Социальный кодекс Волгоградской области: изменения в сфере социального обеспечения
В статье 7 Конституции РФ указано, что Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Цель социального государства, как известно, снижение бедности, а также улучшение качества жизни тех групп населения, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно решать проблемы своего личного, семейного жизнеобеспечения. Достижение этой цели возможно путем предоставления мер социальной поддержки (выплаты субсидий, пособий, компенсаций, льгот и т.д.), развития системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми.
Семья призвана полноценно осуществлять свои основные социально-демографические функции, формировать и реализовать собственные жизненные и репродуктивные установки на основе самообеспечения и саморазвития. Одно из условий успешного функционирования семьи (в том числе многодетной), снижения социальной напряженности в обществе – развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.
Основными направлениями государственной семейной политики являются обеспечение условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей (Указ Президента РФ "Об основных направлениях государственной семейной политики" от 14 мая 1996 г. № 712).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства имеет особую значимость и, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России и позволяющей создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая предоставление дополнительных мер государственной поддержки.
8 июля 2014 г. глава Правительства РФ Д.А. Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Была обсуждена Концепция семейной политики до 2025 г.
Семьи с детьми в Российской Федерации в большей степени по сравнению с остальными группами населения подвержены риску бедности. Вопросы поддержки семьи как стратегического направления социальной политики неоднократно становились темой посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В современной социально-демографической ситуации институт семьи приобретает повышенную публичную значимость, что настоятельно требует формирования законодателем системы социального обеспечения, учитывающей потребности родителей и детей. Социальное обеспечение семьи является инструментом социальной политики инвестиций, вкладываемых в человеческий капитал.
Одной из актуальных проблем, стоящих перед российской правовой системой, является защита прав социально незащищенных категорий граждан: инвалидов, военнослужащих, ветеранов, пенсионеров и т.д. В силу специфического статуса они нуждаются в особой защите со стороны российского общества от нарушений их прав.
Социально незащищенные категории граждан – это группы населения, которые в силу возраста, состояния здоровья и т.п. не в состоянии обеспечить себе (своим семьям) достойный уровень материального благосостояния.
К малоимущим гражданам (семьям) относятся те, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Критерии определения статуса малоимущих граждан, порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" и Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определены в Федеральном законе "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
С целью развития сферы различных видов социальной помощи и социальных услуг с акцентом на усиление адресности, совершенствования правового регулирования социальной защиты граждан Волгоградской областной Думой был принят Социальный кодекс Волгоградской области, регулирующий отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи в Волгоградской области за счет средств областного бюджета, который вступает в силу с 1 июля 2016 года.
В силу ст. 3 Социального кодекса Волгоградской области получателями мер социальной поддержки и социальной помощи в Волгоградской области являются граждане РФ, постоянно проживающие на территории Волгоградской области. Место жительства получателя мер социальной поддержки и (или) социальной помощи устанавливается на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда. Меры социальной поддержки и социальной помощи не предоставляются лицам, находящимся на полном государственном обеспечении и (или) проживающим в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме. Предоставление мер социальной поддержки и социальной помощи производится на основании заявления. Получатель мер социальной поддержки и (или) социальной помощи обязан известить орган, уполномоченный на предоставление мер социальной поддержки и социальной помощи, об изменении сведений, содержащихся в ранее представленных им документах, влекущих за собой прекращение предоставления либо изменение объема предоставляемых мер социальной поддержки и социальной помощи, в десятидневный срок со дня наступления таких изменений. В случае представления документов, содержащих недостоверные сведения, влияющие на предоставление мер социальной поддержки и социальной помощи, излишне выплаченная сумма взыскивается с получателя мер социальной поддержки и (или) социальной помощи в порядке, установленном законодательством РФ.
