МУ МИБС г. Волжский

Поиск по сайту

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Вы можете присоединиться к мероприятиям в наших группах в социальных сетях:

Одноклассники
mbumibs
biblioteka13

ВКонтакте
mbumibs
desk.biblioteka3

Индивидуальный предприниматель: организация деятельности

Индивидуальный предприниматель: организация деятельностиПонятие и виды предпринимательской деятельности

Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). Таким образом, предприниматель может осуществлять любую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.

Индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ) (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ). Основные признаки предпринимательской деятельности, предусмотренные ст. 2 Гражданского кодекса РФ:

- предпринимательская деятельность проводится на свой страх и риск;

- лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке;

- прибыль в ходе предпринимательской деятельности можно получать от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Следовательно, предпринимательская деятельность – это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, для чего индивидуальному предпринимателю необходимо совершить ряд сделок, целью которых является получение прибыли. Если же совершается единичная сделка, то она не может быть квалифицирована как предпринимательская деятельность, даже если по ней получен доход, ведь единичная сделка не носит систематического характера.

В хозяйственных отношениях предприниматели выступают на тех же основаниях и с теми же правами, что и юридические лица. Индивидуальный предприниматель вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом. Некоторые виды деятельности могут осуществляться только юридическими лицами в связи с прямым указанием на это в специальном законе (например, банковская деятельность, обязательный аудит, деятельность в качестве страховщика, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг).

Также в ряде случаев для осуществления предпринимательской деятельности необходимо получить лицензию (разрешение), например, на совершение банковских операций, медицинские и образовательные услуги).

Не допускается осуществление предпринимательской деятельности в сферах, подпадающих под регулирование ФЗ "О естественных монополиях". Запрещена деятельность, связанная с объектами ограниченными и/или запрещенными в обороте.

Запрет на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности предусматривается санкциями Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также Уголовного кодекса РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях к числу запрещенных относит, в частности, следующие виды предпринимательской деятельности:

- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);

- незаконная организация и проведение азартных игр;

- продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена;

- совершение внешнеэкономических операций, связанных с оборотом товаров, информации, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия (средств доставки оружия) массового поражения, иных видов вооружения и военной техники или при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль;

- незаконное производство, поставка или закупка этилового спирта;

- производство алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с использованием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции и др.

В список запрещенных Уголовным кодексом РФ входят, в частности, следующие виды предпринимательской деятельности:

- сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок;

- осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии);

- сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем;

- несанкционированное изготовление и сбыт государственного пробирного клейма;

- собирание незаконным способом сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну с целью дальнейшей реализации;

- изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, и некоторые др.

Помимо россиян в качестве индивидуальных предпринимателей могут зарегистрироваться также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России.

Не всякий гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Необходимым условием для того, чтобы можно было зарабатывать деньги предпринимательством, является дееспособность человека. Дееспособным гражданин считается с момента совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Полная дееспособность может наступить и раньше указанного возраста. Гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (п. 2 ст. 21 Гражданского кодекса РФ). Статьей 13 Семейного кодекса РФ брачный возраст установлен в 18 лет. Однако при наличии уважительных причин разрешается вступать в брак лицам, достигшим 16 лет. Следовательно, шестнадцатилетний подросток, вступивший в брак, становится полностью дееспособным. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипирован), если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей либо попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 Гражданского кодекса РФ).

В отношении ПБОЮЛ очень важным является то, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 Гражданского кодекса РФ).

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, приведен в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ:

- квартира, дом (или их части), если для предпринимателя и членов его семьи это жилье является единственным пригодным для постоянного проживания помещением (исключение составляет имущество, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством может быть обращено взыскание);

- земельные участки, на которых расположено имущество должника (квартира, дом или их части, являющиеся единственным пригодным для жилья помещением), а также участки, использование которых не связано с предпринимательской деятельностью. Исключение - земельные участки, которые являются предметом ипотеки и на которые в соответствии с законодательством может быть обращено взыскание;

- предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

- имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом МРОТ;

- племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания;

- семена, необходимые для очередного посева;

- продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника. А также лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности - шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц;

- топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

- транспорт и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

- призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

Гражданин-предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность, заключает хозяйственные договоры, совершает сделки от своего имени. Он может выступать в судебных органах и является самостоятельным плательщиком налогов. Поэтому предприниматель должен встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и уплачивать все предусмотренные законодательством отчисления, налоги и сборы.

