Выборы Президента РФ
До выборов президента России в 2018 году осталось совсем немного времени. Выборы Президента России должны состояться 18 марта 2018 года. Активность обсуждения в газетах, Интернете и на телевидении возрастает с каждой неделей, вызывая все более живой интерес у аудитории.
В ст. 81 Конституции РФ Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента РФ, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом.
Порядок выборов президента РФ – это не только сами выборы, но и период подготовки к ним, с регистрацией кандидатов и агитацией, определением избирательных комиссий и участков.
Голосование за кандидатов в президенты осуществляется по следующим принципам:
- прямые выборы – избиратели отдают свой голос непосредственно за одного из кандидатов;
- тайные – волеизъявление граждан не подлежит контролю и влиянию, равное право голосовать имеют право все граждане РФ, которые достигли возраста 18-ти лет (и не были лишены этой возможности судебным порядком);
- всеобщие – подразумевается участие всех или подавляющего числа зарегистрированных по стране избирателей во всех регионах.
Пост президента может занять дееспособный гражданин страны, который достиг возраста 35-ти лет. Избирательное право требует, чтобы заявитель (кандидат) не менее десяти лет жил в России, а перед подачей документов в Центральную избирательную комиссию обязательно закрыл счета в зарубежных банках и отказался от использования каких-либо зарубежных финансовых инструментов.
Кто выдвигает и баллотируется
Особенности выборов определяют, что правом выдвигать кандидатуры на пост главы РФ располагают:
- политические партии, которые обладают представительством в Госдуме или законодательных собраниях не менее трети субъектов РФ без сбора подписей;
- зарегистрированные штатным порядком политические партии имеют обязательство обеспечить заявленную кандидатуру подписями граждан, установленным числом в 100 тыс. шт. (не более 2,5% на регион страны или от избирателей за границей);
- самовыдвиженцы, поддержанные избирательной группой численностью в пятьсот чел. – должно быть собрано триста тысяч подписей в поддержку.
Как проходят выборы президента РФ
- отправная точка – оглашение дня голосования Советом Федерации, осуществляется за 90-100 дней до даты выборов;
- 3 дня после – публикация партий, обладающих правом выдвигать кандидатов;
- до 20-ти дней – официальное оформление избирательных групп и самовыдвиженцев;
- до 25-ти дней – оглашение партийных кандидатов;
- до 45-ти дней – определение участковых избиркомов;
- от 80 до 45-ти дней до дня выборов собирают подписи, подаются документы по кандидатам;
- начало широкой предвыборной агитации – за 28 суток до установленной даты голосования, окончание – за сутки до;
- за 4 дня до выборов – публикация данных аналитики (прогноз по голосованию, опросы мнения);
- день выборов – голосование проходит в период с 8-ми до 20-ти часов (местное время для каждого региона);
- подсчет результатов – не позднее 10-ти суток с дня выборов;
- повторный тур выборов (по необходимости) – три недели со момента проведения предшествующего тура.
Сроки выборов президента России включают период в 90-100 дней до события, время на определение победителя и, по необходимости, второй тур через три недели. Президент в первом круге выбирается принципом абсолютного большинства (50% всех голосов + любое количество дополнительных голосов), во втором туре – набравший большее число голосов.
Система выборов президента РФ содержит требование обеспечения равенства кандидатов, отсутствия препятствий в проведении агитации и одинаковую поддержку от государства в плане финансирования, гарантированную действующим лидером государства.
Согласно п. 2 ст. 5 федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» (в ред. федерального закона от 1 июня 2017 г. № 103-ФЗ), датой проведения первого тура президентских выборов является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором шесть лет тому назад был избран Президент РФ (4 марта 2012 года). Однако, если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента РФ, совпадает с днём, предшествующим нерабочему праздничному дню, или это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, или это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днём, выборы назначаются на следующее воскресенье. Так как вторая неделя марта (года проведения выборов) включает в себя Международный женский день, являющийся согласно ст. 112 ТК РФ нерабочим праздничным днём, то выборы со второго воскресенья марта (11 марта 2018 года) переносятся на следующее воскресенье (18 марта 2018 года).
Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента РФ, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента РФ, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента РФ, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий.
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами РФ правами на выборах Президента РФ.
Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ, участвовать в иных избирательных действиях гражданин РФ:
- признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
- осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
- осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;
- осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;
Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ:
- занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд.
- имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
- осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
- осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;
- осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;
- осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
- подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента РФ состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
Проведение выборов Президента РФ в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", является обязательным.
В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит выборы Президента РФ, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ.
В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Если Совет Федерации Федерального Собрания РФ не назначит досрочные выборы Президента РФ, выборы Президента РФ назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ.
Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.
Подготовку и проведение выборов Президента РФ осуществляют:
- Центральная избирательная комиссия РФ;
- избирательные комиссии субъектов РФ;
- территориальные избирательные комиссии – районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в качестве территориальных избирательных комиссий;
- участковые избирательные комиссии.
Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые ею в пределах своей компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов Президента РФ, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно.
Граждане РФ, политические партии, иные общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию – деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании по выборам Президента РФ и имеющую целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов).
Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений, некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов Президента РФ, выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата, а также участие в избирательной кампании в иных формах не допускается.
Образование избирательных участков
Голосование избирателей на выборах Президента РФ проводится на избирательных участках.
Избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта РФ не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а в исключительных случаях по согласованию с избирательной комиссией субъекта РФ - не позднее чем за три дня до дня голосования:
1) в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах РФ;
2) в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях (по согласованию соответственно с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции);
3) на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (по представлению командиров воинских частей).
Избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территориях государств пребывания избирателей не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях – не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку.
Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
Основанием для включения в список избирателей гражданина РФ, проживающего за пределами территории Российской Федерации или находящегося в длительной заграничной командировке, является его письменное заявление, поданное не позднее дня, предшествующего дню голосования, в соответствующую избирательную комиссию, либо устное обращение, поданное в день голосования.
Избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения. Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента РФ.
Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ обращается в Центральную избирательную комиссию РФ с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей.
Выдвижение кандидата политической партией производится после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ. Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата.
Форму и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждает Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем за 24 дня до дня голосования.
В помощь избирателям, являющимся инвалидами по зрению, по решению соответствующей избирательной комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
В целях защиты избирательных бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенной типографским способом надписью микрошрифтом и защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка).
В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
1) фамилия, имя и отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в избирательном бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в избирательном бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата;
2) год рождения;
3) наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где расположено место жительства кандидата;
4) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа;
5) если кандидат выдвинут политической партией, слова "выдвинут политической партией" с указанием наименования соответствующей политической партии;
6) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слово: "самовыдвижение".
Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.
О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей за 30 - 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.
Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.
Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается.
Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов при его использовании.
Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах Президента РФ.
Избирательные комиссии субъектов РФ вправе разрешить провести досрочно, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях. Центральная избирательная комиссия РФ вправе разрешить провести голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования.
Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие в соответствии с настоящим Федеральным законом при подсчете голосов избирателей.
Для подписания протокола об итогах голосования территориальная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования.
К каждому экземпляру протокола приобщаются:
1) сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования;
2) акты о передаче территориальной избирательной комиссией участковым избирательным комиссиям избирательных бюллетеней, а также акты о погашении неиспользованных избирательных бюллетеней, хранившихся в территориальной избирательной комиссии, с указанием количества этих избирательных бюллетеней;
На основании данных первых экземпляров протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования избирательная комиссия субъекта РФ после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на территории субъекта РФ.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации на основании протоколов соответствующих территориальных избирательных комиссий об итогах голосования оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на территории субъекта Российской Федерации.
На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов об итогах голосования, полученных из избирательных комиссий субъектов РФ, из территориальных избирательных комиссий, и данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе данных, переданных по техническим каналам связи из указанных участковых избирательных комиссий), Центральная избирательная комиссия РФ после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов Президента РФ.
Центральная избирательная комиссия РФ составляет протокол о результатах выборов Президента РФ, в который вносятся следующие сведения:
1) число избирательных комиссий субъектов РФ;
2) число территориальных избирательных комиссий;
3) число протоколов избирательных комиссий субъектов РФ об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол;
4) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах об итогах голосования избирательных комиссий субъектов РФ, территориальных избирательных комиссий;
5) фамилии, имена и отчества включенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов, а при их совпадении - иные сведения о них;
6) число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата;
На основании протокола о результатах выборов Президента РФ Центральная избирательная комиссия РФ принимает решение о результатах выборов Президента РФ.
Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента РФ не состоявшимися в одном из следующих случаев:
1) если голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
2) если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
3) если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.
Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента РФ недействительными:
1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
3) по решению суда.
Протокол о результатах выборов Президента РФ составляется Центральной избирательной комиссией РФ и подписывается всеми присутствующими членами Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса.
Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование на выборах Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование по зарегистрированному кандидату назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования.
Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через два дня со дня принятия соответствующего решения Центральной избирательной комиссией РФ.
Если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися или недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ назначает повторные выборы Президента РоФ. Сообщение о проведении повторных выборов Президента РФ публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через три дня после принятия соответствующего решения.
Голосование на повторных выборах Президента РФ проводится не позднее чем через четыре месяца со дня голосования на первоначальных выборах либо не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.
Президент РФ вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения шести лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, – на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ.
Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Регистрация кандидата аннулируется решением Центральной избирательной комиссии РФ в следующих случаях:
1) на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения политической партии об отзыве кандидата, представленных в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а также в связи со смертью кандидата;
2) в случае отсутствия у кандидата пассивного избирательного права;
3) регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, аннулируется Центральной избирательной комиссией РФ на основании вступившего в законную силу решения суда о приостановлении деятельности соответствующей политической партии либо в случае ликвидации соответствующей политической партии.
Решение Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено Верховным Судом РФ по заявлению Центральной избирательной комиссии РФ, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, иного зарегистрированного кандидата, если будет установлено, что решение было принято Центральной избирательной комиссией РФ с нарушением требований законодательства о выборах.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае:
1) нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
3) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
4) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
5) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Отмена судом решения избирательной комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (выявить действительную волю избирателей), влечет признание соответствующей избирательной комиссией этих итогов голосования недействительными.
Суд может отменить решение Центральной избирательной комиссии РФ о результатах выборов Президента РФ после их определения в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
1) кандидат, признанный избранным, израсходовал на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иные денежные средства, составляющие более 10 процентов от установленной законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, или более чем на 10 процентов превысил указанную предельную сумму;
1.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
2) кандидат, признанный избранным, осуществлял подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
3) кандидат, признанный избранным, использовал преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
4) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
6) установление иных нарушений законодательства РФ о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Отмена судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет за собой признание результатов выборов Президента РФ недействительными.
Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»
Создано 14.03.2018 12:27