Предоставление мер социальной поддержки и социальной помощи, предусмотренных настоящим Кодексом, является расходным обязательством Волгоградской области, финансирование которого производится за счет средств областного бюджета. Индексация мер социальной поддержки и социальной помощи осуществляется Администрацией Волгоградской области в соответствии с законом Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Должностные лица органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, допустившие нарушения прав получателей мер социальной поддержки и социальной помощи, проживающих на территории Волгоградской области, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Глава 2 Социального кодекса Волгоградской области регулирует порядок предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, и гражданам, имеющим детей. Социальная помощь предоставляется следующим категориям населения:
1. семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области, действующего на дату обращения за мерами социальной поддержки (далее - малоимущие семьи);
2. семьям, имеющим третьего ребенка и последующих детей, рожденных после 31 декабря 2012 года, нуждающимся в поддержке. В целях настоящего Кодекса под семьями, нуждающимися в поддержке, понимаются семьи, имеющие среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области, действующего на дату обращения за мерами социальной поддержки;
3. семьям, имеющим троих и более несовершеннолетних детей, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения (далее - многодетные семьи);
4. семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее 1 января 2016 года. В целях настоящего Кодекса под семьями, имеющими третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее 1 января 2016 года, понимаются семьи, имеющие среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области, действующего на дату обращения за мерами социальной поддержки;
5. родителю (усыновителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом;
6. опекунам (попечителям);
7. гражданам (супругам или отдельным гражданам), взявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключившим договор о приемной семье с органом опеки и попечительства (далее - приемные родители).
Под семьей понимаются: состоящие в браке родители (усыновители) и их несовершеннолетний ребенок (несовершеннолетние дети) либо родитель (усыновитель) и его несовершеннолетний ребенок (несовершеннолетние дети). Право на получение мер социальной поддержки имеет один из родителей (усыновителей) в семье.
Малоимущим семьям предоставляются:
1) ежемесячное пособие на ребенка из малоимущей семьи;
2) дополнительное единовременное пособие малоимущей семье при рождении (усыновлении) ребенка;
3) компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования (далее - компенсация части родительской платы малоимущей семье).
Ежемесячное пособие на ребенка из малоимущей семьи предоставляется на каждого рожденного (усыновленного) ребенка до достижения им возраста 16 лет (для обучающихся в общеобразовательных организациях Волгоградской области - 18 лет).
Ежемесячное пособие на ребенка устанавливается в размере 317 рублей.
Ежемесячное пособие на ребенка из семей военнослужащих, проходящих службу по призыву; из семей, в которых один из родителей или родители уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно, устанавливается в размере 476 рублей.
Ежемесячное пособие на ребенка из семей с тремя и более несовершеннолетними детьми устанавливается в размере 555 рублей.
Ежемесячное пособие на ребенка в студенческой семье устанавливается в размере 634 рубля.
Под студенческой семьей признается семья, в которой оба родителя (усыновителя), единственный родитель (усыновитель) обучаются по очной форме обучения в расположенных на территории Волгоградской области государственных профессиональных образовательных организациях по программам подготовки специалистов среднего звена, образовательных организациях высшего образования или их филиалах.
Ежемесячное пособие на ребенка одинокого родителя устанавливается в размере 634 рубля. Одиноким родителем признается:
- мать ребенка, в свидетельстве о рождении которого отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери, не состоящая в браке;
- гражданин, усыновивший ребенка, не состоящий в браке;
- отец ребенка, не состоящий в браке и воспитывающий ребенка, в случаях, когда: мать умерла; мать лишена родительских прав; мать признана безвестно отсутствующей либо находящейся в розыске.
При наличии права на ежемесячное пособие на одного и того же ребенка по нескольким основаниям ежемесячное пособие устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер ежемесячного пособия на ребенка.
Ежемесячное пособие на ребенка не назначается на детей:
- находящихся на полном государственном обеспечении;
- в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
- в отношении которых отменено усыновление;
- родителям, которые могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам;
- умерших на момент обращения.
Дополнительное единовременное пособие малоимущей семье при рождении (усыновлении) ребенка предоставляется, если обращение за назначением указанного пособия последовало в течение шести месяцев со дня рождения ребенка. Дополнительное единовременное пособие устанавливается в размере 11 400 рублей.
Дополнительное единовременное пособие не назначается на детей:
- находящихся на полном государственном обеспечении;
- в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
- в отношении которых отменено усыновление;
- переданных под опеку (попечительство);
- умерших на момент обращения.
В случае рождения (усыновления) двух или более детей дополнительное единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.
Компенсация части родительской платы малоимущей семье предоставляется при условии внесения родителями (усыновителями) родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, расположенной на территории Волгоградской области. Компенсация части родительской платы устанавливается в размере:
20 процентов от среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Волгоградской области, - на первого ребенка;
50 процентов от среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Волгоградской области, - на второго ребенка;
70 процентов от среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Волгоградской области, - на третьего ребенка и последующих детей.