Порядок регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Моментом государственной регистрации является внесение записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, который ведут органы Федеральной налоговой службы. В ЕГРИП фиксируются сведения о получении гражданином статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении им предпринимательской деятельности, об изменении ранее внесенных сведений и о документах, которые либо позволяют человеку заниматься индивидуальным бизнесом, либо лишают его этого права. Перечень сведений об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в реестре, включает персональные данные предпринимателя (фамилия, имя и отчество; пол; дата и место рождения), сведения о гражданстве и месте жительства. Помимо этого ЕГРИП содержит данные о документах:

- удостоверяющих личность предпринимателя (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца в РФ и др.);

- подтверждающих факт внесения записи в ЕГРИП (свидетельство о регистрации);

- дающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности (лицензии).

Кроме того, в реестр вносится:

- идентификационный номер предпринимателя, дата постановки его на учет в налоговом органе;

- коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

- номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, фонде обязательного медицинского страхования;

- сведения о банковских счетах предпринимателя.

Документом, подтверждающим государственную регистрацию индивидуального предпринимателя, является свидетельство о государственной регистрации. В пп. 6 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ определено, что за государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей пошлина взимается в размере 800 руб. Индивидуальный предприниматель не обязан иметь печать. Однако для многих контрагентов наличие оттиска печати на документе является свидетельством надежности. Использование печати дает дополнительную защиту для документов (одной подписи будет недостаточно).

Регистрация индивидуального предпринимателя построена по принципу "одного окна". Это значит, что гражданин представляет документы, необходимые для его регистрации в качестве предпринимателя, а регистрирующий орган самостоятельно проводит государственную регистрацию, осуществляет постановку на налоговый учет и регистрацию во внебюджетных фондах и органах статистики.

При постановке на учет налоговая инспекция присваивает предпринимателю идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Предприниматель может получить информацию о себе из ЕГРН совершенно бесплатно и любое количество раз. Для получения таких сведений предприниматель должен составить запрос в произвольной форме с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, ИНН, реквизитов документа, удостоверяющего его личность (номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ). Каждый гражданин может бесплатно поставить в свой паспорт отметку о присвоении ИНН.

Что касается информации о других налогоплательщиках, то бесплатно она представляется только уполномоченным структурам: органам власти, судам, государственным внебюджетным органам и т.п.

Подавать документы на государственную регистрацию гражданин должен в налоговую инспекцию по месту своего жительства (п. 3 ст. 8 Закона N 129-ФЗ).

Перечисленные документы гражданин может представить в налоговую инспекцию по месту жительства лично, через представителя, отправить по почте заказным письмом с объявленной ценностью либо подать через многофункциональный центр (МФЦ). На официальном сайте ФНС России запущен новый сервис - "Подача заявки на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя". С его помощью можно сформировать и направить заявление на регистрацию ИП. Оно автоматически попадет в инспекцию по месту жительства регистрируемого.

Чтобы изменить сведения, зарегистрированные в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, индивидуальный предприниматель должен подать в регистрирующие органы специальное заявление и копии документов, на основании которых будут вноситься изменения в ЕГРИП.

Статья 25 Закона РФ № 129-ФЗ дает право налоговым органам обращаться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве предпринимателя. Такое заявление регистрирующие органы могут подать, если предприниматель допустил грубое или неоднократное нарушение правовых актов, которые регулируют государственную регистрацию. При отказе в государственной регистрации представленные документы не возвращаются, а остаются в регистрирующем органе и образуют регистрационное дело об отказе.

