Изменения трудового законодательства в 2019 году
Цель трудового законодательства – установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Достижение поставленных целей осуществляется, прежде всего, принятием обязательных для применения на всей территории России федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В статье 1 внесены изменения в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 и Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Изменения относятся к учету и выплате пособия по безработице. Например:
- сокращаются периоды выплаты пособий по безработице (при этом предусмотрено одновременное увеличение размеров максимального и минимального размеров пособия);
- в общем случае пособие будет выплачиваться в первые три месяца в размере 75 процентов среднемесячного заработка, а в следующие три месяца - в размере 60 процентов такого заработка, но не выше установленной максимальной величины пособия и не ниже минимальной величины (с учетом районных коэффициентов);
- для тех, кто впервые ищет работу, период выплаты пособия может быть сокращен с шести до трех месяцев;
- для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста, если нет возможности трудоустройства. Пенсия в таких случаях устанавливается на два года раньше с учетом переходного периода.
В 2019 году появилось правовое регулирование самозанятых граждан. Кроме того, были внесены поправки в отношении диспансеризации, изменился минимальный размер оплаты труда, пособия, а также появились рекомендации по начислению заработной платы в бюджетной сфере.
В 2019 году в налоговое законодательство включены поправки в отношении налогообложения самозанятых. Многие самозанятые граждане работают самостоятельно после развала СССР и соответственно после закрытия градообразующих предприятий. Для кого-то путь в самозанятость начался с того, что после окончания вуза не смогли найти работу по специальности. Причины у многих самозанятых граждан работать на себя различны:
- отсутствие постоянной устойчивой работы;
- возрастные ограничения: многие работодатели не хотят брать на работу молодежь, поскольку по Трудовому кодексу не могут устанавливать ограничения для специалистов, только окончивших вуз, а также пенсионеров;
- ограничения, связанные с воспитанием женщинами детей: к сожалению, в связи с ликвидацией яслей молодые мамы не в состоянии самостоятельно себя прокормить после достижения ребенком возраста 1,5 лет, а также не могут выйти на работу, в этой связи вынуждены подрабатывать;
- нежелание работодателей заключать официальные договоры и уплачивать страховые взносы.
Существует и принципиально иная категория самозанятых граждан – это те, кто хочет попробовать себя в бизнесе или же ведет бизнес в течение многих лет.
Налогообложение самозанятых было введено Федеральными законами от 27.11.2018 № 422-ФЗ и № 425-ФЗ. Налогообложение самозанятых вводится только в определенных регионах страны. В Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане в качестве эксперимента будет действовать специальный налоговый режим в виде налога на профессиональный доход. Самозанятые граждане не будут уплачивать НДФЛ. Налог не уплачивается при соблюдении следующих условий:
- они добровольно встали на учет в налоговом органе;
- они занимаются оказанием предусмотренных законом видов услуг;
- они оказывают услуги лично, не привлекая для этого наемных работников.
От НДФЛ освобождены те, кто занимаются:
- присмотром и уходом за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также за иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
- репетиторством;
- уборкой жилых помещений, ведением домашнего хозяйства.
Под профессиональным доходом (НПД) понимается доход самозанятых граждан от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
Также важно помнить про ограничения по видам доходов:
1) доходы, получаемые в рамках трудовых отношений;
2) доходы от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;
3) доходы от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);
4) доходы государственных гражданских и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;
5) доходы от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
6) доходы от реализации ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
7) доходы от передачи имущества в доверительное управление, а также от участия в договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности);
8) доходы от выполнения физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам, в которых заказчиком услуг (работ) выступает работодатель указанного физического лица или лицо, бывшее его работодателем менее двух лет назад;
9) доходы от деятельности, указанной в п. 70 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, полученные лицами, состоящими на учете в соответствии с п. 7.3 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации;
10) доходы от уступки (переуступки) прав требований;
11) доходы в натуральной форме.
При этом лимит доходов для самозанятых граждан установлен в текущем календарном году 2,4 млн. руб.
Ставка НПД самозанятых зависит от того, кому предоставляется услуга, и составит: 4% в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам; 6% в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования в предпринимательской деятельности и юридическим лицам.
