28 МАРТА – 145 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ АЛЕКСЕЯ МАКСИМОВИЧА ГОРЬКОГО

"Сказочна вообще судьба этого человека, – много лет спустя писал Бунин. – Молва твердит: ″Босяк, поднялся со дна моря народного…″ А в словаре Брокгауза другое: Горький-Пешков, Алексей Максимович. Родился в шестьдесят девятом году в среде вполне буржуазной: отец – управляющий большой пароходной конторой, мать – дочь богатого купца-красильщика…" (Бунин. Собр. соч. т. 9. С. 292). Все это так – и не так.
Алексей Максимович Пешков родился 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Его отец, Максим Савватеевич, сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик, в 1870 г. он занял место управляющего пароходной конторой в Астрахани, жил вдали от семьи и в 1871 г. умер от холеры. Горький не знал отца, но все, что связано с ним, было для него окружено особым ореолом, в честь него он и сына своего назвал Максимом.
Мать Горького, Варвара Васильевна, вскоре после смерти мужа вышла замуж вторично. В 1879 г. она умерла от скоротечной чахотки. Таким образом, в 11 лет будущий писатель остался круглым сиротой.
Рос Алеша Пешков в доме деда, Василия Васильевича Каширина, владельца красильного заведения. Характер у деда был тяжелый, как многие люди его среды, он был церковно благочестив, каждый день перед сном читал Псалтирь и Часослов, но благочестие его было формальное, внешнее. "Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды, – вспоминал Горький в повести "Детство", – она отравляла взрослых и даже дети принимали в ней участие" (Горький М. "Детство" – цит. по.: Горький М. Собр. соч. в 12-ти тт. т. 5. С. 22).
В 1877 г. Алексей Пешков поступил в училище, учился очень хорошо, после двух лет ученья сдал экзамен и получил похвальную грамоту, но на этом его формальное образование закончилось: к этому времени Каширины разорились и вскоре будущий писатель оказался "в людях".
Горькому довелось побывать и "мальчиком" при магазине модной обуви, и учеником (а одновременно и прислугой) у чертежника, и посудником на пароходах "Добрый" и "Пермь". Некоторое время состоял учеником в иконописной мастерской, но духом иконописного мастерства не проникся.
Природный ум подростка искал развития. Не найдя для себя пищи в традиционном благочестии, он обрел ее в некритически поглощаемом светском печатном слове. Поваром на пароходе "Добрый" служил отставной унтер-офицер М.А. Смурый. Он пробудил в мальчике, "дотоле ненавидевшем всякую печатную бумагу, свирепую страсть к чтению". Читал Алеша Пешков все, что попадало под руку: Некрасова, Гоголя, Дюма, – "классиков и литературу лубочную" вперемешку. В 15 лет поехал в Казань, надеясь продолжить образование в университете, т.к. "простодушно полагал, что науки желающим даром преподаются". Мечта об учебе не осуществилась, чтобы выжить, юноше пришлось работать – чернорабочим, грузчиком, учеником и подручным пекаря в крендельном заведении. Однако он познакомился со студентами и, будучи лишен "горького корня ученья", плоды которого сладки, оказался приобщенным к вожделенному для студенческой молодежи "запретному плоду" – науке революционной борьбы. В булочной А.С. Деренкова имелась библиотека нелегальной литературы – юный Алексей Пешков стал ее усердным читателем. Он посещал также кружки самообразования. "Физически я родился в Нижнем Новгороде, – писал он впоследствии. – Но духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих ″университетов″
Систематического образования Горький так и не получил, хотя благодаря постоянному чтению и крепкой памяти в значительной мере компенсировал этот недостаток. "На своем веку он прочел колоссальное количество книг и запомнил все, что в них написано. – писал В.Ф. Ходасевич, – Память у него была изумительная. Иногда по какому-нибудь вопросу он начинал сыпать цитатами и статистическими данными».
В 1888 – 1889 гг. юноша Пешков странствует "по Руси", видит разных людей, общается с революционерами, знакомится с "неблагонадежной" интеллигенцией, входит в среду газетчиков, журналистов, писателей. Эти знакомства дали направление его творческой мысли. "Лет двадцати я начал понимать, что видел, пережил, слышал много такого, о чем следует и даже необходимо рассказать людям", – вспоминал сам Горький. В 1889 г. его впервые арестовали, после освобождения ему посчастливилось познакомиться с В.Г. Короленко, которому он показал первые свои литературные опыты – в том числе, поэму "Песнь старого дуба", в которой содержалась фраза: "Я в мир пришел, чтобы не соглашаться". Поэму он вскоре сам уничтожил, но фраза уцелела. С нее начался писатель Горький.
Центральная библиотека представляет вашему вниманию виртуальную книжную выставку, посвященную жизни и творчеству Алексея Максимовича Горького
«Великий писатель – Великая душа»
Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес,
сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего.
М. Горький

