МУ МИБС г. Волжский

Поиск по сайту

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Вы можете присоединиться к мероприятиям в наших группах в социальных сетях:

Одноклассники
mbumibs
biblioteka13

ВКонтакте
mbumibs
desk.biblioteka3

Социальное жилье

Социальное жильеВ статье 40 Конституции РФ провозглашается право каждого гражданина Российской Федерации на жилище. Данное право обеспечивает удовлетворение жизненно важной потребности каждого человека в жилье. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами государство также оказывает содействие гражданам, также государством выделяются средства в виде субсидий некоторым категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий либо в обеспечении жильем. К иным лицам, которым в соответствии с законом жилье предоставляется бесплатно, относят военнослужащих, детей-сирот, инвалидов, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств (в том числе потерпевших от землетрясений, наводнений и т.п., беженцев, вынужденных переселенцев), и некоторые другие категории граждан, молодым семьям предоставляется субсидия на приобретение жилого помещения.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Жилищный кодекс РФ конкретизирует положения Конституции РФ о реализации конституционного права на жилище. Так, статья 2 ЖК РФ гласит: органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

- содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

- используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

- в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

- стимулируют жилищное строительство;

- обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ ИНВАЛИДОВ

Жилищный вопрос в нашей стране в самые разные времена всегда стоял довольно остро, а для семей, где есть инвалиды, он актуален вдвойне. Ведь когда человек ограничен в степени свободы жизнедеятельности, то и жилое помещение, которое он занимает, должно соответствовать его уникальным потребностям. Государство должно предоставлять и в настоящее время предоставляет инвалидам и лицам пожилого возраста дополнительные гарантии жилищных прав.

Основными нормативными правовыми актами, которые регулируют правоотношения в области социальной защиты инвалидов и лиц пожилого возраста в России, являются:

Одним из основных законодательных актов, регулирующих вопросы социальной защиты инвалидов, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно ст. 17 указанного Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. В этой же статье содержится предписание об оборудовании жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В развитие положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство РФ своим Постановлением от 27.07.1996 № 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" утвердило Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Пунктом 3 указанного Постановления предписано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления осуществлять необходимые организационные льготные меры по обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями.

Порядок предоставления жилых помещений инвалидам различается в зависимости от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий – до или после 1 января 2005 года.

Статья 28.2 Закона о защите инвалидов содержит в себе положения, согласно которым осуществляется обеспечение жильем инвалидов за счет средств федерального бюджета, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и которые встали на учет до 1 января 2005 г., то есть посредством перечисления субъекту Федерации субвенций для предоставления мер социальной поддержки. Форму предоставления данных мер социальной поддержки определяют нормативно-правовые акты субъекта РФ.

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.

Установленный федеральным законодательством механизм улучшения их жилищных условий различается для очередников, вставших на официальный учет до 01.01.2005 и вставших на учет позже этой даты. Для этой категории инвалидов-очередников, нуждающихся в жилье, из федерального бюджета регионам ежегодно выделяются целевые денежные субвенции. Регулируется этот процесс Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов". Уполномоченный федеральный орган для каждого региона устанавливает свой норматив денежных средств, приходящихся на одного инвалида-очередника. Делается это по следующей формуле: рассчитанная федеральным агентством средняя стоимость 1 кв. м жилья в данном регионе умножается на принятый федеральный норматив обеспеченности жилой площадью одного инвалида (18 кв. м). Путем деления суммы выделенных региону субвенций на норматив средств, приходящихся на одного инвалида, устанавливается численность очередников, включенных в программу обеспечения жильем в текущем календарном году.

Региональными органами социальной защиты составлен и регулярно уточняется сводный реестр лиц, принятых на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и имеющих право на получение государственной социальной помощи. Персональное распределение полученных регионом средств осуществляется обычно в порядке очередности, сформированной в хронологическом порядке по дате постановки на учет граждан, нуждающихся в получении жилья. Исходя из этой очередности, региональные органы власти производят перечисление целевых денежных сумм под конкретное число инвалидов-очередников в бюджеты соответствующих муниципальных образований.

Для обеспечения жильем инвалидов-очередников, вставших на учет в качестве нуждающимся в улучшении жилищных условий до 2005 года региональные власти могут приобретать на первичном или вторичном рынке жилья квартиры (с площадью жилья 18 кв. м по цене федерального норматива за 1 кв. м) с возможной последующей бесплатной передачей их в собственность инвалидам-очередникам (по желанию последних). Инвалиды, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.

