Налоговая амнистия
В Конституции Российской Федерации среди прав и свобод человека и гражданина закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Наличие обязанности уплаты налога непосредственно взаимосвязано с моментом возникновения у налогоплательщика объекта налогообложения. Согласно ст. 17 Налогового кодекса РФ объект является одним из элементов налогообложения. В законе о каждом налоге обязательно говорится о том, при наличии каких обстоятельств возникает обязанность уплаты. Таким основанием взимания налога (фактическим обстоятельством) может служить получение определенного дохода, прибыли, владение строением и т.п., т.е. наличие объекта налогообложения".
В ст. 38 Налогового кодекса РФ закреплено, что объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Также в данной норме закреплено, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Объекты всех налогов – как федеральных, так и региональных и местных определяются исключительно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагается несколькими налогами одновременно". Как следует из нормы ст. 38 Налогового кодекса РФ, одним из основных объектов налогообложения является доход.
Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Следовательно, недоимка НДФЛ возникает в результате неправомерных действий налогоплательщика. Неуплата или неполная уплата сумм НДФЛ в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса РФ, и влечет наложение штрафа. Кроме того, несвоевременная уплата НДФЛ в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки влечет наложение пени на сумму неуплаченного НДФЛ.
Срок выявления недоимки или срок давности выявления недоимки по налогам в Налоговом кодексе РФ не определен. Так, согласно официальной позиции Минфина РФ, изложенной в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 января 2013 г. N 03-02-07/1-5, Налоговый кодекс РФ закрепляет сроки проведения налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, сроки оформления результатов налоговых проверок, вынесения и вручения решений по материалам налоговых проверок, сроки направления требования об уплате налога, порядок и сроки обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налога с физического лица.
С момента выявления недоимки до подачи заявления в суд о ее взыскании за счет денежных средств налогоплательщика у налоговых органов есть девять месяцев, а если взыскание недоимки производится за счет имущества налогоплательщика, максимальный срок для судебного взыскания – составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. (ст. ст. 48, 52, 58, 70, 88, 89, 100 и 101 Налогового кодекса РФ).
От момента выявления недоимки по налогам, штрафам и пеням зависит начало исчисления сроков ее взыскания и, следовательно, сама возможность взыскать с налогоплательщика сумму выявленной недоимки. Недоимка может быть выявлена в ходе мероприятий налогового контроля. Однако это не исключает возможности выявления недоимки вне рамок налоговых проверок. Так, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 № 3147/11 налоговые органы выявляют недоимку после наступления срока уплаты налога путем сравнения суммы налога, которую налогоплательщик указал в декларации либо начисленную инспекцией самостоятельно (по отдельным налогам), с данными о фактически уплаченных суммах, поступивших из Федерального казначейства. Таким образом, возникшая недоимка по НДФЛ в результате неуплаты или неполной уплаты налога, образовавшая состав налогового правонарушения, повлекшая взыскание штрафных санкций и начисление пени, подлежит обязательному принудительному взысканию налоговыми органами в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.
Одним из инструментов, направленных на реализацию принципа гуманизма, выступает амнистия, проявляющая в форме самостоятельного акта государства милосердия лицам, совершившим правонарушения, в том числе и налоговые.
14 декабря 2017 г. Президент России провел большую пресс-конференцию. Он затронул в своих ответах и налоги. В частности, обратил внимание на задолженность физических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые возникли в "силу несовершенства налоговой системы". Например, одной из причин формирования задолженности по налогу на имущество физических лиц является пересчет инвентаризационной стоимости. Действующий ранее п. 11 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога. Такое изменение стоимости может быть обусловлено несвоевременным сообщением пересчитанной стоимости налоговому органу или ошибок в определении суммы инвентаризационной стоимости имущества, однако налогоплательщик получает доначисление налога.
Задолженность по транспортному налогу может возникать в связи с тем, что лицо несвоевременно снимает с учета транспортное средство, которое им было утрачено. Так, при угоне транспортного средства владелец должен самостоятельно представить в налоговый орган документ, свидетельствующий о неправомерном выбытии транспортного средства, при этом при представлении этого документа налог за предыдущий период, с момента выбытия транспортного средства до предоставления документа, не пересчитывается.
Налог на доходы физических лиц также не лишен "проблем" доначислений, которые обусловлены особенностями исчисления налога на доходы физических лиц по прощенным долгам, доходам в натуральной форме и доходам в виде материальной выгоды.
Налоговая амнистия – это институт налогового права, состоящий из норм, регулирующих конкретный вид однородных отношений, вытекающих из государственно-правового акта, которым гарантируется освобождение от налоговой ответственности лиц, не исполнивших в установленном законодательством порядке обязанность по уплате налога.
Налоговой амнистией признается комплекс мероприятий по погашению задолженности по налоговым и другим обязательным платежам налогоплательщиками, а также освобождение от уплаты штрафов и пеней с сумм добровольно уплачиваемых ими платежей в бюджет и внебюджетные государственные фонды.