Голубева, О. Д. Горький – издатель / О. Д. Голубева. – М. : Книга, 1968. – 128 с.
В предлагаемой книге автор на основе архивных материалов, газетных и журнальных рецензий современников, эпистолярного и мемуарного наследия стремится показать принципы книгоиздательской деятельности писателя, роль и значение руководимых им издательств

Бялик, Б. Властители дум и чувств. В. И. Ленин и М. Горький / Б. Бялик. – М. : Советский писатель, 1970. – 248 с.
«Властители дум и чувств» - первая книга, специально посвященная изучению отношений В. И. Ленина и М. Горького. Автор книги начал разрабатывать эту тему в своих исследованиях, опубликованных в 30-е и 40-е годы. В настоящей книге его прежние наблюдения и выводы сведены воедино и значительной дополнены на основании новых материалов и документов.

Максим Горький в воспоминаниях современников. – М. : Художественная литература, 1981. – 445с.
В книгу вошли воспоминания о Горьком в послереволюционный период: о его жизни в Сорренто, о триумфальной поездке его по Стране Советов, о возвращении на родину и о последних днях его жизни.

Быковцева, Л. П. Горький в Италии : [Монография] / Л. П. Быковцева. – М. : Советский писатель, 1979. – 400 с.
Книга рассказывает о пятнадцатилетней жизни А. М. Горького в Италии. Это были годы, наполненные многими важными событиями и встречами, неустанным творческим трудом. К Горькому в Италию дважды приезжал В. И. Ленин. На Капри и в Сорренто побывали Г. В. Плеханов, Ф. Э. Дзержинский, А. В. Луначарский, Ф. М. Шаляпин, К. С. Станиславский, А. Н. Толстой, Л. М. Леонова, О. Д. Форш. Алексей Максимович нашел много друзей среди итальянцев – писателей, художников, ученых, политических деятелей, людей труда.
Итальянские газеты и журналы, неопубликованные архивные материалы, книги личной библиотеки Горького, воспоминания современников, свидетельства итальянцев позволяют впервые ввести в обиход много новых фактов, сведений.

Бродский, И. А. Горький и художники. Воспоминания. Переписка. Статьи / И. А. Бродский. – М. : Искусство, 1964. – 347 с.
Тесная дружба А. М. Горького с художниками, длившаяся всю его долгую творческую жизнь, являет собой высокий пример деятельной взаимосвязи двух искусств, их постоянного содружества.
«Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте, - писал А. Блок. – Бесчисленные примеры благодетельного для культуры общения у нас налицо…
Из всех русских писателей XX века Горький наиболее богат своими постоянными связями с русскими художниками. Его друзьями были И. Репин, В. Васнецов, В. Серов, М. Нестеров, И. Бродский, П. Корин, В. Ходасевич, В. Яковлев, Кукрыниксы, Ф. Богородский и многие другие. В беседах и спорах писателя с художниками рождались новые замыслы, сюжеты для картин, яркие образы. Вовремя данный добрый совет, моральная поддержка, а подчас и материальная помощь Горького были для художников стимулом к большой творческой работе.

Касторский, С. Горький – художник. Очерки / С. Касторский. – М. ; Л., 1963. – 347 с.
«Мой очерк не претендует на полноту в освещении эпистолярного наследства М. Горького. В своих набросках я затронул лишь некоторые черты в горьковском эпистолярном жанре, дабы привлечь внимание к одной из интересных сторон художнической деятельности писателя. Письма М. Горького ждут новых и новых исследований, чтобы и в этой творческой области встал в своем обаянии образ нашего художника слова, такого родного, такого близкого»

