геннадия Васильевича позволила всем присутствующим на вечере, по-новому взглянуть на наш родной город. Чтобы познакомиться с работами Г.В. Черноскутова не обязательно идти в картинную галерею, можно просто пройтись по улицам нашего города и посмотреть вокруг заинтересованным взглядом. Работы Мастера живут рядом с нами, расцвечивают обыденность нашего существования. Достаточно вспомнить, например, мозаичные панно «Птицы», «Искусство», «Спорт» на доме №97 по проспекту Ленина, или мозаику «Голуби» на фасаде кинотеатра «Юность», или рельефы «Урок физкультуры» и «Урок географии» на торцах здания школы № 23… Ребята видели их много раз, но даже не задумывались, что это произведения монументального искусства. А о рельефном фризе на дворце культуры «Октябрь» хочется сказать особо. Площадь этой работы 520 кв.м., называется эта композиция «Ритмы труда» и состоит из двух поясов со 162 фигурами. Изобразительная выдумка художника неистощима: сталевары, строители, архитекторы, библиотекари, врачи – каждый в характерной профессиональной позе – это настоящий гимн труду и преклонение перед людьми самых разных профессий, умениями и навыками которых облагораживался наш город. Слайд – галерея познакомила присутствующих и с интерьерными работами художника: настенные росписи кинотеатра «Родина», мозаика в фойе кинотеатра «Юность», мозаичные работы в поликлинике №1 «Люди в белых халатах» и в поликлинике №5 «История медицины» и еще многие другие замечательные работы были представлены зрителям.
Центральная городская детская библиотека также гордится замечательной работой Г.Черноскутова – это декоративное панно в читальном зале по мотивам сказки К. Чуковского «Айболит».

Геннадий Васильевич работал не только как художник – монументалист. Параллельно с выполнением монументальных работ в тиши мастерской, для себя он занимался живописью. Живопись – это его увлечение, отдохновение. Это возможность выразить себя. Его работы декоративно-прикладного жанра, живописные полотна многократно экспонировались на Всесоюзных и зарубежных выставках, где отмечались медалями, дипломами, занимали призовые места, получали благодарственные отклики от посетителей.
На юбилейном вечере в ЦГДБ присутствовала вдова художника – Зинаида Николаевна Черноскутова, верный помощник и друг на протяжении многих и многих лет. Зинаида Николаевна подробно, со знанием дела познакомила с работами Геннадия Васильевича и рассказала, как они рождались, чем были вдохновлены.
Особое место в творчестве Г. Черноскутова занимает тема войны. Подвиг солдата, героическое прошлое защитников Сталинграда, трагические события Великой Отечественной войны воплотились в такие работы как «Сталинград», «Плач», «Хатынь», «Однополчане». Зинаида Николаевна рассказала ребятам о триптихе «Никто не забыт, ничто не забыто». Эта работа – итог многолетних раздумий художника о войне и мире. «Цвет раненого красного кирпича – память битвы – это центр триптиха. Накалённый, как кровь сражения, кирпич и грозные лица под тяжелыми касками».
Геннадий Васильевич много ездил по стране. Был он и за рубежом. И каждая поездка давала ему запас новых впечатлений. Есть у него картины, рассказывающие о каменистых горных тропах Кавказа, о залитых солнцем рыбацких поселках Италии, о туманно – величественном Лондоне и о закованном в сталь и бетон Нью-Йорке.
Но в особом ряду стоит Вьетнам, в котором художник побывал в 1978 году. Зинаида Николаевна рассказала, что Геннадий Васильевич был буквально потрясен красотой природы, трудолюбием и приветливостью его народа. Серия основывается на натурных зарисовках и отмечена острой наблюдательностью художника, умением увидеть и подчеркнуть важное, ценное, значимое. Картины «Агрессия», «Вьетнам на страже», «Пока существует угроза», «Подружки», «Вечерняя прогулка», «Солнечный день в Дананге» - картины войны и мирной жизни. Они очень близки духу нашего народа, также пережившего страшную войну.
В завершение вечера Зинаида Николаевна Черноскутова обратилась к присутствующим с просьбой сохранить, сберечь то, что создано старшим поколением для родного города: «Не ищите модное, ищите вечное. Это жизненное кредо Геннадия Васильевича, я завещаю вам, молодое поколение!».
Добавить комментарий
Создано 12.03.2013 12:17
Обновлено 18.03.2013 13:28