Для удобства налогоплательщиков – самозанятых граждан разработано специальное приложение, которое можно скачать с сайта www.nalog.ru. "Мой налог" – это официальное приложение ФНС России для плательщиков налога на профессиональный доход. Оно помогает зарегистрироваться и работать на льготном спецрежиме, который еще называют налогом для самозанятых. Регистрация возможна в онлайн-режиме. По паспорту – с телефона или планшета. Это удобно, если нет доступа в личный кабинет налогоплательщика-физлица. При сканировании паспорта данные для заявления распознаются и заполняются автоматически. После распознавания нужно будет сфотографироваться. Через личный кабинет налогоплательщика – для любых устройств. Для регистрации через личный кабинет паспорт не нужен. Понадобится ИНН и пароль, который гражданин используете для доступа в личный кабинет физического лица на сайте nalog.ru. Приложение позволяет контролировать: доходы; уплачиваемые налоги.
Предложение Минтруда в отношении правового регулирования
самозанятых граждан
В настоящее время работа самозанятых граждан в Трудовом кодексе РФ не урегулирована. При этом Минтруд планирует вообще исключить распространение трудового законодательства на самозанятых граждан. По мнению ведомства, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на самозанятых лиц, а также на физических лиц, вступающих в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.
Одновременно вводятся особенности работы у индивидуального предпринимателя. При заключении трудового договора с работодателем – индивидуальным предпринимателем работник обязуется выполнять не запрещенную законом работу, определенную договором.
Работодатель обязан: оформить трудовой договор с работником в письменной форме; уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами; оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые. Такой договор может быть срочным, то есть работодатель может принять работника на определенный срок.
Режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем - индивидуальным предпринимателем. При этом продолжительность рабочей недели не может быть больше, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем предусмотрено в Трудовом кодексе.
Изменения в заработной плате и выплачиваемых пособиях работников
Изменения МРОТ
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Право работника на получение заработной платы не ниже МРОТ гарантируется ТК РФ, в соответствии со ст. 133 ТК РФ утвержденный МРОТ действует на территории всей страны и не может быть менее прожиточного минимума трудоспособного населения. Размер МРОТ прописан в Федеральном законе от 19.06.2000 № 82-ФЗ и подлежит ежегодной индексации. Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года. В случае если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.
На основании Приказа Минтруда России от 24.08.2018 N 550н "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года" величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет 11 280 рублей. Таким образом федеральный МРОТ с 1 января 2019 года равен 11 280 рублей. (федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О минимальном размере оплаты труда"). В соответствии со ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы, не распространяющийся на организации, финансируемые из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Если размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не установлен, то применяется МРОТ.
В связи с новым минимальным размером оплаты труда увеличатся и другие выплаты работникам:
- больничные, декретные и детские пособия, которые нужно считать из минималки, - в случаях, когда заработок сотрудника меньше минималки или стаж меньше шести месяцев;
- средний заработок для отпускных и командировочных - за полный месяц он не должен быть меньше минимума;
- минимальные пособия по уходу за первым ребенком.
Изменения в пособиях работников
В 2019 году детские пособия будут проиндексированы только с 1 февраля 2019 года. Коэффициент индексации утверждается Правительством РФ (Федеральный закон от 19.12.2016 № 444-ФЗ). Индексация с 1 февраля 2019 года затронет следующие пособия:
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности – 628,47 рублей;
- единовременное пособие при рождении ребенка – 16 759,09 рублей;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Минимальное пособие по уходу за ребенком - 2019.
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2019 году работодатели обязаны назначить и выплатить работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В 2019 году размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на месяц составляет 40 процентов среднемесячного заработка сотрудника. То есть считать его нужно по формуле: Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет за месяц = среднемесячный заработок x 40%. МРОТ с 1 января 2019 года составляет 11 280 рублей. Поэтому минимальный размер пособия с 1 января составляет 4 512 руб. (11 280 руб. x 40%). Менее этой суммы в качестве пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачивать нельзя. Однако напомним, что размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет определяют на дату начала отпуска по уходу за ребенком. Соответственно, если отпуск по уходу начался в 2018 году, то минимальное пособие не может быть меньше 4 465,20 руб. на одного ребенка. Пособие по беременности и родам в общем случае нужно считать из среднего заработка за расчетный период, то есть за два года, предшествующие началу болезни, декрета или отпуска (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если работница уходит в декрет в 2019 году, то расчетным периодом станут 2017 и 2018 годы (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Максимальный размер пособия по беременности и родам, которое работница может получить, ограничен максимальной величиной среднего дневного заработка. В 2019 году он составляет 2 150,684931 руб. (755 000 руб. + 815 000) / 730 Таким образом, максимальный размер пособия по беременности и родам в 2019 году составит:
- 301 095, 89 руб. - при обычных родах (2 150,684931 x 140);
- 335 506, 85 руб. - при осложненных родах (2 150,684931 x 156);
- 417 232,88 руб. - при осложненных многоплодных родах (2 150,684931 x 194).