В ст. 16 Социального кодекса Волгоградской области прописаны меры социальной поддержки, предоставляемые семьям, имеющим третьего ребенка и последующих детей, рожденных после 31 декабря 2012 года, нуждающимся в поддержке, которым предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для детей в Волгоградской области, рассчитанного на календарный год и установленного Администрацией Волгоградской области.
Ежемесячная денежная выплата осуществляется до достижения третьим ребенком и последующими детьми, рожденными после 31 декабря 2012 года, возраста трех лет.
При определении права на ежемесячную денежную выплату учитываются предыдущие дети, рожденные матерью этого ребенка.
При определении права на ежемесячную денежную выплату не учитываются дети: находящиеся на полном государственном обеспечении; в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах; переданные под опеку (попечительство).
В ст. 17 Социального кодекса Волгоградской области указаны меры социальной поддержки, предоставляемые многодетным семьям, которым предоставляются:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг в размере 1009 рублей;
2) ежеквартальная денежная выплата на каждого ребенка в размере 289 рублей;
3) ежегодная денежная выплата на каждого ребенка школьного возраста (от 6 до 17 лет включительно) на подготовку к школе в размере 1107 рублей.
Действие настоящей статьи распространяется на приемные семьи, имеющие троих и более детей, включая несовершеннолетних родных (усыновленных) детей.
В ст. 18 Социального кодекса Волгоградской области урегулирован вопрос предоставления семьям, имеющим третьего ребенка или последующих детей, родившихся не ранее 1 января 2016 года, родительского капитала в размере 70 000 рублей. Родительский капитал не выплачивается в следующих случаях:
- ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение родительского капитала, находится на полном государственном обеспечении;
- ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение родительского капитала, умер на момент обращения родителя (усыновителя) за родительским капиталом;
- обратившийся родитель (усыновитель) лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение родительского капитала;
- семья являлась получателем родительского капитала на ребенка в соответствии с Законом Волгоградской области от 08 августа 2005 г. № 1097-ОД "О дополнительном единовременном пособии при рождении ребенка и родительском капитале".
В ст. 19. Социального кодекса Волгоградской области говорится о мерах социальной поддержки, предоставляемых родителю (усыновителю из числа неработающих трудоспособных граждан), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, из числа неработающих трудоспособных граждан, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом. Родителю (усыновителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, предоставляются:
1) ежемесячная денежная выплата родителю (усыновителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в размере 656 рублей. В случае осуществления ухода за вторым ребенком-инвалидом и последующими детьми-инвалидами ежемесячная денежная выплата предоставляется на каждого ребенка-инвалида.
2) ежеквартальная денежная выплата родителю (усыновителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, которому определена 3 степень ограничения жизнедеятельности в размере 5000 рублей.
В случае осуществления ухода за вторым ребенком-инвалидом и последующими детьми-инвалидами, которым определена 3 степень ограничения жизнедеятельности, ежеквартальная денежная выплата предоставляется на каждого ребенка-инвалида.
В соответствии со ст. 22 Социального кодекса Волгоградской области опекунам (попечителям), не получающим в установленном законодательством Российской Федерации порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), предоставляются: ежемесячное пособие на ребенка опекунам (попечителям) и компенсация части родительской платы опекунам (попечителям).
Ежемесячное пособие на ребенка опекунам (попечителям) предоставляется на каждого принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста 16 лет (для обучающихся в общеобразовательных организациях - 18 лет) из семей, имеющих среднедушевой доход, размер которого ниже прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области, действующего на дату обращения.
В ст. 25 Социального кодекса Волгоградской области говорится о мерах социальной поддержки, предоставляемых приемным родителям независимо от количества детей, взятых на воспитание, предоставляются: ежемесячная компенсация транспортных расходов в размере 200 рублей; ежегодный бесплатный медицинский осмотр в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Волгоградской области; бесплатные путевки для отдыха и лечения в санаторно-курортных организациях, находящихся на территории Волгоградской области, предоставляемые один раз в три года. В случае невозможности предоставления или использования путевки приемному родителю выплачивается денежная компенсация в размере 10 000 рублей.
Глава 3 Социального кодекса Волгоградской области содержит правила предоставления социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам военной службы, которые имеют право на:
1) ежемесячную денежную выплату в размере 529 рублей;
2) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым ветераны труда были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также на внеочередное оказание медицинской помощи по программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Волгоградской области;
3) ежемесячная денежная выплата на компенсацию оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов:
4) ежегодная денежная выплата на компенсацию 50 процентов стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных органами местного самоуправления Волгоградской области для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления.