Регистрация предпринимателя в органах статистики и внебюджетных фондах (Динека).

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", между органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, органами государственных внебюджетных фондов и аналогичными структурами организовано межведомственное информационное взаимодействие.

В ст. 7 Закона № 210-ФЗ указано, что органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, участвующих в межведомственном информационном взаимодействии. Представление документов и информации осуществляется по межведомственному запросу органа, предоставляющего услугу.

В Постановлении Правительства от 22 декабря 2011 г. № 1092 указано, что регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней с момента внесения в соответствующий государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также иных сведений бесплатно представляет указанные сведения в соответствии с настоящими Правилами в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.

Когда ПБОЮЛ становится работодателем, он должен самостоятельно встать на учет во внебюджетных фондах. Индивидуальные предприниматели самостоятельно регистрируются в качестве страхователей только в следующих случаях:

- в территориальном отделении ПФР – если заключили с физическим лицом трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), а также авторский договор;

- в территориальном отделении ФСС РФ в случае заключения с работником трудового договора.

Для регистрации ПБОЮЛ обязан в установленный срок подать в орган ПФР или ФСС РФ по месту своего жительства соответствующее заявление с приложением необходимых документов.

Регистрация в отделении ПФР выглядит так. Срок подачи заявления – в течение 30 дней со дня заключения трудового (гражданско-правового, авторского) договора с первым работником (п. 21 Порядка № 296п). Форма заявления и правила его заполнения приведены в приложениях 7 и 8 к Порядку № 296п.

К заявлению нужно приложить копии:

- свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или лицензии на осуществление определенных видов деятельности;

- документов, удостоверяющих личность и подтверждающих регистрацию по месту жительства (например, копию паспорта);

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- документов, подтверждающих наличие у предпринимателя наемных работниц ков (копию трудового (гражданско-правового, авторского) договора с физическим лицом).

Регистрация в отделении ФСС РФ выглядит следующим образом. Заявление подается не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым работником. При подаче заявления необходимо предъявить паспорт и представить копии:

- свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- трудовых книжек нанятых работников.

Не позднее пяти дней с момента получения документов органы ПФР и ФСС РФ предпринимателя зарегистрируют, о чем сообщат уведомлениями о регистраций.

Регистрация страхователей для целей ОМС с 1 января 2011 г. осуществляется в отделениях ПФР.

Если гражданин занимается предпринимательской деятельностью, но не прошел государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, к нему все равно будут применяться правила, установленные Налоговым кодексом РФ. Следовательно, с него будут взысканы все налоги, которые должен платить предприниматель.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требования о регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (суд может применить к таким сделкам правила Гражданского кодекса РФ об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью).

Порядок уплаты предпринимателем страховых взносов

Отношения, связанные с уплатой индивидуальным предпринимателем страховых взносов, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Согласно ст. 5 этого Закона индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов. Данные плательщики уплачивают страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ТФОМС в фиксированных размерах (ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

Каждый день нахождения в статусе предпринимателя включается в стаж для исчисления пенсии.

Даже если предпринимательская деятельность фактически не ведется, предприниматель обязан платить страховые взносы, поскольку взносы платятся исходя из стоимости страхового года, то есть вне зависимости от полученного дохода.

В соответствии со ст. 14 Закона № 212-ФЗ фиксированный размер страховых взносов за полный расчетный период определяется исходя из произведения минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов, увеличенного в 12 раз. При этом в расчет принимается МРОТ, установленный федеральным законом на начало финансового года. На 1 января 2015 г. данная величина составляет 5965 руб. Страховые взносы в фиксированном размере за 2015 г. следует уплатить не позднее 31 декабря 2015 г. Не позднее 1 апреля 2016 г. необходимо доплатить 1% от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. за 2015 г. Законодательством не установлен конкретный порядок уплаты взносов – единым платежом или частями. Поэтому предприниматель вправе самостоятельно определить, как удобнее платить: единовременно, ежемесячно, ежеквартально или с иной периодичностью.