Минимальное пособие по безработице в 2019 году составит 1 500 рублей, максимальное - 8 000 рублей. При этом наибольшее пособие по безработице для предпенсионеров составит 11 280 рублей. Право на пособие имеют работники предпенсионного возраста, которые не смогли найти работу в течение года. Они могут получать пособие не более 12 месяцев в течение полутора лет. Минимальные выплаты распространяются на тех, кто отработал менее 26 недель перед обращением в центр занятости. Остальные заявители в первые три месяца смогут получать 75% своего прежнего заработка, в следующие четыре месяца - 60%, после этого периода - 45%, но не более 11 280 руб. Женщины с трудовым стажем от 20 лет и мужчины с трудовым стажем от 25 лет имеют право получать пособие дольше - на две дополнительных недели за каждый год выше стажа, но не более 24 месяцев в течение трех лет.
Существенные изменения произошли в выплатах пособий по безработице. Сокращаются периоды выплаты пособий по безработице в некоторых случаях до 3 месяцев. Но вот сам размер пособий увеличится. В общем случае пособие будет выплачиваться в первые три месяца в размере 75% среднемесячного заработка, а в следующие три месяца - в размере 60% такого заработка, но не выше установленной максимальной величины пособия и не ниже минимальной величины. В период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости гражданам выплачивается стипендия.
Доплаты в связи с тяжелыми условиями труда
Согласно ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом его производственных и финансовых возможностей, а также с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором (письмо Минфина РФ от 19.06.2009 № 03-04-06-02/46). Статьей 117 Трудового кодекса РФ установлено, что работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск.
Однако если в 2018 году доплата осуществлялась на основании как аттестации, так и специальной оценки условий труда, то в 2019 году аттестация перестает являться основанием для осуществления выплат. С 2019 года установить условия работы сотрудников можно только путем проведения специальной оценки. По состоянию на начало года результаты специальной оценки должны быть на руках у всех работодателей, так как особые условия труда персонала ведут к дополнительным обязанностям для работодателя. Теперь доплаты и компенсации необходимо производить на основании специальной оценки условий труда, если в процессе работы человек подвергается: воздействию такой суммы факторов, которые не позволяют восстановиться до следующей смены; риску получить функциональные изменения в организме; профессиональное заболевание; потерю трудоспособности. Указанная выше добавка к зарплате (не менее 4%) является обязательной.
Зарплатные налоги в отношении выплат.
Если организация не имеет права на применение пониженных тарифов, то в отношении выплат она должна начислять страховые взносы по общим ставкам. Это предусмотрено ст. 426 НК РФ. Общий размер страховых взносов в 2019 году - 30%:
- 22% - на обязательное пенсионное страхование с выплат, не превышающих предельную базу для начисления взносов + 10% с выплат сверх базы;
- 5,1% - на обязательное медицинское страхование, предельной величины выплат нет;
- 2,9% - на обязательное социальное страхование с выплат в пределах лимита, платежей сверх лимита нет.
С 1 января 2019 года отменили период применения общего тарифа по пенсионным взносам 22% по 2020 год включительно. Повышения тарифа до 26% не будет.