Компенсация 50 процентов расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется ветеранам труда и ветеранам военной службы при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении ими соглашений по ее погашению.
Ветеранам труда Волгоградской области, размер дохода которых ниже полуторной величины прожиточного минимума по Волгоградской области для пенсионеров, действующей на дату обращения, предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 558 рублей. Данная ежемесячная денежная выплата, не предоставляется гражданам, получающим дополнительную пенсию за государственную или муниципальную службу.
Согласно ст. 29 Социального кодекса Волгоградской области труженикам тыла предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата в размере 638 рублей;
2) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым труженики тыла были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также на внеочередное оказание медицинской помощи по программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Волгоградской области;
3) бесплатное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями (за исключением зубных протезов) и слуховыми аппаратами в соответствии с перечнем, утвержденным органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения Волгоградской области;
4) ежемесячная денежная выплата на компенсацию 50 процентов:
- платы за наем и (или) за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Администрацией Волгоградской области;
- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт за один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Администрацией Волгоградской области;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
5) ежегодная денежная выплата на компенсацию 50 процентов стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных органами местного самоуправления в Волгоградской области для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления;
6) преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
Бывшим военнослужащим 1927 - 1928 годов рождения предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 1027 рублей (ст. 30 Социального кодекса Волгоградской области).
Согласно ст. 31, ст. 32 Социального кодекса Волгоградской области участникам Сталинградской битвы, членам семей военнослужащих предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на компенсацию 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного за один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) ежегодная денежная выплата на компенсацию 50 процентов стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных органами местного самоуправления Волгоградской области для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления.
В ст. 33 Социального кодекса Волгоградской области закреплены меры социальной поддержки военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и федеральных органов исполнительной власти, ставших инвалидами вследствие увечья, заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы по призыву, которым, в зависимости от группы инвалидности предоставляется ежемесячное пособие в следующих размерах:
4160 рублей - инвалидам I группы;
3331 рубль - инвалидам II группы;
2709 рублей - инвалидам III группы.
В соответствии со ст. 34 Социального кодекса Волгоградской области родителям погибших или умерших военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации предоставляется ежемесячное пособие в размере 3073 рубля. Детям погибших или умерших военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации предоставляется ежемесячное пособие в размере 1539 рублей. Ежемесячное пособие предоставляется детям, не достигшим возраста 18 лет, или детям старше этого возраста, обучающимся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. В случае непредставления в уполномоченный орган справки, подтверждающей факт продолжения обучения в образовательной организации по очной форме обучения детей в возрасте от 18 до 23 лет, в начале учебного года выплата пособия приостанавливается до момента ее представления.
В главе 4 Социального кодекса Волгоградской области изложены меры социальной поддержки следующих категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, занятым по основному месту работы в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области:
- работники библиотек образовательных организаций;
- специалисты учреждений культуры (библиотек, музеев, учреждений клубного типа) и учреждений кинематографии;
- медицинские работники медицинских и образовательных организаций: врачи, провизоры, работники, занимающие должности среднего медицинского и фармацевтического персонала;
- специалисты государственной ветеринарной службы, имеющие высшее образование или среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена;
- специалисты физкультурно-спортивных учреждений, имеющие высшее образование или профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена в сфере педагогики или физической культуры;
- работники учреждений социального обслуживания населения: врачи, провизоры, работники из числа среднего медицинского и фармацевтического персонала, библиотекари, культорганизаторы, концертмейстеры, музыкальные руководители, директора и заместители директора по учебно-воспитательной работе в домах-интернатах для умственно отсталых детей, педагоги дополнительного образования, педагоги социальные, педагоги-психологи, инструкторы по физической культуре, инструкторы по труду, воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды (логопеды), сурдопереводчики, психологи, специалисты по реабилитации инвалидов, специалисты по социальной работе, социальные работники, имеющие высшее образование или среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена либо имеющие стаж такой работы не менее пяти лет, заведующие отделением социального обслуживания на дому, заведующие специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому, заведующие отделением срочного социального обслуживания.
Право на меры социальной поддержки, предусмотренные главой 4 Социального кодекса Волгоградской области, сохраняется за проживающими и проработавшими в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) в Волгоградской области не менее 10 лет лицами, вышедшими на пенсию с вышеуказанных должностей.