В соответствии с пенсионным законодательством некоторые периоды включаются в стаж для исчисления пенсии вне зависимости от уплаты страховых взносов. На возмещение уплаты страховых взносов за такие периоды Пенсионному фонду РФ выделяются средства из федерального бюджета.

Именно в связи с этим индивидуальный предприниматель освобождается от уплаты страховых взносов в фиксированных размерах за периоды:

- прохождения военной службы;

- ухода, осуществляемого одним из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;

- проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

- проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Предприниматель будет освобожден от уплаты страховых взносов в указанные периоды, если им не осуществлялась предпринимательская деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Ответственность индивидуального предпринимателя. Ответственность предпринимателя за налоговые правонарушения

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

За нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) ПБОЮЛ может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в 10 тыс.руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Н К РФ, влечет за собой взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

В ст. 118 НК РФ указана ответственность за нарушение срока представления сведений в налоговый орган об открытии и закрытии счета в банке – штраф в размере 5 тыс. руб. Сообщать надо, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов, причем лишь о

В ст. 119 НК РФ устанавливлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета: 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. Ответственность по этой статье наступает именно за несвоевременное представление декларации, а не за неуплату налога.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) влечет за собой взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут за собой взыскание штрафа в размере 30 тыс. руб. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут за собой взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.

Для ПБОЮЛов (поскольку они освобождены от ведения бухучета) под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в данном случае понимается:

- отсутствие первичных документов или

- отсутствие счетов-фактур.

Статья 122 НК РФ устанавливает штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) – 20% от неуплаченной суммы налога (сбора). Это в случае, если занижение налога произошло неумышленно (например, имела место счетная ошибка). Если эти деяния совершены умышленно, то штраф составит 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога (ст. 123 НК РФ) влечет за собой штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению. Функции налогового агента следует выполнять независимо от применяемой системы налогообложения. Если у ПБОЮЛа есть работники, он обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с их заработной платы (п. 1 ст. 226 НК РФ). Важно помнить, что эта статья устанавливает ответственность за не перечисление налога в бюджет, а не за его несвоевременное перечисление.

Таким образом, если ПБОЮЛ удержал НДФЛ, но перечислил его в бюджет с опозданием, то ст. 123 НК РФ не применяется. В таком случае надо будет уплатить пени за дни просрочки.

Общий срок давности привлечения к налоговой ответственности – три года со дня совершения налогового правонарушения или со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого оно было совершено (ст. 113 НК РФ). После истечения трехлетнего срока привлечение ПБОЮЛа к налоговой ответственности будет неправомерным. Срок, в течение которого налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании штрафа с предпринимателя, – шесть месяцев после истечения срока требования об уплате налога (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 115 НК РФ). Впрочем, если срок пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен судом.

Ответственность предпринимателя за административные правонарушения

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность (ч. I ст. 2.1 КоАП РФ).

Часть 1 ст. 14.1 КоАП РФ устанавливает наказание за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – административный штраф в размере от 500 до 2000 руб.

Часть 2 ст. 14.1 КоАП РФ устанавливает наказание за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Это правонарушение влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Часть 1 ст. 14.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг ПБОЮЛом при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ. Это правонарушение влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа от 3 тыс. до 4 тыс. руб.

Часть 2 этой же статьи устанавливает ответственность за неприменение ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Это правонарушение может повлечь за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 3 до 4 тыс. руб.

Глава 15 КоАП РФ устанавливает ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, порядка работы с наличностью.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1 КоАП РФ) может повлечь за собой штраф от 4 тыс. до 5 тыс. руб. Правонарушение заключается в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в:

- осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;

- несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;

- накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

ПБОЮЛ может быть наказан:

- за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП РФ, штраф от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);

- за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев (ст. 18.15 КоАП РФ). Так, привлечение к работе иностранца, у которого нет разрешения на работу, может стоить предпринимателю от 25 до 50 тыс. руб.;

- за не уведомление отделения Федеральной миграционной службы (ФМС России) или налогового органа о привлечении к труду иностранцев предусмотрена ответственность в виде штрафа от 35 тыс. до 50 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности предпринимателя на срок до 90 суток.

