МУ МИБС г. Волжский

Поиск по сайту

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Вы можете присоединиться к мероприятиям в наших группах в социальных сетях:

Одноклассники
mbumibs
biblioteka13

ВКонтакте
mbumibs
desk.biblioteka3

Владимир Соловьёв – последний русский пророк

Не веруя обманчивому миру,
Под грубою корою вещества
Я осязал нетленную порфиру
И узнавал сиянье Божества…

Вл. Соловьёв

Очередное заседание философского теософического альманаха «Орион» при Центральной городской библиотеке было посвящено жизни и творчеству русского религиозного мыслителя, мистика, поэта, литературного критика, публициста, почётного академика Императорской Академии наук по разряду изящной словесности – Владимиру Сергеевичу Соловьёву.

В.С.Соловьев стоял у истоков русского «духовного возрождения», оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С.Л.Франка, С.Н. и Е. Трубецких, П. А. Флоренского, а также на творчество поэтов- символистов – А. Белого, А. Блока и других.

Ведущая альманаха Людмила Ручко отметила, что 2015 год – год памяти Владимира Соловьёва (август), коснулась интересных фактов его биографии и творчества, познакомила слушателей с некоторыми учениями философа.

Владимир Соловьев - сын Сергея Михайловича Соловьёва (1820-1879), знаменитого русского историка, который оставил потомкам плод всей жизни, – «Историю России с древнейших времен» в 29-ти томах. Отец происходил из старозаветного рода священников (старообрядцев). Человек он был волевой, целеустремленный и глубоко, искренне верующий. Дед был священником московского коммерческого училища. Жена его, Поликсена Владимировна Романова, принадлежала к древнему украинско-польскому роду, среди предков которой был известный философ-странник Г.С.Сковорода. Поликсена Владимировна была поэтической натурой, склонной к видениям и таинственным, фантастическим предчувствиям. В такой неординарной семье росли талантливые мальчики: Всеволод и Владимир.

Всеволод Сергеевич Соловьёв, старший сын, стал замечательным писателем. Его перу принадлежат исторические романы: «Княжна Острожская», «Юный император», «Царь Девица», «Касимовская невеста», «Вольтерьянец», «Волхвы», «Великий розенкрейцер» и многие другие. Младший сын -Владимир стал знаменитым философом.

По словам родных и современников, Владимир походил характером и общим духовным складом на Григория Савича Сковороду, приходившимся ему двоюродным прадедом. От матери же унаследовал поэтические черты, склонность к мистике и предчувствиям.

С раннего возраста в нем было стремление к подвижничеству. Он поражался подвигам святых и с восьми лет подвергал себя испытаниям и лишениям. Да и на протяжении всей жизни жил, не имея собственного дома, ночевал, где придется. Всегда строго постился.

В 16 лет он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, но потом его бросил и перешел на историко-филологическое отделение. За один год прошел программу четырех курсов и сдал все экзамены, был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию, после чего решил заняться изучением религии.

Когда в 1973 году он поселился в Сергиевом посаде и слушал лекции в Духовной Академии, многие сочли его религиозным фанатиком и даже сумасшедшим. С обычным юмором Владимир Соловьев описал свое появление в богословской среде: «Приезд мой произвел в Духовной Академии почти такое же впечатление, как прибытие ревизора в тот знаменитый город, откуда «три года скачи – ни до какого государства не доскачешь».

Плодом всех этих занятий стала работа «Кризис западной философии», после чего получил звание штатного доцента философии Московского университета. В 1875 году, его отправили в командировку в Лондон для работы в Британском Музее, с целью изучения индийской, гностической и средневековой философии. Попутно философ еще изучал оккультизм и Каббалу.

Основной идеей его религиозной философии была София – душа Мира. Речь идет о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром; София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире.

И, если очень коротко – эта мистическая история происходила так: с детства обладая способностями сильного медиума, Владимир Соловьев впервые увидел эту Божественную Сущность – олицетворение одного из космических Начал, за воскресной обедней на Пасху в мае 1862 года, когда он в девятилетнем возрасте влюбился в девочку девяти лет по имени Юлинька.

Вторая встреча произошла во время одного из занятий в читальном зале Британского Музея, когда ему часто попадались восточные материалы о Божественной Софии. Это была действительная причина, по которой, к удивлению окружающих, Владимир Сергеевич неожиданно бросил все дела в Лондоне и срочно отправился в Египет, где образ её Соловьёву был открыт в мистическом видении, о котором повествуют поэма «Три свидания», неоконченное сочинение «София», «Чтения о богочеловечестве», а также в знаменитых лекциях, которые посещал весь Петербург.

Интересно отметить, что само имя «София» имело большое значение в жизни философа. После возвращения из командировки в Лондон, в жизни Владимира Соловьева случилась любовь всей его жизни к Софье Петровне Хитрово, племяннице уже умершего поэта Алексея Константиновича Толстого, которая, расставшись с мужем, жила с детьми в Санкт-Петербурге у его вдовы Софьи Андреевны. Это была также и жизненная его трагедия, поскольку Софья Петровна не могла получить развод, и их брак был невозможен, но они встречались и переписывались до самого конца его жизни.

В учении о праве Владимир Соловьёв определял, что Право – носит условный характер и предполагает ограничение, потому что в юридической области важны поступок и его результат. А задача права – не сделать Царство Божие на земле, а чтобы не превратить жизнь людей в Ад. Цель же права – уравновешивать два нравственных интереса: личную свободу и общее благо.