В 2019 году действуют следующие пониженные тарифы:
Категория льготников |
Тарифы в 2018 г. |
Тарифы в 2019 г. |
Компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности. Компании, работающие в технико-внедренческих, туристско-рекреационных зонах |
ПФР - 13% ФСС - 2,9% ФОМС - 5,1% |
ПФР - 20% ФСС - 2,9% ФОМС - 5,1% |
IT-компании |
ПФР - 8% ФСС - 2% ФОМС - 4% |
ПФР - 8% ФСС - 2% ФОМС - 4% |
Компании на "упрощенке" с льготной деятельностью. Аптеки на ЕНВД. ИП на патенте |
ПФР - 20% ФСС - 0% ФОМС - 0% |
Основные тарифы: ПФР - 22% (10% сверх лимита) ФСС - 2,9% ФОМС - 5,1% |
Некоммерческие и благотворительные организации на упрощенке |
ПФР - 20% ФСС - 0% ФОМС - 0% |
ПФР - 20% ФСС - 0% ФОМС - 0% |
Резиденты "Сколково" |
ПФР - 14% ФСС - 0% ФОМС - 0% |
ПФР - 14% ФСС - 0% ФОМС - 0% |
Резиденты особых экономических зон |
ПФР - 6% ФСС - 1,5% ФОМС - 0,1% |
ПФР - 6% ФСС - 1,5% ФОМС - 0,1% |
Пониженные тарифы для компаний и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, аптек на ЕНВД и предпринимателей с патентами на 2019 год не продлили.
В своем письме от 01.08.2018 N 03-15-06/54260 ведомство отмечает, что Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ продлил на 2019 - 2024 годы применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20% только для двух категорий налогоплательщиков. На этот период льгота сохраняется:
- для социально ориентированных НКО на УСН;
- благотворительных организаций на УСН.
Кроме того, в 2019 году предусмотрены дополнительные взносы:
Кто платит |
Тариф взносов на пенсионное страхование, % |
Организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (по списку 1, утвержденному Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10) |
9,0 |
Организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в п. п. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (утвержденные списки профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости) |
6,0 |
Предприниматели ежегодно платят за себя обязательные фиксированные страховые взносы. А если годовой доход коммерсанта превышает 300 тыс. руб., нужно рассчитать еще и дополнительный взнос в ПФР.
Фонд |
Ставка |
В ПФР (обязательный платеж, не зависит от дохода) до 31 декабря 2019 года |
29 354 руб. |
В ФОМС (обязательный платеж, не зависит от дохода) до 31 декабря 2019 года |
6 884 руб. |
В ПФР с доходов ИП свыше 300 000 руб. до 1 июля 2020 года |
1% (но не более 234 832 руб. - первый платеж в ПФР) |
С 2019 года уменьшен минимальный размер добровольных страховых взносов в ПФР. Основание: Федеральный закон от 28.11.2018 № 441-ФЗ. Поправки устанавливают, что минимальный размер добровольных взносов в ПФР названных лиц рассчитывается исходя не из двукратного, а из одного минимального размера оплаты труда, увеличенного в 12 раз. Так, с 1 января 2019 года МРОТ составит 11 280 рублей. Это значит, что размер добровольного взноса в ПФР в 2019 году составит 35 194 рубля (11 280 x 12 x 0,26).
В 2019 году как всегда произошли изменения в отчетности.
С 1 января 2019 года действуют новые формы (Приказ ФНС от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566): справки 2-НДФЛ; справки, которые налоговый агент выдает работникам и другим физ. лицам о выплаченных доходах; реестра сведений о доходах физ. лиц; сообщения о невозможности удержать налог.
Новая форма справки 2-НДФЛ учитывает поправки в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ, которые исключили возможность представления 2-НДФЛ на электронных носителях.
Также новая справка учитывает поправки, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ, которые установили возможность представления правопреемниками налогового агента сведений о доходах физических лиц.
Новая форма 2-НДФЛ должна применяться, начиная с представления сведений о доходах физических лиц за 2018 год.
С 1 января 2019 года действует новая форма декларации 3-НДФЛ. Она сдается с отчетности за 2018 год. Основание: Приказ ФНС от 03.10.2018 № ММВ-7-11/569. Новая форма декларации 3-НДФЛ существенно упрощена. Так, например, бланк обновленной декларации состоит из 13 страниц вместо 20. Также в новой форме декларации 3-НДФЛ изменен состав листов, включающих расчет различных доходов и налоговых вычетов. Вместо буквенного обозначения таких листов введена нумерация приложений. Всего новая декларация включает 2 раздела и 8 приложений.