Постановлением администрации Волгоградской области от 14.09.2009 № 334-п утвержден Порядок реализации мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Волгоградской области, за счет субвенций федерального бюджета. В соответствии с этим Порядком предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями инвалидов осуществляется в форме социальной выплаты, которая предоставляется только один раз. Размер социальной выплаты рассчитывается как произведение общей площади жилого помещения в размере 18 кв. метров и средней рыночной стоимости одного кв. метра общей площади жилья по Волгоградской области, установленной Министерством регионального развития Российской Федерации на момент расчета размера социальной выплаты. В случае если правом на получение социальной выплаты обладают два и более членов одной семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, социальные выплаты предоставляются одновременно каждому из них.

Для получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения инвалид предоставляет в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) Волгоградской области следующие документы:

– заявление;

– копию паспорта;

– копию документа, подтверждающего отнесение гражданина к категории граждан, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

– выписку из домовой книги или копию финансового лицевого счета за текущий год;

– выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;

– документ, подтверждающий право заявителя являться полномочным представителем гражданина.

Документом, удостоверяющим право на получение социальной выплаты, является гарантийное письмо Администрации Волгоградской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Срок действия гарантийного письма составляет 9 месяцев со дня его подписания.

Предоставление социальной выплаты осуществляется в следующем порядке:

Гражданин, имеющий инвалидность, получивший гарантийное письмо:

1. осуществляет подбор жилого помещения, в том числе индивидуального жилого дома (части дома), квартиры (комнаты), отвечающего установленным санитарным нормам и техническим требованиям и являющегося благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта;

2. заключает с продавцом договор приобретения жилого помещения;

3. осуществляет регистрацию договора приобретения жилого помещения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области;

4. представляет в Комитет по строительству Администрации Волгоградской области для оплаты письменное заявление о перечислении социальной выплаты продавцу жилого помещения по форме согласно приложению. Комитет по строительству Администрации Волгоградской области в течение 14 календарных дней со дня предъявления гражданином – получателем социальной выплаты заявления о перечислении социальной выплаты продавцу жилого помещения производит перечисление денежных средств со своего лицевого счета на счет продавца жилого помещения или иного лица согласно реквизитам, указанным в договоре приобретения жилого помещения.

Органы местного самоуправления не позднее 30 рабочих дней со дня представления документов принимают решение о признании гражданина получателем социальной выплаты и в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о признании гражданина получателем социальной выплаты письменно уведомляют об этом гражданина;

Социальная выплата считается предоставленной со дня зачисления средств социальной выплаты на счет продавца жилого помещения или иного лица, указанного в договоре приобретения жилого помещения.

В случае если гражданин – получатель социальной выплаты в течение срока действия гарантийного письма не осуществил регистрацию договора приобретения жилого помещения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, социальная выплата считается не предоставленной. При этом гражданин в течение текущего года вправе повторно представить в орган местного самоуправления документы, дающие право на получение социальной выплаты в очередном финансовом году.

Обеспечение жильем инвалидов-очередников, вставших на учет в качестве нуждающимся в улучшении жилищных условий после 2005 года производится в соответствии с ЖК РФ путем приобретения для них квартир, правила о предоставлении социальной выплаты на таких инвалидов не распространяется. Проблемы инвалидов, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 решаются в соответствии с Жилищным кодексом РФ без участия средств федерального бюджета. Основной формой улучшения жилищных условий этой категории инвалидов является строительство нового социального жилья за счет средств регионального и муниципальных бюджетов. Жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются:

– обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов РФ;

– проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

– проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;

– проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

– проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

– проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов, осуществляется:

– по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом;

– по месту работы - на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.

Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства.

Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидами и семьями, имеющими детей - инвалидов, подается заявление, к которому прилагаются:

– выписка из домовой книги;

– копия финансового лицевого счета;

– копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и копия индивидуальной программы реабилитации инвалида;

– другие документы с учетом конкретных обстоятельств (справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и т.п.).

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ.

Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ.

Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь. При предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т.п.).

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.). Из смысла приведенной нормы следует, что основанием для переселения инвалида и семьи, имеющей ребенка-инвалида, является индивидуальная программа реабилитации, решение вопроса о предоставлении инвалиду жилого помещения на первом этаже принимается на региональном уровне органами местной власти. Инвалиду нужно выяснить в поликлинике по месту жительства, дает ли его заболевание право на замену этажа и получить в местной врачебно-консультационной комиссии справку.

