Прокуратура Российской Федерации: полномочия
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ
Ведущая роль в сфере обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью и уголовного преследования в Российской Федерации принадлежит органам прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ в целях обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокуратура РФ выполняет следующие функции:
1. Правозащитная функция прокуратуры определена как приоритетная.
Приказом Генерального прокурора России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» внимание прокуроров акцентировано на защите закрепленных в Конституции РФ прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. В первую очередь подлежат защите права и законные интересы групп населения, трудовых коллективов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.
В силу статьи 45 ГПК РФ – «Участие в деле прокурора» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.
Важнейшей мерой предупреждения правонарушений является предостережение о недопустимости нарушения закона, которое объявляется должностному лицу при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В соответствие с указанием Генерального прокурора России от 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях.
Установленные факты нарушения закона служат основанием для внесения прокурором представления об устранении нарушений.
В Генпрокуратуре России регулярно проводятся встречи с представителями Общественной палаты России, правозащитными организациями, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы защиты прав и свобод граждан.
Правозащитная составляющая в работе прокуратуры проявляется также при участии в правотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, во взаимодействии с институтами гражданского общества, проведении правового просвещения.
Немаловажно, что в процессе осуществления правозащитной деятельности прокуратурой гражданам фактически оказывается квалифицированная юридическая помощь, которая во всех случаях является бесплатной.
Приоритетные направления работы прокуратуры в правозащитной сфере:
1. Надзор за исполнением трудового законодательств.
Мониторинг состояния законности в сфере соблюдения трудовых прав граждан свидетельствует о многочисленных нарушениях прав работников со стороны работодателей, ненадлежащем исполнении органами государственной власти, контролирующими и уполномоченными органами возложенных на них полномочий по защите прав граждан на свободный труд, вознаграждение за труд, защиту от безработицы, социальное обеспечение. Прокуроры проводят проверки, принимают меры реагирования, активно используют полномочия по обращению в суд за защитой прав граждан в сфере оплаты труда.
2. Защита жилищных прав граждан.
Приоритет отдается защите прав ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних, пенсионеров. Деятельность органов прокуратуры при осуществлении надзора за реализацией органами государственной власти и местного самоуправления Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» позволили обеспечить жильем значительное число ветеранов. Прокуроры активно используют полномочия по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в судебном порядке.
3. Пресечение нарушений в сфере ЖКХ.
Каждый гражданин, проживающий в многоквартирном доме, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, имеет право на благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание имущества в многоквартирном доме. Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями лицам. Однако, управляющие компании часто не справляются со своими обязанностями по содержанию жилищного фонда, а качество оказываемых ими услуг по обслуживанию населения не соответствует установленным правилам и нормам. В связи с этим прокуратура активно использует одно из наиболее действенных гражданско-правовых средств защиты интересов граждан – право на обращение в суд с исковыми заявлениями, направленными на устранение нарушений в жилищно-коммунальной сфере.
4. Обеспечение права на охрану здоровья и медпомощь
Медицинская деятельность во многих случаях осуществляется в помещениях, не соответствующих предъявляемым требованиям. Не обеспечивается достаточное финансирование расходов и на оснащение машин скорой помощи, их приобретение в достаточном количестве. Прокурорами принимаются меры по возмещению компенсации за причиненный медицинскими работниками вред. Прокуратура выявляет также случаи незаконной практики возмездного предоставления врачами услуг, включенных в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
2. Функция уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.
3. Координирующая функция.
Прокуратура РФ координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
4. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами, вынесение прокурорами протестов на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
5. Участие Прокуратуры РФ в правотворческой деятельности.
Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
6. Международное сотрудничество.
Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.
7. Надзорная функция прокуратуры.
Прокуратура РФ осуществляет:
– надзор за исполнением законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами;
– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
– надзор за исполнением законов судебными приставами;
– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание;
– надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами. При этом прокуратура может использовать право участия в заседаниях законодательных, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, периодические проверки.
Особую важность для повышения уровня законности имеет организация и осуществление прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела. В задачи прокурорского надзора на данном этапе входит предупреждение, выявление, устранение нарушений установленного законом порядка приема, регистрации, учета уполномоченными на то органами дознания и предварительного следствия сообщений о преступлениях, восстановление нарушенных в результате несоблюдения этого порядка прав физических и юридических лиц. В ходе прокурорского надзора выявляется и устраняется значительное число нарушений закона, допускаемых органами дознания и следователями, путем отмены незаконно принятых решений о возбуждении, отказе в возбуждении уголовных дел и использования других мер прокурорского реагирования.
Необходимость прокурорского надзора за соблюдением законности и прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела вызвана рядом нарушений, таких как нарушение учетно-регистрационной дисциплины в ходе рассмотрения сообщений о преступлениях, в том числе укрытие преступлений от учета; попытки должностных лиц, производящих предварительную проверку информации о преступлениях, фальсифицировать фактические данные для необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела; стремление не ставить на учет неочевидные, заведомо трудно раскрываемые преступления и улучшить таким способом статистические показатели раскрываемости.