Иокар, Л. Н. Музей А. М. Горького / Л. Н. Иокар. – М. : Московский рабочий, 1981.
Путеводитель по музею, экспозиция которого дает представление о жизненном пути и творчестве великого писателя.
«У старинного особняка на улице Воровского (дом №25 а) за чугунной оградой высится бронзовая фигура молодого Горького. Это модель памятника, созданного крупнейшим советским скульптором Верой Игнатьевной Мухиной у установленного на родине писателя в городе Нижний Новгород.
В особняке разместился Музей А. М. Горького, открытый в 1937 году.
Коллекции музея, собранные за четыре десятилетия, насчитывают более 42 тысяч единиц и хранятся в его фондах. В экспозиции представлено свыше полутора тысяч самых ценных и наиболее интересных экспонатов, размещенных в шести музейных залах. Привлекают внимание подлинные, подчас уникальные материалы – фотографии, первые публикации произведений Горького, его личные вещи…»

Овчаренко, А. И. М. Горький и литературные искания XX века / А. И. Овчаренко. – 2-е изд., доп. – М. : Советский писатель, 1978. – 512 с.
Книга Александра Ивановича Овчаренко, известного советского литературоведа и критика, раскрывает жизненное и непреходящее значение творчества великого писателя.
А. И. Овчаренко останавливает свое внимание на поздних произведениях Горького, именно тех, о которых буржуазная «советология» говорит как о якобы сугубо «традиционалистских», чуждых духу новаторства. Книга показывает полную несостоятельность подобных утверждений.
Автор рассматривает художественные достижения Горького этих лет в свете творческих исканий и находок, характерных для литературных течений XX столетия, и убедительно доказывает, что Горький открывал или предварял многие новые формы и приемы мастерства. Угол зрения, избранный ученым, широкое использование архивных материалов, основательный анализ рукописи романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина» - все это служит обогащению наших представлений о Горьком-художнике.

Шкапа, И. С. Семь лет с Горьким. Своими глазами : воспоминания / И. С. Шкапа. – М. : Советский писатель, 1990. – 512 с.
Автор книги, которую составили его воспоминания и путевые очерки, - активный участник гражданской войны, исторических событий 20-30-х годов. В течение семи лет он работал под руководством А. М. Горького в журнале «Наши достижения», встречался со многими партийными и общественными деятелями тех лет, выступал как очеркист и историк. Обо всем этом и рассказывается на страницах книги, переработанной и дополненной новыми, прежде не публиковавшимися материалами.

Федин, К. А. Горький среди нас. Картины литературной жизни / К. А. Федин. – М. : Советский писатель, 1968. – 384 с.
«Книгу «Горький среди нас» я начал писать до войны. В июньские дни 1941 года, в канун войны, первая часть была опубликована в № 6 «Нового мира». Какой я представляла себе книгу, когда задумывал ее и когда писал?
Я хотел на своем личном примере и на примере литературных биографий советский писателей, с которыми вместе начинал работу, рассказать о роли Горького в моей судьбе и в судьбе этих писателей, с которыми вместе начинал работу, рассказать о роли Горького в моей судьбе и в судьбе этих писателей. Изображая общение Горького с небольшим числом молодых авторов, моих сверстников, я думал обрисовать его воздействие на советскую литературу в самый ранний период ее возникновения, в процессе начального роста.
Мне хотелось показать жизнь молодого писателя под наблюдающим глазом Горького. Я думал, что интересно видеть споры, поиски – частью неумелые, приблизительные, ученические поиски приемов овладения новым материалом, которым тогда была прошедшая война и революция. Мне представлялось, что важнее всего будет конкретность примеров. Поэтому я не привлекал для работы никаких книжных материалов. Я писал только о том, что сам видел, сам пережил».

Горький, М. Беседы с молодыми / М. Горький. – 2-е изд. – М. : Современник, 1981. – 414 с.
Эту книгу составили статьи, представляющие собой главное в литературно-критическом наследии великого писателя. Разговор о писательском мастерстве, защита гуманистических ценностей культуры, забота об идейной направленности молодой советской литературы, анализ творчества русских классиков: А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко и виднейших советских писателей: С. А. Есенина, М. М. Пришвина и других – основные темы выступлений Горького в послеоктябрьский период. Статьи эти будут интересны для каждого, кто хочет приобщиться к великому миру русской советской художественной культуры.