Специалистам и пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья в виде:
ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилья;
ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате электроосвещения;
ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате отопления жилья.
Правом на компенсацию расходов по оплате жилья и отопления жилья пользуются совместно проживающие со специалистами и пенсионерами члены их семей (муж, жена, дети в возрасте до 18 лет, а в случае учебы на дневной форме обучения - до 24 лет, родители).
Ежемесячная денежная компенсация по оплате жилья и электроосвещения не предоставляется в случае:
- если жилое помещение, в котором проживает специалист или пенсионер, является его собственностью или собственностью членов его семьи;
- отказа специалиста от проживания в жилом помещении, предоставленном ему в пределах установленной нормы жилой площади, благоустроенном применительно к условиям населенного пункта, где находится его место работы, и отвечающем действующим санитарным и техническим требованиям.
Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате отопления жилья предоставляется также в случае:
- если жилое помещение, в котором проживает специалист или пенсионер, является его собственностью или собственностью членов его семьи;
- отказа специалиста от проживания в жилом помещении, предоставленном ему в пределах установленной нормы жилой площади, благоустроенном применительно к условиям населенного пункта, где находится его место работы, и отвечающем действующим санитарным и техническим требованиям.
В главе 5 Социального кодекса Волгоградской области указаны меры социальной поддержки следующим категориям граждан:
1. реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, которым предоставляются:
1) ежемесячная денежная выплата в размере 638 рублей;
2) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях;
3) бесплатное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями (за исключением зубных протезов) и слуховыми аппаратами;
4) ежемесячная денежная выплата на компенсацию оплаты за жилищно-коммунальные услуги 50 процентов:
2. гражданам, находившимся в несовершеннолетнем возрасте в период с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года на территории, охваченной боевыми действиями, соответствующей административно-территориальному делению города Сталинграда по состоянию на указанный период; которым предоставляются:
1) ежемесячная денежная выплата в размере 399 рублей;
2) ежемесячная денежная выплата на компенсацию оплаты за жилищно-коммунальные услуги 50 процентов:
3. гражданам в возрасте до 23 лет, обучающимся по очной форме обучения в расположенных на территории Волгоградской области государственных профессиональных образовательных организациях по программам подготовки специалистов среднего звена, образовательных организациях высшего образования или их филиалах, из числа ветеранов боевых действий;
4. студентам, являющимся детьми из многодетных семей;
Студентам из числа ветеранов боевых действий и студентам, являющимся детьми из многодетных семей, предоставляется ежемесячное социальное пособие в размере 450 рублей.
Выплата социального пособия производится при условии, что среднедушевой доход семьи студента или доход одиноко проживающего студента ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области, действующего на дату обращения за мерами социальной поддержки.
5. обучающимся (детям из малоимущих семей, имеющих среднедушевой доход, не превышающий размер прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области, получающих ежемесячное пособие в центрах социальной защиты населения; детям из многодетных семей; детям, состоящим на учете у фтизиатра, вне зависимости от среднедушевого дохода семьи ребенка; учащимся 1 - 4 классов общеобразовательных организаций, расположенных на территории городских и сельских поселений) в муниципальных общеобразовательных организациях в Волгоградской области, которым предоставляются частичная компенсация стоимости питания из расчета 15 рублей в день.
В главе 6 Социального кодекса Волгоградской области отражены меры социальной поддержки по льготному проезду, который предоставляется:
- ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах";
- членам семей погибших (умерших) инвалидов войны и ветеранов боевых действий;
- членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
- членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей;
- инвалидам;
- детям-инвалидам;
- лицам, получающим меры социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
- лицам, получающим страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо пенсию по иным основаниям по достижении мужчинами возраста 60 лет и женщинами - 55 лет, если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
Стоимость социальных проездных билетов для проезда на автомобильном, городском электрическом, внутреннем водном и пригородном железнодорожном транспорте устанавливается Администрацией Волгоградской области.
В главе 7 Социального кодекса Волгоградской области изложены правила оказания государственной социальной помощи, получателями которой могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам, перечень которых устанавливается Администрацией Волгоградской области, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области. Государственная социальная помощь предоставляется: в виде адресного социального пособия и на основании социального контракта.
Адресное социальное пособие предоставляется на шесть месяцев с месяца обращения за его предоставлением и выплачивается единовременно за весь период предоставления из расчета:
200 рублей в месяц малоимущим одиноко проживающим гражданам;
200 рублей в месяц на каждого члена семьи малоимущим семьям, состоящим из двух человек;
150 рублей в месяц на каждого члена семьи малоимущим семьям, состоящим из трех и более человек.