Одним из главных приоритетов прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве является обеспечение конституционного принципа свободы и неприкосновенности личности при незаконном задержании граждан должностными лицами органов дознания и предварительного следствия.
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА
Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
Прокуратура осуществляет свою деятельность в интересах всех без исключения лиц, проживающих на территории России, а также граждан России, проживающих за ее пределами. Ограничения для каких-либо категорий лиц на доступ к защите своих прав и интересов средствами прокурорского надзора отсутствуют.
Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством РФ случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.
Прокурор при осуществлении возложенной на него функции по надзору за исполнением закона вправе:
1. По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
3. Требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
3. Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
4. Обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону.
5. Освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.
6. Опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
7. Вносить представление об устранении нарушений закона.
8. Приносить протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
9. Вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации.
10. Выносить мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
11. Направлять в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функции по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вправе:
1. Рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
2. Разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод.
3. Принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Прокурор при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу вправе:
1. Опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.
2. Знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами.
3. Требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.
4. Отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования.
Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Участие прокуроров в рассмотрении дел судами
Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Генеральный прокурор РФ в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Принесение Генеральным прокурором РФ или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.
Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.
Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.
Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.
Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность. В соответствии со ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 294 Уголовного кодекса Российской Федерации вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев. То же деяние, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ В ПРОКУРАТУРУ
Заявление в органы прокуратуры – это обращение к прокурору в письменном виде для реализации личных прав и свобод, прописанных в Конституции РФ.
Жалоба в прокуратуру – это обращение письменного характера в случае, если права были нарушены чьим-либо действием или бездействием (это могут быть как государственные органы, так и должностные лица).
Порядок обращения в прокуратуру, рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, а также организации приема граждан и других лиц урегулирован статьей 10 Закона Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 03.02.2014) "О прокуратуре Российской Федерации" и утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 24.12.2001 №80 Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема заявителей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении законов. При этом решение, принятое прокурором, не препятствует обращению за защитой своих прав в суд. Обращения могут быть переданы в прокуратуру на личном приеме (в том числе и в устной форме), по почте, факсимильной связи, телеграфу.
Каких-либо специальных требований к оформлению письменных обращений в органы прокуратуры законодательство не устанавливает, поэтому составляться они могут в произвольной форме. Обращения, не содержащие сведений о фамилии или местонахождении (адресе) заявителя, признаются анонимными и не рассматриваются (п. 1.6 Инструкции). Важно, чтобы обращение было четко сформулировано, содержало все известные сведения о фактах правонарушений, а также просьбу о принятии мер прокурорского реагирования. При отсутствии в обращениях достаточных для их разрешения сведений они могут быть возвращены в пятидневный срок с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда следует для этого обратиться (п. 1.5 Инструкции).
При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия. Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Все обращения, причем как письменные, так и устные должны быть зарегистрированы. При этом содержание ответа, если он давался в устной форме на личном приеме, также подлежит регистрации (п.п. 1.8, 6.4 Инструкции).
Сроки разрешения заявлений, жалоб и других обращений в прокуратуру установлены пунктом 4.1 Инструкции. По общему правилу, обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются не позднее 15 дней, а все остальные не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру. При этом срок разрешения обращения может быть продлен прокурором либо его заместителем. О продлении срока, а также причинах задержки и принимаемых мерах в обязательном порядке уведомляется заявитель (п. 4.9 Инструкции).
Ответ на обращение должен быть мотивированным, содержать юридически выверенное мнение по каждому изложенному в нем доводу (п. 3 ст. 10 Закона, п. 5.1 Инструкции), т.е. прокурор не просто должен прислать отписку, указав «Ваше заявление проверено, нарушений закона не установлено», а подробно объяснить, почему и на каком основании отказывают в удовлетворении жалобы или удовлетворяют ее. В ответе также должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, действия которого обжалуется (ч. 5 ст. 10 Закона), прокурор обязан сам проверить изложенные факты нарушений, в случае их подтверждений, принять меры прокурорского реагирования и дать мотивированный ответ заявителю.
Обращения, содержащие сведения о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, а также обращения по наиболее актуальным (резонансным) вопросам проверяются, как правило, с выездом на место либо за результатами проверок таких обращений устанавливается контроль.
Для обеспечения полноты и объективности проверок по любому обращению к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости – заявители. При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.
Обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.
Если по обращению (запросу) принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а также он уведомляется, где впоследствии может получить информацию о результатах их рассмотрения. Ответ заявителю направляется разрешавшим обращение прокурором.
При направлении заявителям ответов на обращения возвращаются в обязательном порядке приложенные к ним документы.
Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»
Создано 18.07.2014 09:48