От забвения – к бессмертию

Опять поминальный приблизился час
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
Хотелось бы всех поимённо назвать,
Да отняли список, и негде узнать…
Анна Ахматова
День памяти жертв политических репрессий в России - напоминание о трагических страницах в истории страны, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно - трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни.
30 октября в нашей стране проходят памятные мероприятия, собрания и митинги, участие в которых принимают политики и общественные деятели, правозащитники, бывшие политзаключенные, молодежь, родные и близкие тех, кто погиб в советских лагерях.
Традиционно в этот день в Центральной библиотеке был организован День памяти «От забвения – к бессмертию». Участникам мероприятия напомнили, что День памяти жертв политических репрессий установлен Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года.
Рассказали о правозащитном центре «Мемориал», ставшем в 2012 году лауреатом премии 2012 года «Хранитель национальной памяти». Озвучили цифры страшной статистики: 800 тысяч пострадавших от политических репрессий. За время действия закона пересмотрено 636302 уголовных дел в отношении 901127 человек.

Интерес собравшихся вызвала информация о памятнике жертвам политических репрессий в СССР, который был открыт на Лубянской площади 30 октября 1990 года. Этот памятник – камень с территории Соловецкого лагеря особого назначения. Именно здесь проходят траурные митинги, возлагают цветы Президент, представители Правительства РФ, Московской области, общественных организаций жертв политических репрессий.
Чтобы хранить и помнить, необходимо знать этот период в истории нашей страны.
Читатель Центральной библиотеки, историк по образованию, Андрей Александрович Клушин напомнил собравшимся о том времени.
В первые месяцы после октябрьского переворота существовала достаточно чёткая граница между ВЧК и партийными комитетами. Но потом эта грань размылась, «партийцы» постепенно превращались во внештатных сотрудников ведомства Дзержинского. Участие в карательных операциях воспринималось как партийное поручение.
В тридцатые годы повсеместное распространение получило добровольное доносительство, которое вовлекло огромное количество жителей в осуществление репрессивной политики государства.
Затем в разговор вступили диакон Андрей Попов (храм Иоанна Богослова) и отец Георгий (Воронин). Священнослужители рассказали о громких процессах, которые получили большой общественный резонанс: деле великого танцовщика Рудольфа Нуриева, Патриарха Тихона и его окружения, ученого – биолога Николая Тимофеева – Ресовского (главного героя произведения Даниила Гранина «Зубр»). Напомнили о репрессированных писателях и поэтах: Н.Заболоцком, А.Солженицыне, А.Рыбакове.
Библиотекари познакомили участников вечера с биографией и творчеством замечательного писателя Варлама Шаламова, 105-ю годовщину со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.
Русский прозаик и поэт советского времени, создатель литературного цикла о советских лагерях. Шаламов родился 5 июня 1907 года в Вологде, в семье священника Тихона Николаевича Шаламова. В 1914 году поступил в гимназию. В 1924 году окончил Вологодскую школу. С 1926 года по 1928 год учился в МГУ на факультете советского права. Был исключен за то, что не сказал правду, что его отец священник. В феврале 1929 года был снова арестован за распространение дополнения к «Завещанию Ленина».
В 1932 году возвращается в Москву, работает в журналах, печатает статьи, очерки, фельетоны. Публикует рассказ «Три смерти доктора Аустино» в журнале «Октябрь» (1936г.)
В январе 1937 года снова арестован на пять лет. Отбывал этот срок на Колыме. В 1943 году повторно осужден за антисоветскую агитацию, которая, по словам писателя, состояла в том, что он назвал Бунина русским классиком.
С 1946 года работает в больнице, после окончания фельдшерских восьмимесячных курсов.
В 1951 году был освобожден и вернулся к литературной деятельности.
Писатель уехал в Калинскую область, так как в крупных городах ему было запрещено селиться. Все это время он работал над своей главной книгой «Колымские рассказы». И только в 1956 году после реабилитации вернулся в Москву.
