Контроль в сфере ЖКХ
ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЖИЛИЩНОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Деятельность УК должна быть открытой. В случае если у потребителя возникли сомнения относительно корректности начисления платы за коммунальные услуги, он вправе получить от управляющей организации сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, а также получить всю необходимую информацию, которую управляющая компания обязана предоставить потребителю в соответствии с законодательством РФ и условиями договора управления (п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг).
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (ред. от 27.09.2014) утвержден стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", в соответствии с которым управляющая организация обязана раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома;
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, должностного лица управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта РФ;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В соответствии с принятым Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, управляющим компаниям надлежит обеспечить доступ и ознакомление неограниченного круга лиц как с общей информацией, так и с отдельными аспектами ее финансово-хозяйственной деятельности.
Управляющая организация несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома.
УК, выбранная в качестве способа управления многоквартирным домом, обязана предоставлять коммунальные услуги и не может устраниться от этой обязанности. Договор управления – это основание для заключения договора ресурсоснабжения.
С 01.05.2015 года наличие лицензии у УК является обязательным условием для осуществления деятельности по управлению МКД на основании договора управления.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока обязуется за плату предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, пользующимся помещениями в нем. В договоре управления должны быть указаны перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, порядок определения платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме. В нем должны быть указаны:
- состав общего имущества дома и адрес такого дома;
- перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет УК;
- порядок определения размера платы за жилищно-коммунальные услуги;
- порядок осуществления контроля за выполнением УК ее обязательств по договору управления.
Таким образом, при выборе такого способа управления многоквартирным домом, как управление управляющей организацией, данная организация наделяется функциями исполнителя и обязуется обеспечивать бесперебойную подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков, бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Таким образом, управляющая организация как исполнитель должна осуществлять полный комплекс действий, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг. Нормы действующего законодательства предусматривают ответственность исполнителя и за предоставление коммунальных услуг, и за обслуживание используемых для этого всех имеющихся в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем.
Согласно ч. 3 ст. 162 и ст. 164 ЖК РФ перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом. В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Услуги и работы, предусмотренные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, являются обязательными для управляющей или подрядной организации только в случае указания на них в договоре.
Для включения в договор работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаемое большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, а для внесения в договор работ по капитальному ремонту решение общего собрания, принятое большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ст. ст. 44, 46 и 158 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п. 31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 14.02.2015) жилищная управляющая организация обязана:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;
в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
г) производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя;
е) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет;
ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;
з) уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о:
- сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу;
- последствиях недопуска потребителем исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения проверки состояния прибора учета и достоверности ранее предоставленных потребителем сведений о показаниях приборов учета;
- последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или в нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
и) принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;
к) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
л) при поступлении жалобы (заявления, обращения, требования и претензии) от потребителя об обнаружении запаха газа в помещениях либо на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке полученной жалобы и в случае обнаружения утечки газа обеспечить безопасность людей и ликвидацию обнаруженной утечки;
м) информировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
н) информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва;
о) согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать:
- дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения;
- номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления;
- должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ;
п) предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:
- сведения об управляющей организации - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
- адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы управляющей организации;
- размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
- информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
- порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
- показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством РФ;
- сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
- наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;
р) предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды;
с) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета;
т) не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета;
у) осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета;
Для реализации возложенных на нее обязанностей управляющая организация вправе:
- требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней), полного возмещения убытков, возникших по вине потребителя и (или) членов его семьи;
- требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ;
- приостанавливать или ограничивать подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа.
В разделе XVI "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 14.02.2015) установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность жилищной управляющей компании за:
а) нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;
б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие не предоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах;
в) убытки, причиненные потребителю в результате нарушения прав потребителей;
г) моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных жилищным законодательством РФ.
Управляющая организация, допустившая нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг или вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах, подлежит возмещению жилищной управляющей организацией в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, подлежит возмещению в течение 10 лет со дня предоставления такой услуги. При этом требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска.
В случае причинения исполнителем ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме управляющая организация и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.
Указанный акт должен быть составлен управляющая организацией и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю).
Жилищная управляющая организация несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для предоставления коммунальных услуг, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.
Если управляющей организацией вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством РФ, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на управляющую организацию обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.03.2015) (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность жилищной управляющей организации за следующие административные правонарушения:
- Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП РФ) – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
- Нарушение установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей (ст. 7.23.1 КоАП РФ).
- Нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов (ст. 7.23.2 КоАП РФ). Воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
- Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (ст. 7.23.3 КоАП РФ) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
- Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений (ст. 6.4 КоАП РФ) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 6.5 КоАП РФ) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
- Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).
- Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).
- Не предоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ).
- Нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ).
- Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях указанной категории возбуждаются и рассматриваются должностными лицами жилищных инспекций. Вопрос о дисквалификации должностного лица решается судом.
Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения может повлечь уголовную ответственность по ст. 215.1 УК РФ при условии неосторожного причинения крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иных тяжких последствий (наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет).
ОРГАНИЗАЦИИ, КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЖИЛИЩНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ.
Кризисные явления в сфере управления многоквартирными домами превращаются в один из основных факторов роста социальной напряженности в стране. При отсутствии должного контроля за деятельностью новых субъектов управления со стороны исполнительных органов власти и органов местного самоуправления, неразвитости общественного самоуправления стали возможны повсеместные нарушения законов и прав граждан в сфере управления жилищным фондом и обслуживания коммунальной инфраструктуры. Некоторые управляющие организации злоупотребляют своими правами, что приводит к нарушению прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах. С каждым годом рост нарушений в обозначенной сфере неуклонно растет. Низкое качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является проблемой для каждого. Повышение качества коммунальных услуг в настоящее время – один из актуальных вопросов. Уровень жилищно-коммунального обслуживания затрагивает интересы всего населения, определяя во многом уровень жизни граждан, их благосостояние. В связи с обозначенной ситуацией на сегодняшний день перед государством стоит нелегкая задача – найти баланс между интересами потребителей жилищно-коммунальных услуг и интересами субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. Важным инструментом в решении поставленной задачи является институт государственного и муниципального жилищного контроля.
Для защиты своих прав граждане и организации обращаются в органы государственного жилищного надзора, представляющего собой деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством (в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности), законодательством РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений. Также Государственный жилищный надзор представляет деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов РФ по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Главной задачей государственной жилищной инспекции в РФ является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
В сферу деятельности государственного жилищного надзора входит проведение внеплановых проверок с целью контроля за соблюдением положений Жилищного кодекса РФ, требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170. Органы государственного жилищного надзора вправе выдавать предписания управляющим компаниям по устранению выявленных нарушений.
В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ Государственный жилищный надзор РФ является государственным органом, правомочным рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Государственный жилищный надзор РФ обязан следить за нарушениями лицами, ответственными за содержание жилых домов и жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, а в случае выявления фактов таких нарушений привлекать их к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственный жилищный надзор РФ защищает интересы населения в области коммунального обслуживания в части нарушений нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, а в случае выявления фактов таких нарушений привлекает к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственный жилищный надзор РФ рассматривает возможность привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае установления фактов самовольного (т.е. без согласия с архитектурной, эксплуатационной, коммунальной и т.п. службами органов местного самоуправления) осуществления перепланировки гражданами, а также нарушения установленного порядка эксплуатации жилых помещений и их оборудования.
Жилищная инспекция является достаточно эффективным органом государственной власти для защиты, охраны, восстановления нарушенных прав при некачественном оказании коммунальных услуг, права нормально использовать принадлежащие гражданам жилые помещения и права пользоваться коммунальными услугами.
Государственный жилищный надзор РФ является специализированным органом исполнительной власти. Преимущество обращения в жилищную инспекцию, а не в суд состоит в том, что в деятельности первой меньше формальных моментов, затягивающих восстановление нарушенных прав. Для обращения в инспекцию достаточно заявления о предполагаемом нарушении прав, а дальше она уже сама будет проводить проверку.
В силу п. 2.1. ст. 20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В п. 1 ст. 1 Закона Волгоградской области от 22.02.2013 № 19-ОД (ред. от 26.12.2014) "О муниципальном жилищном контроле" дано определение муниципального жилищного контроля – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда, установленных федеральными законами в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, в том числе требований:
1) к использованию и содержанию помещений муниципального жилищного фонда;
2) к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
3) к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, а также в жилых домах, находящихся в муниципальной собственности;
4) установленных в соответствии с жилищным законодательством к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Контрольные полномочия органов местного самоуправления были предусмотрены еще в федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14 - 16, 17.1). Однако порядок реализации контрольной деятельности органов местного самоуправления впервые получил правовую регламентацию только после вступления в силу Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В частности, указанным Федеральным законом урегулированы виды и сроки мероприятий по контролю, особенности оформления их результатов, организация взаимодействия органов власти при осуществлении проверок.
В целях обеспечения соблюдения управляющими организациями обязательных требований, установленных в отношении жилищного фонда федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами, Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", был введен институт муниципального жилищного контроля.
Как следует из анализа положений Жилищного кодекса РФ, Федерального закона № 294-ФЗ, объектами муниципального жилищного контроля являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Вместе с тем при проведении проверки фактически оценивается не только деятельность данных хозяйствующих субъектов, но и надлежащее состояние объектов жилищного фонда.