Повторное назначение адресного социального пособия осуществляется не ранее чем по истечении полутора лет со дня его предыдущего назначения.
Предоставление адресного социального пособия осуществляется при соблюдении следующих условий:
ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеет движимого и недвижимого имущества, перечень
которого утверждается Администрацией Волгоградской области;
ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя;
трудоспособные члены малоимущей семьи или трудоспособный малоимущий одиноко проживающий гражданин, не осуществляющие трудовую деятельность, зарегистрированы в качестве безработных.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется, исходя из содержания программы социальной адаптации, разработанной совместно получателем и государственным казенным учреждением - центром социальной защиты населения по месту его жительства или пребывания в целях преодоления получателем трудной жизненной ситуации (обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности получателя и последствий которых он не может преодолеть самостоятельно). Размер государственной социальной помощи на основании социального контракта определяется в соответствии с порядком оказания социальной помощи, но не более 40 000 рублей.
Под социальным контрактом понимается договор (соглашение) о взаимных обязательствах между получателем и государственным казенным учреждением - центром социальной защиты населения по месту жительства или пребывания получателя, в соответствии с которым государственное казенное учреждение - центр социальной защиты населения обязуется предоставить получателю государственную социальную помощь, а получатель обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется при соблюдении следующих условий:
ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеет движимого и недвижимого имущества, перечень которого утверждается Администрацией Волгоградской области;
ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя;
трудоспособные члены малоимущей семьи или трудоспособный малоимущий одиноко проживающий гражданин, не осуществляющие трудовую деятельность, зарегистрированы в качестве безработных;
один или несколько членов малоимущей семьи или одиноко проживающий гражданин являются трудоспособными;
наличие помещения и (или) земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
К дополнительным мерам социальной помощи предоставляются в виде:
единовременного социального пособия в размере 5000 рублей, но не более фактически произведенных расходов;
компенсации затрат на газификацию жилья;
обеспечения слуховыми аппаратами и протезно-ортопедическими изделиями;
отправления к месту жительства (следования).
Единовременное социальное пособие предоставляется один раз в год малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам, перечень которых устанавливается Администрацией Волгоградской области, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области, на компенсацию части расходов, связанных с:
1) ремонтом либо приобретением жизненно необходимых бытовых приборов, перечень и периодичность приобретения которых устанавливается Администрацией Волгоградской области в размере 5000 рублей, но не более фактически произведенных расходов;
2) приобретением твердого топлива (за исключением случаев предоставления получателям мер социальной поддержки на приобретение твердого топлива из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) в размере 5000 рублей, но не более фактически произведенных расходов;
3) оплатой проезда к месту лечения, реабилитации или обследования (за исключением случаев предоставления получателям аналогичной государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета) в размере 5000 рублей, но не более фактически произведенных расходов;
4) первичным приобретением и установкой индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов в размере 3000 рублей, но не более фактически произведенных расходов.
Предоставление единовременного социального пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам осуществляется при соблюдении следующих условий:
ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не имеет движимого и недвижимого имущества, перечень которого утверждается Администрацией Волгоградской области;
ни один из членов малоимущей семьи или малоимущий одиноко проживающий гражданин не зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя;
трудоспособные члены малоимущей семьи или трудоспособный малоимущий одиноко проживающий гражданин, не осуществляющие трудовую деятельность, зарегистрированы в качестве безработных.
Единовременное социальное пособие предоставляется независимо от среднедушевого дохода, установленного в Волгоградской области, гражданам, утратившим жизненно необходимое имущество в результате стихийных бедствий, обвала, аварии, разрушения жилища, происшедших по причине природного или техногенного характера, пожара и других чрезвычайных ситуаций. Размер единовременного социального пособия определяется в порядке, установленном Администрацией Волгоградской области, но не превышающем 50 000 рублей.
Компенсация затрат на газификацию жилья предоставляется однократно в размере 16601 рубль, но не более суммы фактически произведенных затрат.
Получателями компенсации затрат на газификацию жилья являются:
1) малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам, перечень которых устанавливается Администрацией Волгоградской области, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области;
2) участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
3) вдовы погибших и умерших участников и инвалидов Великой Отечественной войны;
4) труженики тыла;
5) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
6) инвалиды;
7) семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов;
8) неработающие одиноко проживающие пенсионеры в возрасте 70 лет и старше.