Перечень основных условий для получения такого документа:

1) наличие признаков инвалидности I группы;

2) наличие признаков инвалидности II группы по зрению;

3) инвалидность II группы и наличие ее признаков:

– заболевания сердца на фоне хронического нарушения кровообращения, хронической коронарной недостаточности III степени;

– заболевания легких, в том числе бронхиальная астма, осложненные дыхательной недостаточностью III степени;

– органические поражения нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функций конечностей и нарушениями координации;

– тяжелая форма наследственных прогрессирующих нервно-мышечных дистрофий;

– сахарный диабет тяжелой формы;

– тяжелая форма акромегалии, болезни Иценко-Кушинга, диффузного токсического зоба;

– ампутационная культя нижних конечностей;

– тяжелые заболевания суставов;

4) достижение возраста 80 лет.

Если инвалид соответствует хотя бы одному из указанных условий, тогда он может претендовать на замену этажности.

Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных соответствующем перечне. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", к ним относятся: активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей, гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого, пиодермия гангренозная множественные поражения кожи с обильным отделяемым, кишечный свищ, уретральный свищ.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. К ним относятся:

1. Активные формы туберкулеза всех органов и систем.

2. Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.

3. Трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненная нефростома, стома мочевого пузыря, не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания.

4. Множественные поражения кожи с обильным отделяемым.

5. Проказа.

6. ВИЧ-инфекция у детей.

7. Отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок.

8. Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов.

9. Состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга.

10. Тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью II - III степени.

Жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ. Согласно "Городскому положению о внесении изменений в Городское положение от 11.05.2011 № 141-ВГД "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 27.10.2011 № 204-ВГД, утвержденного постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 14.10.2011 № 38/4) норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 14 кв. м общей площади на одного человека.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

ПРАВО ДЕТЕЙ-СИРОТ НА БЕСПЛАТНОЕ ПОЛУЧЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ

Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно (ст. 8 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ; п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ).

Жилье предоставляется однократно из специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности: по окончании срока пребывания ребенка в образовательных, медицинских и иных организациях для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, или по окончании прохождения военной службы по призыву, или по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ребенком-сиротой до его фактического обеспечения жильем.

Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам устанавливается региональным и муниципальным законодательством, в частности Законом Волгоградской области от 15.12.2005 № 1147-ОД (ред. от 26.10.2015) "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области", который предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту их жительства однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договорам найма специализированных жилых помещений:

1) по достижении возраста 18 лет;

2) до достижения возраста 18 лет – в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия в порядке, установленном действующим законодательством.

Указанным лицам по достижении 18 лет по их письменному заявлению жилое помещение предоставляется по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Волгоградской области.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам предоставляются для временного проживания благоустроенные жилые помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных федеральным законодательством, или в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

а) не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных федеральным законодательством по их выселению;

б) больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях, – в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных федеральным законодательством по их выселению;

в) имеющих или имевших судимость, подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

г) признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;

д) имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

2) наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, при условии проживания в жилых помещениях, указанных в абзаце первом настоящей части, других граждан.

Факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (органы опеки и попечительства). Законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют заявление о включении детей в список в орган опеки и попечительства по месту жительства детей в течение 15 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или со дня возникновения предусмотренных федеральным законодательством оснований для предоставления указанным детям жилых помещений после достижения ими возраста 14 лет. Заявление о включении в список также могут представить в орган опеки и попечительства по месту своего жительства дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до 1 января 2013 года. К заявлению о включении в список прилагаются документы, перечень которых устанавливается Администрацией Волгоградской области. Орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня представления всех прилагаемых к заявлению документов готовит заключение, которое должно содержать вывод о необходимости включения или отказа во включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список.

Орган опеки и попечительства в течение пяти рабочих дней со дня вынесения заключения направляет его и заявление с приложенными к нему документами, а в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилого помещения в уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования – в Комитет образования и науки Волгоградской области, который является уполномоченным органом по составлению, систематизации и обновлению списка. Уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования в течение 15 рабочих дней со дня поступления заключения и иных документов проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает одно из следующих решений:

1) о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список;

2) об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список.

Решение оформляется в форме правового акта, копия которого в течение 15 календарных дней со дня вынесения решения направляется заявителю и в орган опеки и попечительства. Список формируется в хронологическом порядке в соответствии с датой возникновения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на предоставление жилых помещений. В случае совпадения даты возникновения указанного права включение в список производится в алфавитном порядке.

При наличии вступивших в законную силу судебных актов о признании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в жилых помещениях или актов, обязывающих включить их в список, очередность их включения в список определяется исходя из сроков, указанных в выводах суда, а при их отсутствии – исходя из даты вступления в законную силу судебного акта.