Основными целями налоговой амнистии являются:
1) пополнение государственного бюджета за счет средств, поступивших в результате декларирования сокрытых или просроченных налоговых платежей;
2) финансовая стабилизация предприятий-должников, обеспечение в некоторых случаях перехода средств из теневого сектора экономики в легальный. В дальнейшем эти меры приводят к расширению налогооблагаемой базы, росту поступлений в бюджет;
3) общее улучшение состояния экономики, инвестиционного климата, возможность вложения средств в случае, если амнистия преследует цель репатриации зарубежных капиталов в реальные секторы экономики, конкретные программы и проекты;
4) создание новых правовых оснований и механизмов во взаимоотношениях государства и налогоплательщиков, создание атмосферы доверия между государством и предпринимателями;
5) профилактика налоговых правонарушений и преступлений.
Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ содержит нормы, в соответствии с которыми будут списаны недоимки по налогам, страховым взносам, а также пеням и штрафам. Признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом соответствующего решения, по следующим налогам физических лиц:
- транспортному налогу;
- налогу на имущество;
- земельному налогу.
Но списывается только недоимка по указанным налогам, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года.
По общему правилу, установленному ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФР и органами ФСС недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам проверок, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до обозначенной даты, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных ст. 59 НК РФ, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
С 29 января 2018 года этот порядок дополнен нормой, в соответствии с которой названные страховые взносы (недоимка, задолженность по пеням и штрафам) в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя).
Данная норма применяется к недоимке и задолженности, в отношении которых на 29 декабря 2017 года не принят акт суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе не вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Таким образом, в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации, а также Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков:
- Для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам(к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015 год, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.
- Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью,списанию подлежит сумма налоговой задолженности по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015 год, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность, и задолженность по штрафам.
- Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой,списанию подлежит сумма задолженности по страховым взносам, образовавшаяся за расчетные периоды до 01.01.2017 год, в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда (8 МРОТ), тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность. В 2014 году МРОТ составлял 5 554 руб.; в 2015 году МРОТ составлял 5 965 руб.; в 2016 году МРОТ составлял 6 204 руб. Максимальный размер страховых взносов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя (исходя из 8-кратного МРОТ), составил: в 2014 году - 138 627,84 руб.; в 2015 году - 148 886,40 руб.; в 2016 году - 154 851,84 руб.
Списание указанной задолженности по страховым взносам будет произведено после получения необходимых сведений от органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Помимо недоимки, списанию подлежит и задолженность по начисленным на нее пеням и штрафам. При этом в п. 11 ст. 14 Закона № 436-ФЗ особо оговаривается, что амнистия применяется только к фактически не уплаченным (не взысканным) до 29.12.17 (т.е. до дня вступления в силу Закона № 436-ФЗ) суммам. Во-первых, это означает, что вернуть обратно уплаченную или взысканную по состоянию на 28.12.2017 года задолженность, которая по закону № 436-ФЗ является безнадежной, не получится. Во-вторых, такая оговорка с 29 декабря 2017 года фактически лишает налоговые органы и органы внебюджетных фондов возможности осуществлять взыскание этих сумм. Так что все действия по взысканию таких задолженностей с начисленными на них пенями и штрафами, должны быть прекращены.
Работа по списанию задолженности проводится налоговыми органами в несколько этапов. По состоянию на 01.03.2018 год уже завершена основная работа по списанию задолженности физических лиц по имущественным налогам и задолженности индивидуальных предпринимателей по налогам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.
В настоящее время работа по списанию задолженности налоговыми органами продолжается. На следующих этапах будет произведено списание оставшейся налоговой задолженности физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также списание задолженности по страховым взносам (8 МРОТ).
Кроме того, будут признаны безнадежными и списаны недоимки по налогам, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся также на 1 января 2015 года и числящиеся на дату принятия соответствующего решения налоговым органом за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими этот статус до даты принятия такого решения. В данном случае речь идет о налогах, за исключением следующих: налог на добычу полезных ископаемых; акцизов; налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ.
Решение о списании названных недоимки и задолженности по пеням и штрафам будет приниматься налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Данное решение составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, ИНН физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.
Таким образом, все рассмотренные задолженности будут списаны с физических лиц и индивидуальных предпринимателей (как действующих, так и бывших) в автоматическом режиме, приходить в налоговый орган и писать какие-либо заявления, а также представлять документы не нужно.
Сроки, в которые налоговики должны принять решение о списании задолженности, законодательно не установлены. Бороться с этим (если налогоплательщик по каким-то причинам заинтересован в скорейшем списании задолженности), можно несколькими способами. Так, в части страховых взносов можно рекомендовать проявить инициативу и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Ведь когда речь идет о взносах, Закон № 436-ФЗ этого не возбраняет (а относительно налоговой задолженности в п. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ прямо сказано, что списание осуществляется без участия налогоплательщика). При подаче заявления будут применяться нормы профильного закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.06 № 59-ФЗ, статья 12 которого гарантирует рассмотрение письменного обращения в 30-тидневный срок.
Этот срок можно сократить, если обратиться к налоговикам с заявлением о проведении сверки (пп. 5.1. п. 1 ст. 21 НК РФ), срок формирования акта по которой не может превышать 15 рабочих дней (п. 3.1.2 регламента, утв. приказом ФНС России от 09.09.05 № САЭ-3-01/444@). В части же налоговой задолженности вариант с проведением сверки остается единственно возможным для ускорения процедуры списания задолженности.
Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»
Создано 19.11.2018 11:54
Обновлено 19.11.2018 11:54