Максим Горький: pro et contra. – СПб. : РХГИ, 1997. – 896 с.
В антологии «Максим Горький: pro et contrа» сведены воедино различные точки зрения на роль Горького в русской культуре, освещающие разноплановость и противоречивость творчества Горького в идейной борьбе и литературном процессе переломного времени в истории России.
Книга открывает читателю неизвестные ранее стороны творчества Горького, заставляет по-новому взглянуть на культурно-политическую ситуацию начала века в России в целом.

Нович, И. С. Художественное завещание Горького / И. С. Нович. – М. : Советский писатель, 1968. – 488 с.
И. Нович – известный литературовед, автор ряда книг, среди которых особо должны быть отмечены работы о Герцене и Горьком.
Монография «Художественное завещание Горького» - итог многолетней работы, тщательного, пристального и всестороннего анализа романа – эпопеи М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Автор исследования рассматривает героев, социальные проблемы романа, его сюжет с точки зрения их отношения к историческим событиям предоктябрьского сорокалетия России, о котором рассказывается в последнем романе Горького.
Слегка перефразируя известные слова Л. Н. Толстого о том, что художник в процессе творчества должен жить жизнью своих героев , можно сказать, что важнейшая задача исследователя литературы – действительно жить жизнью произведения, которое он изучает, не навязывая ему готовых формул и схем. В своей работе о «Жизни Клима Самгина» автор стремился к этому, сознавая большие трудности изучения великого романа, стараясь хотя бы приблизиться к его истинному познанию.

Рацкая, Ц. С. Музыка в жизни и творчестве А. М. Горького / Ц. С. Рацкая. – М. : Музыка, 1985. – 62 с.
«Я очень люблю музыку», - это признание, сделанное Горьким в одном из писем к Ромену Ролану, подтверждается как творчеством, так и общественной деятельностью писателя, его окружением, в котором далеко не последнее место занимали музыканты – композиторы, певцы, пианисты… Перед ними всегда гостеприимно были раскрыты двери дома радушного хозяина.
«…Музыка уводит от действительности, я забыл, где нахожусь…» Эти слова из рассказа «Музыка» - слова из биографии самого Горького – еще и еще раз напоминают о том, сколь велика была роль музыки в жизни нашего великого писателя, как плотно насыщено музыкой все его огромное творческое наследие.

Волков, А. А. Ленин и Горький / А. А. Волков. – М., 1972. – 378 с.
«Ленин и Горький» - так назвал свою книгу А. Волков, известный советский литературовед, автор многих работ о творчестве Горького и русских писателей предреволюционной эпохи.
А. Волков прослеживает в своей работе важнейшие этапы формирования мировоззрения Горького и его отношения с Лениным.
Книга «Ленин и Горький подкупает искренностью интонаций, взволнованностью автора, эрудицией и основательным знанием источников – книг, журнальных и газетных статей, эпистолярного наследия и многочисленных архивных материалов того времени.

Бялик, Б. А. М. Горький – литературный критик / Б. А. Бялик. – М. : Гос. изд-во художественной лит., 1960. – 350 с.
«Я привык смотреть на литературу как на дело революционное. Всякий раз, когда я говорю о литературе, я как будто вступаю в бой…
М. Горький
Разумеется, автор не претендует на освещение всех вопросов, поднятых Горьким – критиком, круг интересов которого был необычайно широк. Речь в книге идет о проблемах, постоянно волновавших Горького, о «сквозных» темах его критической деятельности.
Интересно и поучительно проследить, с какой настойчивостью искал Горький слова для характеристики таких огромных и сложных художников, как Лев Толстой, Достоевский и некоторые другие, все время возвращаясь к ним в своих статьях, художественных произведениях, письмах, дневниковых записях. Еще более поучительно и интересно проследить, как неустанно искал он определения, способные раскрыть сущность творческих принципов советской литературы.

Быковцева, Л. П. Горький в Москве / Л. П. Быковцева. – М. : Моск. рабочий, 1972. – 352 с.
Если отметить на географической карте места, где за свою долгую и необыкновенную жизнь побывал Алексей Максимович Горький, - таких мест наберется великое множество. Большие и малые города…Широкие просторы России… Многие страны Европы… Америка…В одних местах Горький останавливался на больший или меньший срок, в других жил подолгу.
Москва по праву должна быть отмечена особенно крупно. С Москвой связаны многие яркие страницы биографии, общественной и творческой деятельности Горького.

