«Гоголь …– загадка третьего тысячелетия»

2012 год – год 160-летия со дня смерти Николая Васильевича. Прошло столько лет, а критики и историки до сих пор размышляют и задаются вопросом: «Что есть загадки Николая Васильевича?».
Творчество Н.В. Гоголя всегда волновало, притягивало читателей и критиков, никого не оставляя равнодушным. Оно и теперь рождает споры. Слова «таинственный», «загадочный», «непостижимый» сопровождают писателя на протяжении уже двух столетий. Тайна жизни и тайна смерти Гоголя будоражат воображение уже не одного поколения. Русский философ и критик Николай Бердяев назвал Гоголя «самой загадочной фигурой в русской литературе». Да и сам Николай Васильевич, по-видимому, знал себя, когда в письме к матери в 1828 году писал: «…я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно».
Со школьной скамьи Гоголь предстает перед нами, как писатель-сатирик, обличающий пороки общественные и человеческие, а также как блестящего юмориста. Но Гоголь обладал от рождения повышенной чувствительностью, потому и современники отмечали особенности Николая Васильевича: он держался то замкнуто, то шаловливо, говорил о пустяках, думая о своём, скрывая тем самым глубину и сложность внутреннего состояния.
Так получилось и с канцелярским анекдотом про нерадивого охотника. Все увидели в этом веселье и смех, а Николай Васильевич – трагедию.
И.Розанов В.В. к 100-летнему юбилею Гоголя написал: «Гоголь есть единственное лицо в нашей литературе, о котором собраны все мельчайшие факты жизни и классифицированы все его письма, записочки, наконец изданы обширные личные воспоминания о нем…».
Оставил воспоминания о Гоголе писатель и критик П.В.Анненков, первый биограф А.С Пушкина, человек острого и наблюдательного ума. Он был знаком и дружил с крупнейшими русскими писателями своего времени: Гоголем, Белинским, Тургеневым, Герценом. Часто бывал за границей. Знаком был с Гейне, Прудоном, Жорж Санд, Марксом и Энгельсом. С Карлом Марксом даже переписывался.
Павел Васильевич Анненков написал замечательную книгу «Воспоминания и критические очерки», в которой описано зарождение замысла повести «Шинель».
«Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200(асс.). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лёг в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель».
Все смеялись над незадачливым охотником, всех позабавил этот случай. Всех. Но не Николая Васильевича Гоголя. Этот анекдот был первой мыслью для повести «Шинель». Гоголь услышал в этом анекдоте совсем не то, что другие. Его охватила глубокая грусть, потому что он хорошо знал скудное существование мелких чиновников. Гоголь и сам в молодые годы тянул канцелярскую лямку в чине коллежского регистратора (самом низшем в табели о рангах), в должности писца. Впечатлений у Гоголя от жалких углов, где проживали бедные чиновники, было больше чем достаточно. И этот анекдот об охотнике разбудил творческое воображение Гоголя.
Прочитав повесть, мы видим, насколько отошёл Гоголь от «канцелярского анекдота». Зерно анекдота, конечно, сохранилось: некое чрезвычайное событие в жизни бедного чиновника, потеря им очень важной и дорогой для него вещи. Но конкретное протекание события и его исход, облик главного персонажа - всё это под пером Гоголя претерпело решительные изменения.
Конечно, ружье – показатель достатка. И Гоголь решил, что вещь должна быть первейшей необходимости, без которой нельзя жить. Этой вещью стала – шинель. Думается, что загадка Гоголя скрыта в его проницательности и наблюдательности, в том, что он умел видеть как никто другой, и умел рассказать о том, что видел.
Как дань памяти Н.В.Гоголю родился вечер-спектакль в Центральной библиотеке по произведению «Шинель» Его режиссером и исполнителем роли Башмачкина Акакия Акакиевича стала библиотекарь Сергеева Нина Васильевна (по образованию – театральный режиссёр). Помогали ей читатели библиотеки, любители писателя и поклонники театра:
- текст от автора читал и играл значительное лицо – читатель Вячеслав Сулимов. Всем зрителям понравился его голос, выразительная дикция и интонации;
- портной, доктор, будочник – Дмитрий Мухин, учащийся 1-го курса политехнического техникума. Это его первый опыт на сцене, но все оценили его артистичность, разнохарактерность и пожелали развивать громкую речь.
- мать Башмачкина, жена портного, торговка на рынке, хозяйка в доме Акакия Акакиевича – были воплощены на сцене Марией Парецковой, студенткой 4-го курса Волжского политехнического техникума. Женские образы получились яркими и глубокими.
- «снег» изображала Мария Харитонова (был использован вентилятор и много мелко нарезанной бумаги). Это был и тихий снегопад, и лютая метель – настоящая петербургская зима и трескучие морозы! Мария подготовила и музыкальное сопровождение: в спектакле была использованы песня-сказка «Городу на Неве», композиция «Зима» в исполнении группы «7Б».
Основным музыкальным лейтмотивом спектакля прозвучали песни Иеромонаха Романа в исполнении актера Сергея Безрукова.
Декорации, реквизит, костюмы для спектакля – были собраны из личных архивов режиссера и актеров.
Премьера читателям понравилась, были поздравления, цветы, обмен впечатлениями и даже шампанское с тортом.
Открытие театрального сезона «Декорации» в Центральной библиотеке состоялось. Приглашаем всех волжан на любительские спектакли по произведениям писателей-классиков в первую субботу каждого месяца.
В подготовке вечера были использованы:
1. Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М., «Правда», 1989. – с. 5-110.
2. Добин Е.С. История девяти сюжетов. Рассказы литературоведа. – Л., «Детская литература», 1990. – с. 18-35.




Добавить комментарий
Создано 30.10.2012 12:34
Обновлено 31.10.2012 12:35