Положениями ст. 20 Жилищного кодекса РФ установлено, что должностные лица органов муниципального жилищного контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований. Положениями Жилищного кодекса РФ установлено, что по результатам проведенной проверки муниципальные жилищные инспекторы в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА
В соответствии с п. 8 ст. 20 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 04.06.2018) (далее - ЖК РФ) в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст. 161.1 ЖК РФ указано, что если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом и количество квартир в таком доме более четырех, собственники помещений в данном доме обязаны на своем общем собрании из числа собственников избрать совет многоквартирного дома
Регистрация указанного совета не требуется, он не является юридическим лицом по смыслу ст. 48 Гражданского кодекса РФ. Совет не имеет собственного имущества, не может быть истцом или ответчиком в суде, не может приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности. Совет не ведет коммерческую деятельность, не может получать никаких средств от собственников помещений многоквартирного дома, не может защищать интересы собственников в судах. При этом п. 5 ст. 161.1 ЖК РФ совету даны достаточно разнообразные полномочия по локальной нормотворческой деятельности (вынесение предложений на общее собрание собственников помещений), контрольные функции (обеспечение исполнения решений собственников помещений, контроль за оказанием услуг и/или выполнением работ управляющей организацией и т.д.) и возложены обязанности предоставления ежегодного отчета о своей деятельности.
Для управления деятельностью совета из числа его членов избирается председатель совета (п. 6 ст. 161.1 ЖК РФ)
Согласно п. 5 ст. 161.1. ЖК РФ совет многоквартирного дома:
1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;
3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;
4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;
5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;
6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;
7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.
Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.
Председатель совета многоквартирного дома:
1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;
3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;
4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;
5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;
6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.
Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом.
Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению совета многоквартирного дома.
Как организовать совет многоквартирного дома?
Решение о создании совета дома должно приниматься только на общем собрании. Инициаторами проведения общего собрания собственников могут быть один или несколько собственников помещений в данном доме.
Действия, которые должна выполнить инициативная группа, для успешного проведения общего собрания:
- Разработать необходимую для проведения общего собрания документацию.
- Сформировать повестку дня: – о выборе председателя, секретаря общего собрания и счетной комиссии. – о выборе Совета многоквартирного дома. – о выборе председателя Совета многоквартирного дома. – о сроке действия Совета многоквартирного дома. – об уведомлении собственников помещений о принятых ими решениях. – о месте хранения протокола общего собрания.
- Разместить информацию о дате и месте проведения общего собрания не позднее, чем за десять дней до даты его проведения. Общее собрание собственников имеет кворум, если в нем приняли участие сами собственники помещений или их представители согласно доверенностям, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа. При отсутствии кворума должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений, которое может проводиться уже в заочной форме (ч.1 ст.47 ЖК РФ). Заочное голосование проводится путем выдачи каждому собственнику опросного листа или бюллетеня с указанием повестки дня, принятия решения каждым собственником помещения по вопросам, поставленным на голосование, без их совместного присутствия и передачи этих письменных решений в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении такого собрания. Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.
Ответственность совета многоквартирного дома
- Обязательное выполнение решений, принятых большинством количества голосом членов совета дома.
- Организация жильцов для поддержания порядка и нормальной работы всех систем жизнеобеспечения дома, подъездов, квартир.
- Информирование членов совета дома о результатах решений текущих вопросов по многоквартирному дому.
- Представление отчета о работе совета жильцам многоквартирного дома не реже одного раза в год.
- Члены совета многоквартирного дома обязаны:
– участвовать в заседаниях совета многоквартирного дома и отчитываться о проделанной работе.
– принимать от собственников помещений дома любые письменные заявления, запросы, ходатайства по вопросам, относящимся к компетенции совета дома.
Совет многоквартирного дома не является юридическим лицом, не обязан платить госпошлины за создание и регистрацию, заказывать печать, открывать расчетные счета, подавать налоговую, бухгалтерскую, статистическую отчетность, исчислять и оплачивать налоги.
Полномочия совета многоквартирного дома:
- Проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и обеспечение выполнения решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
- Осуществление контроля за: – оказанием услуг и выполнением работ по управлению многоквартирным домом; – содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; – качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений.
Полномочия председателя совета многоквартирного дома:
- Предварительные переговоры по условиям договора управления многоквартирным домом и заключение на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений, договора управления домом.
- Осуществление контроля за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
- На основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступление в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг.
- Подписание: – актов приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме; – актов о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; – актов о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в доме.
Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»
Создано 27.08.2018 13:11