«В поисках правды и красоты»
В конце уходящего 2014 года мир отметит 215 лет со дня рождения великого русского художника, портретиста, пейзажиста Карла Павловича Брюллова.
Великий Карл - так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. Написанное им в Италии огромное полотно "Последний день Помпеи" завоевало всеевропейское признание. Его имя ставилось рядом с именами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка.
Высокие ценители искусства были поражены блистательным произведением Карла Брюллова... Гоголь писал: "Его произведения первые, которые могут понимать (хотя неодинаково) и художник, имеющий высшее развитие вкуса, и не знающий, что такое художество. Они первые, которым сужден завидный удел пользоваться всемирною славою, и высшею степенью их есть до сих пор - "Последний день Помпеи" ...У Брюллова является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы. Страсти чувства, верные, огненные, выражаются на таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения".
Все картины Брюллова – это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера. В каждом полотне невероятным колоритом отображено его мироощущение. Не зря, даже выполняя работы на заказ, художник старался внести новаторские линии в свое произведение. Он никогда не останавливался на традиционных формах, поэтому превосходные работы Карла Брюллова всегда открывали перед зрителями новые возможности изображения знакомых предметов.
«Исторический живописец» Карл Брюллов оказал огромное влияние на русское искусство и как блестящий портретист, и как автор жанровых зарисовок, и как пейзажист, сумевший по-новому увидеть и передать богатство красок и буйство света окружающей природы. Начав с классицистических композиций, он вошел в историю русского искусства своими романтическими произведениями, в которых вплотную подошел к реализму.
Портреты и другие живописные шедевры Карла Брюллова, наполненные большим гуманистическим содержанием, воспевающие жизнь, свободу, благородные духовные начала в человеке, прославляющие все прекрасное на земле, составляют гордость русской культуры.
Представляем вашему вниманию виртуальную книжную выставку, посвященную жизни и творчеству Карла Павловича Брюллова
Вместе с А. М. Горьким мы можем с чувством глубокого удовлетворения сказать: "…В области искусства, в творчестве сердца, русских народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки художников слова, звуков, красок. Гигант Пушкин,- величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюллов..."
М. Горький
1. Ацаркина, Э. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество / Э. Ацаркина. – Москва : Знание, 1963. - 532 с.
Творчество Брюллова неразрывно связано с подъемом русской культуры, прославленной именами Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Герцена, Белинского, Глинки.
Брюллов достойный соратник своих великуих современников. Его творчество вызывает представление о художнике, смело и решителльно прокладывающем новые пути в искусстве. Необыкновенному успеху Брюллова способствовали все своийства его богато одаренной натуры: вдохновенный талант, огромный живоисный темперамент, прозорливый ум, разносторонность интересов и независимость идейных воззрений. Брюллов уверовал в силу и совершенство человеческой души - отсюда жизнеутверждающее начало его творчества. Оно прозвучало как подлинный гимн человеку. "У Брюллова является человек для того, - писал Гоголь, - чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы. Страсти, чувства, веные, огненные выражаются на таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения"
2. Бочаров, И. Н. Глушакова Ю. П. Карл Брюллов. Итальянские находки / И. Н. Бочаров. – Москва : Знание, 1984. - 192 с.
В книге рассказывается об итальянском периоде жизни и творчества великого русского художника ХIX века Карла Павловича Брюллова. Она содержит в себе новые сведения биографического характера, а также повествует о произведениях тех лет, судьба которых до последнего времени была неизвестна.
В истории русского искусства есть глава, тесно связанная с Италией - страной, которую в прошлом было принято называть родиной всех художеств".
Наибольшую славу и известность в этой стране было дано завоевать Карлу Брюллову, написавшему в Италии картину "Последний день Помпеи". Карл Брюллов был избран членом почи всех итальянских академий художеств, его влияние признавали виднейшие итальянские мастера, за особую честь почиталось в Италии согласие русского живописца написать портрет.
В предлагаемой вниманию читателей книге впервые собраны воедино публиковавшиеся ранее в виде фрагментов материалы, повествующие о результатах брюлловских разысканий, которые продолжались не одно десятилетие.
Авторы книги строят свое изложение таким образом, чтобы не упустить ни одной детали, связанной с открытием того или иного произведения или факта биографии художника, подробно рассказывают о процессе поисков, о большой помощи, оказанной им итальянской прогрессивной интеллигенцией.
3. Петрова, О. Ф. Карл Павлович Брюллов /О. Ф. Петрова // 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – Ленинград : Аврора, 1971. – С. 92-98
4. Молева, Н. М. Карл Брюллов/ Н. М. Молева //Выдающиеся русские художники-педагоги. – Москва : Академия Художеств СССР, 1962. – С. 174 -181
Но у Брюллова, напротив, все предметы от великих до малых для него драгоценны. Он силится схватить природу исполинскими объятиями и сжимает ее со страстью любовника. Может быть, в этом ему помогла много раздробленная разработка в частях, которую приготовил для него XIX век. Может быть, Брюллов, появившись прежде, не получил бы такого разностороннего и вместе полного и колоссального стремления. Оттого-то его произведения, может быть, впервые, которые живостью, чистым зеркалом природы доступны всякому. Н. Гоголь
Говоря, что имя Карла Брюллова составило эпоху в истории русского искусства, обычно имею в виду не только произведения мастера, но и обязательно его личность, оказавшую колоссальное влияние на современников и последующие поколения живописцев. В этот определение неотъемлемой частью входит педагогика, значение тех нескольких лет, когда, окруженный десятками восторженных учеников "великий Карл" был одним из ведущих преподавателей Академии художеств, которую, впрочем, сам не любил и устанавливавшихся в ней порядков не одобрял.