Свою миссию Варлам Шаламов видел в передаче литературного опыта, который он познал в лагерях. Он был уверен, что до славы осталось совсем мало, что скоро она придёт…
Я думал, что будут о нас писать
Кантаты, плакаты, тома
Что шапки будут в воздух бросать
И улицы сойдут с ума…
Но город другое думал о нас…
Не сбывались его надежды – и жизненные, и литературные. «Колымские тетради» приходилось разбивать, усекать на маленькие подборки и даже их печатали с предубеждением. Удручающим было для Шаламова оценка его творчества А.Твардовским и А.Солженицыным. Их отзывы его уничтожали. В итоге - разочарование автора в журнале «Новый мир», попытки опубликоваться в журнале «Юность». Покровителями его стали Сергей Дрофенко (зав. отделом поэзии), Натан Злотников, сменивший на поэтическом посту С.Дрофенко. А главным покровителм стал сам Борис Полевой. Он стал опекать поэта – бывшего лагерника и инвалида. Поэтические подборки Шаламова выходили в «Юности» почти ежегодно до смерти обоих. Полевой Б.Н. умер в 1981 году, а Шаламов – в 1982.
Лагеря и другие жизненные мытарства сказались на здоровье Варлама Шаламова. В 1979 году при содействии Литфонда и близких знакомых, больной и немощный Шаламов был помещён в дом престарелых и инвалидов. Состояние его здоровья постоянно ухудшалось. Жизнь закончилась не желанным мигом, а медленным угасанием на больничных койках, напоминающих ему состояние «доходяги» на Колыме.
В поэтическом творчестве Шаламова запечатлена запредельная мощь его стихотворений, готовность героически умереть с сознанием исполненного долга перед людьми:
Вот так умереть – как Коперник – от счастья,
Ни раньше, ни позже – теперь,
Когда даже жизнь перестала стучаться
В мою одинокую дверь.
Когда на пороге – заветная книга,
Бессмертья загробная весть,
Теперь – уходить! Промедленья – ни мига!
Вот высшая участь и честь.
Как отмечают критики, подлинное открытие Шаламова – поэта, да и писателя – тоже ещё впереди.
Вечер закончился дискуссией, в которой приняли участие: член городской общественной Организации жертв политических репрессий Пивоварова К.В, студенты Свято-филаретовского православно-христианского института Наконечная Валентина и Коновалов Константин, преподаватель Волжского политехнического института Владимир Борисович Крячко, священнослужители Андрей Попов и Георгий Воронин.
Собравшиеся вспоминали своих родных и близких. Владимир Борисович Крячко рассказал о своём отце, Борисе Юлиановиче – замечательном русском писателе, авторе известных повестей «Битые собаки» и «Края далёкие – места люди – нездешние». О нелёгкой, трагической судьбе бывшей гулаговки, мемуаристки Милютиной Т.П., сотрудничавшей с литературно-художественным журналом «Вышгород» (Эстония).
Биография Тамары Павловны Милютиной (Бежаницкой) (1911-2004) просто потрясла присутствующих. Это человек удивительной судьбы, активный член Русского студенческого христианского движения в Эстонии, автор книги «Люди моей жизни».
В 1941 году была арестована и отправлена этапом в Мариинск. Работала ночной санитаркой, санитаркой в палате тяжёлых дистрофиков. Как могла облегчала жизнь заключенным.
Освобождена была в 1946 году, но в 1949 году вновь арестована. Работала на лесоповале. После реабилитации в 1956 году вернулась в Эстонию. Тридцать лет (1960-1990) переписывалась с бывшими заключенными. Писала воспоминания. Итогом её работы и стала книга «Люди моей жизни».
Теме вечера было созвучно выступление барда волгоградской группы «Друзья Талькова», который исполнил «Вальс 37-го года» А.Розенбаума, а также песни собственного сочинения - «Провинциальный вальсок», «Горе горькое, подневольное» и другие.
В заключение был показан фильм «Преодолевая забвение».
Добавить комментарий
Создано 23.11.2012 09:21
Обновлено 26.11.2012 09:24