Социальная помощь по обеспечению слуховыми аппаратами и протезно-ортопедическими изделиями оказывается путем предоставления органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения Волгоградской области, протезов верхних и нижних конечностей, сопутствующих изделий и приспособлений, ортопедической обуви, ортезов; туторов; бандажных изделий; корсетов, корректоров осанки, протезов грудных желез; реклинаторов; дополнительных средств опоры (трости, костыли).
Получателями социальной помощи по обеспечению слуховыми аппаратами и протезно-ортопедическими изделиями являются не имеющие инвалидности:
1) граждане, которые по независящим от них причинам, перечень которых устанавливается Администрацией Волгоградской области, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области;
2) дети;
3) лица, получающие страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо пенсию по иным основаниям по достижении мужчинами возраста 60 лет и женщинами - 55 лет, если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
Получателями социальной помощи по обеспечению протезами молочной железы являются не имеющие инвалидности женщины после ампутации молочных желез.
Социальная помощь по отправлению к месту жительства (следования) предоставляется лицам, попавшим в ситуацию, объективно нарушающую нормальную жизнедеятельность, транспортной организацией, осуществляющей пассажирские перевозки, в соответствии с договором, заключенным с органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения Волгоградской области.
Ситуацией, объективно нарушающей жизнедеятельность, является:
- кража (утрата) документов, денежных средств;
- отсутствие средств на проезд к месту постоянного жительства вследствие нахождения в медицинских организациях и организациях социальной защиты населения, предоставляющих услуги в стационарной форме, неполучения пенсии в связи с переосвидетельствованием для подтверждения группы инвалидности в федеральном государственном казенном учреждении "Главное бюро медико-социальной экспертизы" по Волгоградской области;
- иные обстоятельства, перечень которых устанавливается органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения Волгоградской области.
Со дня вступления в силу Социального кодекса Волгоградской области, т.е. с 1 июля 2016 года утрачивают силу следующие нормативно-правовые акты:
1) Закон Волгоградской области от 16 декабря 2003 г. № 900-ОД "О материальной поддержке военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и федеральных органов исполнительной власти, ставших инвалидами вследствие увечья, заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы по призыву на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, в ходе боевых действий в Республике Афганистан, Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации";
2) Закон Волгоградской области от 24 ноября 2004 г. № 959-ОД "О дополнительных мерах социальной поддержки семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы, служебных обязанностей";
3) Закон Волгоградской области от 30 декабря 2004 г. № 984-ОД "О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Волгоградской области";
4) Закон Волгоградской области от 03 марта 2005 г. № 1016-ОД "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области";
5) Закон Волгоградской области от 04 марта 2005 г. N 1019-ОД "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области";
6) Закон Волгоградской области от 08 августа 2005 г. № 1097-ОД "О дополнительном единовременном пособии при рождении ребенка и родительском капитале";
7) Закон Волгоградской области от 14 февраля 2006 г. № 1197-ОД "О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы";
8) Закон Волгоградской области от 17 мая 2006 г. № 1228-ОД "О социальном пособии студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов";
9) Закон Волгоградской области от 16 октября 2006 г. № 1291-ОД "О ветеранах труда Волгоградской области";
10) Закон Волгоградской области от 21 февраля 2007 г. № 1418-ОД "О государственной социальной помощи населению в Волгоградской области";
11) Закон Волгоградской области от 10 апреля 2007 г. № 1442-ОД "О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области";
12) Закон Волгоградской области от 10 июля 2007 г. № 1494-ОД "О мерах социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного года до трех лет, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области";
13) Закон Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 1775-ОД "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Волгоградской области";
14) Закон Волгоградской области от 15 июля 2010 г. № 2081-ОД "О дополнительных мерах социальной поддержки неработающих трудоспособных граждан, являющихся родителями детей-инвалидов и осуществляющих уход за ними";
15) Закон Волгоградской области от 08 октября 2010 г. № 2095-ОД "О дополнительной мере социальной поддержки по предоставлению бесплатного проезда участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным медалью "За оборону Сталинграда", на территории Волгоградской области";
16) Закон Волгоградской области от 08 октября 2013 г. № 121-ОД "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий участников Великой Отечественной войны".
Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»
Создано 13.04.2016 13:35
Обновлено 13.04.2016 13:36