Брюллов - педагог в истории русского искусства не менее, а может быть, и более значителен, чем Брюллов-живописец. Он не только обновил академическую методику, но внес те коренные изменения в национальный художественный метод, без которых не представлялось возможным развитие живописи во второй половине XIX столетия.
5. Мошковцев, Н. Г. К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников / Н. Г. Мошковцев. – Москва : Издательство академии художеств СССР, 1961. – 314 с.
Все встречавшиеся с Карлом Брюлловым единодушно свидетельствуют о том совершенно исключительном впечатлении, которое он производил на окружающих. Брюллов обладал свойством воспламенять всех с ним соприкасавшихся: друзей и случайных знакомых, зрелых художников и своих учеников. Своих собеседников Брюллов покорял творческим темпераментом, полетом воображения, оригинальным ходом мыслей. Его речи была присуща огромная изобразительная сила, совершенная точность выражений, строгая логичность. Его сильный и ясный ум сказывался во всем: в понимании исторической обстановки, в анализе событий, в характеристике людей и, конечно, более всего в его творчестве. Художник Дурнов и скульптор Рамазанов рассказывают, что Пушкин был поражен огненной речью художника. Отраженно звучит она и во всех воспоминаниях современников. Поэтому мемуары о Брюллове, помимо их документального значения, исключительно важны как живое отражение личности великого художника.
Приводимые в выдержках, а в ряде случаев и целиков, письма, мемуары и документы достаточно подробно рисуют главнейшие биографические события в жизни Брюллова и окружавшую его обстановку.
6. Порудоминский, В. Брюллов / В. Порудоминский. – Москва : Молодая гвардия, 1979. – 350 с.
Картина Брюллова "Последний день Помпеи" была, по словам Гоголя "одним из ярких явлений XIX века". Она принесла мировую славу русскому искусству. Книга о Брюллове - это рассказ о русском искусстве его времени, о его яркой, неповторимой личности и о людях, в окружении которых он прошел свой жизненный путь. Это также попытка показать, как время, события жизни, черты личности творца воплощаются в его созданиях
7. Ракова, М. Историческая живопись в конце двадцатых и в тридцатые годы. Брюллов, Бруни, Александр Иванов / М. Ракова //Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. - Москва : Искусство, 1979. - гл. 1. – С. 19-30
Книга посвящена русской исторической картине эпохи романтизма. Широта взгляда на историю как источник социального и нравственного опыта, блистательное мастерство решения многофигурной картины придают творениям исторических живописцев середины прошлого века неувядаемый интерес. Творчество наиболее значительных живописцев середины прошлого века, отдавших дань историческому жанру, известно над достаточно полно. Начало углубленного изучения творчества К. П. Брюллова в советском искусствознании было положено О. А. Лясовской. Фундаментальная монография о Брюллове Э. Н. Ацкаркиной, подведя итог многолетней работе исследователя, дала наиболее полное в нашей науке освещение творческого пути прославленного мастера.
Автор делает попытку рассмотреть некие общие черты, отчетливо проступающие в творчестве столь несхожих между собой живописцев, как Брюллов, Бруни, Александр Иванов, и вместе с тем проследить эти черты в искусстве их менее талантливых и менее известных современников. Иными словами, в книге сделана попытка уловить то, что делает историческую живопись романтизма самостоятельным этапом в развитии этого жанра на русской почве. Изучение материала попутно позволило обнаружить любопытные особенности творческого облика некоторых менее крупных художников, что придает общей картине развития исторической живописи большую определенность и убедительность.
8. Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX века из музеев РСФСР. – Москва : Изобразительное искусство, 1983. – С. 324 - 329
Настоящий альбом составлен на материале большой выставки "Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX века". Портреты, включенные в альбом, дают богатый материал для изучения отечественной культуры. Правильная оценка самых различных явлений русского изобразительного искусства немыслима сегодня без привлечения портретного наследия, хранящегося в провинциальных собраниях: забытые и малоизвестные портреты свидетельствуют о высоком художественном уровне русской живописи, о неповторимом таланте создателей изысканных акварелей и тонких карандашных рисунков.
В альбоме воспроизведены портреты, исполненные большими русскими мастерами - Орестом Кипренским, Александром Орловским, Карлом и Александром Брюлловыми, Петром Соколовым, Павлом Федотовым и др. Прекрасные портретные образы, оставленные нам теми, чьи имена потерялись во времени. Все эти произведения могли погибнуть, если бы не благородный труд реставраторов - графиков, сохранивших эту портретную галерею свидетелей и участников истории России первой половины XIX века.
9. Яковлев В. Н. Карл Павлович Брюллов / В. Н. Яковлев // О великих русских художниках. – Москва : Издательство академии художеств СССР, 1962. – С. 5-10
"Следует указать, что я как художник пишу только о творчестве, о мастерстве, стараясь по возможности не отвлекать читателя хронологическими датами и архивными справками. В кратких этих набросках мне хотелось наметить лишь контуры, более точно приближающиеся к тому образу, который сложился у меня в связи с представлением о том или ином художнике. Я просто хочу поставить зрителя лицом к лицу с картиной художника и высказать затем мои соображения и чувства. Если мои мысли вызовут у кого-либо возражения, то и тогда такая беседа, думается мне, будет полезна, ибо заставит человека самостоятельно задуматься над целым рядом затронутых мной проблем, заставит более пристально вглядеться в трудное и прекрасное дело, именуемое живописью.
Не все в нашей необъятной стране могут познакомиться с подлинниками, принадлежащими центральным музеям больших городов. Рассказать о них по возможности простым языком, постараться объяснить их идейную и художественную сущность - задача далеко не легкая".
Добавить комментарий
Создано 19.12.2014 12:32
Обновлено 19.09.2017 13:10