С 1 января 2019 года действуют новые формы отчетности: СЗВ-СТАЖ; ОДВ-1; СЗВ-КОРР; СЗВ-ИСХ. Новые бланки применяются к отчетам, которые сдаются в 2019 году за предыдущие годы. Неважно, какие формы действовали в 2018 году и ранее. С 2019 года ПФР принимает отчеты только на новых бланках.
Кроме того, введен новый вычет для предпенсионеров. Для лиц предпенсионного возраста, соответствующих определенным законодательством условиям, необходимым для назначения пенсии на 31 декабря 2018 года, предусмотрено право на налоговый вычет. Он уменьшает базу на величину кадастровой стоимости 6 соток в отношении одного земельного участка (подп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ).
Уголовная ответственность за невыплату заработной платы
Согласно ст. 145.1 УК РФ частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
В 2019 году возможно избежать ответственности за невыплату заработной платы.
Работодатели смогут избежать наказания по ч. 1 и ч. 2 ст. 145.1 УК РФ, если преступление совершено впервые и задолженность будет погашена в течение двух месяцев со дня возбуждения дела. При этом должны быть соблюдены еще несколько условий: он совершил преступление впервые; полностью погасил задолженность в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела; выплатил работникам проценты за задержку; в действиях виновного нет другого состава преступления.
К уголовной ответственности за невыплату зарплаты привлекают руководителя организации или ее обособленного структурного подразделения, работодателя - физическое лицо.
Выезд мигрантов
Работодатель вправе привлекать к работе иностранного гражданина при наличии разрешающих документов. Если это гражданин государства, с которым у России установлен визовый режим, тогда такими документами будут являться разрешение на привлечение и использование иностранных работников для работодателя и разрешение на работу для работника. Если же работник является гражданином страны, на въезд из которой в Россию виза не нужна, документом, разрешающим работать, будет являться патент, который работник получает самостоятельно. С иностранным работником, как и с любым другим, работодатель должен заключить трудовой договор. При этом минимально допустимый возраст иностранца - 18 лет, за исключением установленных законом случаев, когда договоры заключаются с лицами, участвующими в создании (исполнении) произведений в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, а также с несовершеннолетними спортсменами. Трудовой договор (контракт) должен включать в себя данные об обязанностях работодателя и трудящегося-мигранта, основные данные о работодателе и трудящемся-мигранте, профессии/специальности, по которой последний трудоустраивается, информацию о характере работ, повышении квалификации, условиях и оплате труда, продолжительности основного рабочего времени и времени отдыха, условиях проживания, о порядке покрытия транспортных расходов, о медицинском обслуживании и страховании от несчастных случаев на производстве, способах разрешения трудовых споров, сроке действия индивидуального трудового договора (контракта) и условиях его прекращения.
В 2019 году ввели новую обязанность работодателей: следить, чтобы мигранты вовремя выезжали из России. С 16 января 2019 года работодатели, которые приглашают иностранных сотрудников, должны следить за тем, чтобы: род занятий иностранного сотрудника соответствовал цели въезда; иностранец своевременно выезжал из страны За нарушение новых норм организации будут платить штраф от 400 000 до 500 000 руб. Штраф для должностных лиц и ИП – от 45 000 до 50 000 руб. До 16 января 2019 года штрафы предусмотрены только для физических лиц, которые пригласили иностранцев по частным делам и предоставили им жилье. Штраф составляет от 2 000 до 4 000 руб. (ч. 2 ст. 18.9 КоАП). Соответственно, в трудовой договор целесообразно включить обязанности работодателя, связанные с выездами работника-мигранта.
Диспансеризация и медицинский осмотр
Диспансеризация представляет собой медицинский осмотр, который направлен на выявление хронических заболеваний и риска их развития, например, это очень важно для выявления риска несчастных случаев на производстве, рисков работы в тяжелых условиях. Медицинский осмотр также представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, но, как правило, медицинский осмотр проводится в более усеченном варианте. При этом порядок проведения диспансеризации в Трудовом кодексе не был закреплен в отличие от медицинских осмотров. Но с 1 января 2019 года эта коллизия будет устранена и в Трудовом кодексе появится понятие диспансеризации.