По окончании срока действия договор найма специализированного жилого помещения может быть единожды продлен на новый срок, если пользователь жилого помещения находится в трудной жизненной ситуации и исполнял обязанности по договору надлежащим образом, или же подлежит расторжению с заключением в отношении данного жилого помещения договора социального найма.

ЖИЛЬЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ

В соответствии со ст. 15 федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений, за счет средств федерального бюджета. Жилые помещения предоставляются в собственность бесплатно военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, или уполномоченных ими органов (организаций). В случае смерти (гибели) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) жилые помещения предоставляются членам их семей.

Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом военнослужащим – гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.

Военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.

Военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления жилого помещения указана в ст.15.1 федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О статусе военнослужащих" и составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями.

Гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

ЖИЛЬЕ МОЛОДОЙ СЕМЬЕ

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7); каждому гарантируется право на жилище, условия для его осуществления создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч. ч. 1, 2 ст. 40).

Улучшение жилищных условий молодых семей - одна из важнейших задач, которая отражена в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 года. До конца 2017 года планируется дополнительно построить не менее 25 млн. кв. м жилья со всей социальной инфраструктурой, что позволит семьям со средним достатком улучшить жилищные условия. Такая государственная программа направлена на создание условий для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, в том числе предусматривает помощь молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительных мер государственной поддержки.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июля 2014 г. № 21-П, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства имеет особую значимость, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, обеспечивающих институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики России, направленной в том числе на повышение рождаемости, как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России.

Жилищный вопрос для молодых семей актуален и в наше время. Большинство семей не имеет достаточных средств на приобретение собственного жилья, сомневается в необходимости участия в долевом строительстве и может надеяться только на помощь родителей и государства.

Отсутствие денежных средств на первоначальный взнос и высокие процентные ставки по кредиту не позволяют многим семьям рассчитывать на приобретение жилья в ипотеку, в связи с чем особую роль приобретают социальные выплаты на покупку или строительство жилья.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 26.05.2016) была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2016), включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", реализуемая в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, направленная на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, и предусматривающая для них возможность получения за счет бюджетных ассигнований социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома экономического класса, которую они вправе использовать наряду с привлечением собственных средств и дополнительных средств кредитных и других организаций.

Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. В соответствии с этими Правилами участником подпрограммы может быть молодая семья, признанная в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении, в том числе имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, а также при наличии у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 6).

Акцентируя внимание на возрастном критерии получения социальной выплаты в соответствии с указанными Правилами, следует отметить, что возраст кандидатов на получение субсидии не должен превышать 35 лет, и учитывается он не на момент признания молодой семьи участником подпрограммы, а на момент включения такой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом периоде. В соответствии с п. 21 Правил данный список формируется органом местного самоуправления, его форма определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Превышение каждым из супругов или одним из них возраста 35 лет до момента оформления списка претендентов на получение социальной выплаты препятствует их включению в данный список и лишает их права участвовать в целевой программе по категории "Молодая семья".

Чтобы стать участником программы, молодая семья должна признаваться нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.е. быть принятой на учет в качестве таковой до 1 марта 2005 года. Участниками программы могут стать также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В качестве критерия нуждаемости в улучшении жилищных условий установлена учетная норма площади жилого помещения – уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления; размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ).

Как может распорядиться социальной выплатой молодая семья? В соответствии с программой и сложившейся практикой, социальная выплата может быть направлена на следующие цели: оплату цены договора купли-продажи жилого помещения или строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома; осуществление платежа в счет уплаты паевого взноса, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива; уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения либо строительство индивидуального жилого дома; погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения либо строительство индивидуального жилого дома.

Право молодой семьи - участницы подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве.

6. Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Социальная выплата предоставляется в размере не менее:

а) 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей;

б) 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, – для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.

Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, количества членов молодой семьи – участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту РФ, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которого определяется размер социальной выплаты, составляет:

а) для семьи, состоящей из 2 человек (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок), - 42 кв. метра;

б) для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов одного ребенка или более (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 или более детей), - по 18 кв. метров на одного человека.

Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта РФ. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи – участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.

Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк.

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

В ст. 92 Жилищного кодекса РФ содержится перечень к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период:

1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома;

2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание;

3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора.

Жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.

Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.

В соответствии со тс. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Вышеуказанным гражданам предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»

ПЕРЕПЛЁТ
книг, дипломов, отчётов и др. печатной продукции
ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6 с ул. Коммунистической
с 9-00 до 17-00
выходной: суббота, воскресенье
тел.: +7 (8443) 31-29-15