Беленький, Е. И. Горьковская тетрадь / Е. И. Беленький. – Новосибирск. : Западно –сибирское кн. изд–во., 1972. – 285 с.
Эта книга объединяет несколько статей сибирского литературоведа и критика Ефима Беленького о творчестве Алексея Максимовича Горького.
Открывающее книгу исследование «Горький и Сибирь» не только отличается полнотой и обстоятельностью, но и по-новому показывает глубину и множественность духовных связей А. М. Горького с Сибирью.
Историко-литературное и теоретическое значение имеет работа Беленького «Депо афоризмов…», в которой впервые столь широко рассматривается роль афоризмов в творчестве А.М. Горького.

Вайнберг, И. И. За горьковской строкой / И. И. Вайнберг. – М. : Советский писатель, 1972. – 400 с.
Жанр этой книги своеобразен. Она сочетает серьезность научного исследования с увлекательными литературоведческими поисками. Написанная популярно и занимательно, книга читается с большим интересом.
Автор вводит читателя в сложный мир горьковских идей и героев, в его творческую лабораторию, анализирует особенности художественного мышления писателя и неповторимое своеобразие его «прощального» романа. При этом в книге используется очень богатый, часто малоизвестный, нередко новый исторический и литературный материал, в том числе из Архива Горького и его личной библиотеки.

Волков, А. А. А. М. Горький и литературное движение советской эпохи / А. А. Волков. – М. : Советский писатель, 1971. – 576 с.
В книге в органической связи с анализом творчества великого писателя раскрывается деятельность его как основоположника, руководителя и учителя нескольких поколения советских писателей.

Вальбе, Б. С. «Жизнь Клима Самгина» в свете истории русской общественной мысли / Б. С. Вальбе. – М. : Советский писатель, 1966. – 288 с.
Горьковская эпопея отличается глубочайшим историзмом. Здесь раскрываются важнейшие закономерности исторического процесса, наиболее типичные явления духовной жизни эпохи. За напряженными идейными боями, которые изобразил великий художник, можно увидеть реальные битвы, реальные фигуры различных идеологов предреволюционных десятилетий. Именно этот аспект в первую очередь интересовал автора настоящего исследования.

Бялик, Б. А. Судьба Максима Горького / Б. А. Бялик. – М. : Худож. лит., 1973. – 368 с.
Исследование Б. А. Бялика, известного горьковеда, представляет собою итог многолетнего изучения творчества великого русского писателя.
«Почти всю свою сознательную жизнь – более тридцати пяти лет – я изучаю жизнь и творчество Алексея Максимовича Пешкова (Максима Горького). Такая привязанность к одной теме объясняется не только любовью к произведениям великого писателя, не только интересом к личности человека удивительной, легендарной судьбы. В Горьком я вижу центральную фигуру мирового литературного процесса и одну из центральных, самых крупных и самых характерных фигур XX столетия. Это – не тема, а много тем, каждая из которых глубоко поучительна». Б. Бялик

Бундзен, Г. В. М. Горький в современной общественной жизни / Г. В. Бундзен, Т. В. Савинкова. – Л. : Знание, 1989. – 32 с.
Освещается значение горьковского наследия в связи с возрастанием роли писателя в современном гуманистическом процессе, его влиянием на литературу и искусство о новом человеке.
Работа написана в русле того литературоведческого поиска, который знаменует собою стремление снять с личности Горького и его наследия хрестоматийный глянец, с одной стороны, с другой же стороны, авторы пытаются обосновать трансформацию тех или иных мыслей, взглядов, подходов великого писателя в условиях современной общественной мысли.

Бабаян, Э. Ранний Горький. У идейных истоков творчества / Э. Бабаян. – М. : Худож. лит., 1973. – 232 с.
Книга Э. Бабаяна «Ранний Горький» выдвигает новую концепцию начала творчества Горького, прослеживает формирование его художественного сознания. Свежая трактовка проблем и образов творчества раннего Горького (например, темы босячества, истоков героических образов) строится на анализе первых редакций горьковских текстов, что позволяет точнее показать их связь с идейной борьбой эпохи.
Книга оригинальная, хотя и не бесспорная. Ее основная задача состоит в том, чтобы осмыслить раннее творчество Горького последовательно исторически, преодолев упрощенную трактовку.
Добавить комментарий
Создано 29.03.2013 14:52
Обновлено 29.03.2013 15:56