Диспансеризация, как и медицинский осмотр, направлен на выявление заболеваний и риска их развития. Но существуют явные различия диспансеризации и медицинского осмотра.
Отличия диспансеризации и медицинского осмотра
Диспансеризация |
Медицинский осмотр |
|
При приеме на работу |
Не обязательно |
Обязателен: - для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземные работы); - лиц, поступающих на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств; - лиц, поступающих на работу в организации пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинские организации и детские учреждения |
Внеочередной характер проведения |
Отсутствует |
Проводится: - для занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах (ч. 1 ст. 213 ТК РФ); - занятых на работах, связанных с движением транспорта (ч. 1 ст. 213 ТК РФ); - работающих в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организациях и детских учреждениях, а также у некоторых других работодателей |
Периодическое проведение |
Не обязательно |
Обязательно: - для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта; - работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей |
Периодичность проведения |
Работники предпенсионного возраста (в течение 5 лет до наступления пенсионного возраста) и пенсионеры, получающие пенсию по старости или за выслугу лет, имеют право на освобождение от работы на 2 рабочих дня 1 раз в год с сохранением места работы и среднего заработка |
Один раз в год подлежат медосмотрам работники организаций общественного питания, торговли, буфетов, пищеблоков, в том числе на транспорте |
Расходы на проведение |
За счет работника или ДМС |
За счет работодателя |
Поскольку медицинские осмотры прямо предусмотрены в законодательстве, то установлены и их виды:
- обязательные медицинские осмотры. К ним относятся, в частности, осмотры предварительные (при поступлении на работу) и периодические, а также медосмотры, проводимые в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены);
- обязательные психиатрические освидетельствования работников, в том числе по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями;
- внеочередные медицинские осмотры работников.
Введение диспансеризации в трудовое законодательство объективно необходимо в связи с увеличением пенсионного возраста.
Суть изменений состоит в том, что с 2019 года работодатели должны отпускать своих работников для прохождения диспансеризации, сохраняя за ним не только место работы и должность, но и средний заработок. Работникам гарантирован 1 рабочий день в течение 3 лет. То есть раз в 3 года работники могут отпрашиваться у работодателя, чтобы пройти диспансеризацию (ст. 185.1 Трудового кодекса РФ). Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ существует обязательность медицинских осмотров для отдельных категорий работников (в т.ч. работников пищевых производств, торговли, работников, чья деятельность связана с источниками повышенной опасности). Но в этой связи большинство работников лишено возможности проверить свое здоровье еще и за счет работодателя. Медицинские осмотры часто носят поверхностный характер. Прохождение медицинских осмотров, определяющих пригодность работников для выполнения тех или иных работ, зачастую заключается в предрейсовых и послерейсовых осмотрах, не дающих объективную картину состояния здоровья работника и не несущих функции профилактики или лечения заболеваний. Порядок проведения диспансеризации был определен в Приказе Минздрава от 26.10.2017 № 869н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения".
В связи с повышением пенсионного возраста у работодателей возникает резонный вопрос о здоровье работника, ведь работодателю не хочется сталкиваться с ситуацией, когда работник все время находится на больничном или же на работе с ним случается несчастный случай ввиду того, что работник скрыл состояние своего здоровья, инвалидность или иные подробности. Конечно, проверить здоровье против воли работника работодатель в настоящее время не может, за исключением случаев обязательных осмотров. Для пенсионеров и предпенсионеров (тех, кому осталось не более 5 лет до срока выхода на пенсию) предусмотрены дополнительные гарантии. В отличие от остальных, они смогут брать для прохождения диспансеризации не один, а 2 оплачиваемых рабочих дня. Причем каждый год. Чтобы работнику-предпенсионеру воспользоваться гарантией, необходимо подать соответствующее заявление работодателю. Форма подобного заявления не утверждена законодательно, поэтому заявление возможно предоставить в свободной форме
Выход на пенсию и работа предпенсионеров в компании
С 1 января 2019 года постепенно начинает расти возраст выхода на пенсию. Так, в 2019 году пенсионный возраст женщин – 56 лет. За пять лет он вырастет с 55 до 60 лет. Пенсионный возраст мужчин в 2019 году – 61 год. За пять лет он вырастет с 60 до 65 лет.