Идеи Владимира Соловьёва имели влияние на русское искусство и культуру. Он критиковал позицию, что художник должен творить одну видимость и миражи. В искусстве он различал эпос, трагедию и комедию. Основное влияние его творчества заметно в Русском символизме и модернизме начала ХХ века.

Во многом на него ориентировались Александр Блок и Вячеслав Иванов, Андрей Белый. Интересно, что когда Валерий Брюсов выступил со сборниками «Русские символисты», Соловьёв обрушил злые и меткие пародии на их стиль.

В молодости Соловьев был близок Достоевскому, ездил с ним в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Парадоксальная личность Соловьева с ее противоречиями веры и неверия, аскетизма и жизнелюбия, отразились в героях романа "Братья Карамазовы". Подобно Достоевскому, Соловьев верил в спасительную миссию Красоты. Она вместе с Истиной и Добром - залог грядущего.

Влияние философа можно проследить в повести Льва Толстого «Крейцерова соната».

Оно также заметно в творчестве символистов поздней советской эпохи.

По воспоминаниям современников, после сорока лет Владимир Сергеевич стал стремительно стареть. Исследователи глубоко убеждены в том, что он подкосил свой организм, с одной стороны, неимоверным трудом и значительными периодами поста, а кроме того, постепенно отравлялся скипидаром, разрушительно действующим на почки. Он говорил, что скипидар предохраняет от всех болезней, обрызгивал им постель, одежду, бороду, волосы, пол и стены комнаты, а когда собирался в гости, то смачивал руки скипидаром пополам с одеколоном и, называл это шутя, спасением от нечистой силы.

Летом 1900 года Соловьёв приехал в Москву, чтобы сдать в печать свой перевод Платона. Но уже 15 июля, в день своих именин, почувствовал себя очень плохо. В тот же день он попросил своего друга Давыдова отвезти его в подмосковное имение Узкое, в котором тогда жил со своей семьей друг и ученик Владимира Соловьёва, известный профессор Московского университета Сергей Трубецкой. В имение Соловьёв приехал уже тяжело больным. Врачи определили у него полное истощение организма, но помочь уже ничем не смогли. 31 июля 1900 года его не стало.

Незадолго до своей кончины 13 мая 1900 года он был в гостях, за столом сидело 13 человек. Жемчужников (один из авторов «Козьмы Пруткова»), которому было уже 80 лет, сказал: «Я, пожалуй, уйду, здесь собралось нехорошее число». Владимир Сергеевич ему возразил: «Вы имеете в виду, что кто-то должен умереть? Не волнуйтесь, в таком случае умереть должен самый молодой, а так как я здесь моложе всех, то я и умру». Через два с половиной месяца Соловьев действительно умер.

Мнения его почитателей и противников расходились, одни восхищались, другие осуждали. Например, Николай Фёдоров приводит такую характерную черту Владимира Соловьёва: «Соловьёв во всю жизнь хотел быть сверхчеловеком: то – медиумом, то – каббалистом, то, наконец – пророком…».

Дмитрий Мережковский о нем писал: «Я отнюдь не сомневаюсь в подлинной христианской «святости» Владимира Соловьева. Недаром в лице этого русского современного интеллигента мелькают черты Франциска Ассизского или Сергия Радонежского. Владимир Соловьев – гностик, может быть, последний великий гностик всего христианства…».

Ещё хотелось бы привести анализ миссии Владимира Соловьева в «Розе Мира» Даниила Андреева: «Какая странная фигура – Владимир Соловьев на горизонте русской культуры! Не гений – но и не просто талант... Великим духовидцем – вот кем был Владимир Соловьев. У него был некий духовный опыт, ...по высоте открывшихся ему слоев, превосходящий опыт Экхарта, Бёмэ, Сведенборга, Рамакришны, Рамануджи, Патанджали, а для России – прямо-таки беспримерный. ...».

«… Глухая вода безмолвия сомкнулась и над именем Владимира Соловьева. ...Дошло до того, что целые интеллигентные поколения не слыхали даже имени Владимира Соловьева, покоящегося на Новодевичьем кладбище под обескрещенной плитой. Что в соборе выдающихся личностей России могуч Пушкин, велик Достоевский, славен Лермонтов, подобен солнцу Толстой – это кажется естественным и закономерным. Как изумились бы миллионы и миллионы, если бы им было показано, что тот, кто был позабытым философом-идеалистом в России, теперь творит в таких мирах, куда еще не поднялись даже многие из светил выдающихся личностей». (Андреев Д. Роза мира.).

В советское время имя религиозного философа Владимира Соловьева замалчивалось на волне борьбы с религиозными суевериями, но несколько лет назад (2007) на канале «Культура», наконец-то, прошла передача «Мистика судьбы», в которой приводились любопытные сведения о мыслителе.

Лекция Людмилы Дмитриевна вызвала неподдельный интерес у слушателей. Читатели задавали много вопросов, знакомились с материалами книжной выставки, где были представлены труды В.Соловьева, а также с материалы о его жизни и деятельности.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ПЕРЕПЛЁТ
книг, дипломов, отчётов и др. печатной продукции
ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6 с ул. Коммунистической
с 9-00 до 17-00
выходной: суббота, воскресенье
тел.: +7 (8443) 31-29-15