Старые льготы в связи с выходом на пенсию продолжают действовать для шахтеров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий. Право досрочно выйти на пенсию есть у многодетных матерей. Если у женщины трое детей, то она может выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей - на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, все осталось как раньше: они вправе выходить на пенсию в 50 лет. Для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в 2019 - 2020 годах, действует особая льгота - право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.
В плане повышения размера пенсионного обеспечения:
- пенсии для неработающих граждан будут повышаться темпами, опережающими инфляцию (в среднем на 1 000 руб., фактически - на 7,05% в 2019 году);
- индексация будет проводиться ежегодно с 1 января.
Размер прибавки в рублях для каждого пенсионера будет индивидуальным. Чтобы получить фактический размер пенсии в 2019 году, надо размер своей страховой части пенсии умножить на коэффициент 1,0705 (что соответствует повышению на 7,05%).
В среднем на 1 000 рублей она будет возрастать ежегодно и в будущих годах. Темпами, превышающими уровень инфляции, пенсии планируется повышать как минимум в 2019 - 2024 гг. Таким образом, пенсионная реформа – это долгосрочный проект, который в 2019 году только начнет реализовываться.
В плане изменения условий выхода на пенсию по старости:
- общеустановленный пенсионный возраст повысится для мужчин и женщин на полгода (6 месяцев) - соответственно до 60,5 и 55,5 лет;
- соответствующим образом повысится возраст оформления социальной пенсии по старости;
- будут откорректированы некоторые условия назначения льготных пенсий.
Планируемый возраст выхода на пенсию
Год выхода на пенсию исходя из нового положения |
Новый возраст для женщин |
Новый возраст для мужчин |
2-я половина 2019 года |
55,5 |
60,5 |
1-я половина 2020 года |
55,5 |
60,5 |
2-я половина 2021 года |
56,5 |
61,5 |
1-я половина 2022 года |
56,5 |
61,5 |
2024 |
58 |
63 |
2026 |
59 |
64 |
2028 |
60 |
65 |
Уволить работника по причине достижения предпенсионного возраста работодатель не может. Но при этом действительно возникает проблема соблюдения современных требований к работникам. Работодателю остается:
- или переобучить работника;
- или уволить работника по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.
В случае переобучения важно помнить, что такое повышение квалификации будет осуществляться за счет работодателя, то есть потребует дополнительных расходов. Хорошим выходом является поиск бесплатных государственных программ. Например, такие программы сегодня существуют для предпринимателей. Чаще всего основанием для увольнения является сокращение штата или численности.
В 2019 году за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста предусмотрен штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов. Под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Соответствующая поправка была внесена в УК РФ. Новая статья носит номер 144.1.
Государство предлагает ряд направлений, которые должны "сгладить" негативный эффект от повышения пенсионного возраста.
15.10.2018 Минтруд предложил переобучать работников предпенсионного возраста с отрывом от основного места работы с выплатой стипендий в размере минимальной региональной зарплаты.
Соответствующий порядок предусматривает разработанный Министерством проект Программы мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для граждан предпенсионного возраста в соответствии с востребованными в экономике навыками и компетенциями до 2024 года.
Всего до 2024 года Министерство планирует обучить 450 000 работников предпенсионного возраста или 75 000 ежегодно. Обучение каждого предпенсионера предполагается провести за три месяца при средней стоимости курса в размере 33 000 рублей. Для предпенсионеров курсы будут бесплатными. Все затраты на обучение, включая выплату стипендии, будут финансироваться за счет бюджета.
Изменения в категориях сотрудников, имеющих право на отпуск в удобное время.
Самыми уязвимыми категориями работников часто являются многодетные родители. В этой связи Федеральным законом глава 41 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающая особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями, дополняется новой ст. 262.2, в соответствии с которой работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск будет предоставляться по их желанию в удобное для них время. Закон направлен на повышение трудовых гарантий работников, имеющих трех и более детей в возрасте до двенадцати лет. Предлагаемые изменения создают условия для совмещения указанными категориями работников трудовых обязанностей с воспитанием детей. За отказ предоставить отпуск в удобное время может быть предусмотрен штраф в размере 50 000 рублей на основании ст. 5.27 КоАП РФ.
Документ подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»
Создано 21.04.2019 22:09