По общему правилу ПБОЮЛ не может быть привлечен к административной ответственности, то есть постановление о его привлечении к ответственности не может быть вынесено, если со дня совершения правонарушения прошло два месяца (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — три месяца) (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Однако за правонарушения, связанные с привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранцев при отсутствии у них разрешения на работу, срок давности увеличен до одного года.

Если же правонарушение является длящимся, то срок начинает исчисляться со дня обнаружения правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Длящимся является административное правонарушение (действие или бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. К длящимся правонарушениям относятся:

- неуведомление органа ФМС России о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом (п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ);

- осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей государственной регистрации (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ);

- осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если она обязательна (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ);

- осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ);

- осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ).

К ответственности за данные правонарушения предприниматель может быть привлечен в течение двух месяцев с момента их обнаружения, а не с начала осуществления деятельности.

Ответственность предпринимателя за уголовные правонарушения

Так, Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за следующие преступления:

- незаконное предпринимательство (ст. 171);

- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198);

- неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1);

- сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2).

Незаконное предпринимательство – это осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна. Уголовная ответственность за данное деяние наступает только в случае, если оно причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Крупным размером признается сумма более 1 млн 500 тыс. руб., особо крупным – 6 млн руб. Это преступление наказывается:

- штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо

- обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо

- арестом на срок до шести месяцев.

Статья 198 УК РФ устанавливает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица. Уклонение становится преступлением только в случае, если оно совершено в крупном или особо крупном размере. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% от подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн 800 тыс. руб. Особо крупным размером является сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 9 млн руб. Причем:

- если лицо впервые совершило это преступление, оно освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ (примечание 2 к ст. 198 УК РФ);

- предусмотрено прекращение уголовного преследования в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме (то есть недоимка, пени и штрафы уплачены полностью) (ст. 28.1 УПК РФ).

Ст. 199.1 УК РФ установлено, что неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд):

- совершенное в крупном размере, наказывается:

- штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо

- арестом на срок до шести месяцев, либо

- лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

- совершенное в особо крупном размере, наказывается:

- штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо

- лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статьи 198 УК РФ устанавливает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Однако возможно и такое: налогоплательщик своевременно и правильно представляет налоговую и иную обязательную к представлению отчетность, но умышленно не производит перечисления в соответствующий бюджет в установленные сроки путем сокрытия денежных средств или имущества. Для таких случаев предусмотрена ответственность по ст. 199.2 УК РФ «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или ПБОЮЛом в крупном размере, наказывается:

- штрафом в размере от 200 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет либо

- лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Защита прав индивидуального предпринимателя при осуществлении государственного контроля надзора (надзора) и муниципального контроля

Порядок проведения проверки деятельности индивидуального предпринимателя, а также гарантии защиты его прав при этом установлены федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Виды проверок, проводимых в отношении индивидуальных предпринимателей

Предметом плановой проверки является соблюдение индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки индивидуального предпринимателя;

В отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах индивидуального предпринимателя, устанавливающих его права и обязанности, документы, используемые при осуществлении им деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту существления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) оценить соответствие деятельности индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается индивидуальному предпринимателю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае выявления при проведении проверки нарушений индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны:

1) выдать предписание индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность индивидуального предпринимателя представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота.

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления индивидуального предпринимателя.

В ст. 21 федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закреплены права индивидуального предпринимателя при проведении проверки. Индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

В соответствии со ст. 22 федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ вред, причиненный индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством РФ порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ст. 23 федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ защита прав индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ. Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ.

Индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять защиту своих прав и (или) законных интересов. Объединения индивидуальных предпринимателей вправе:

1) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки индивидуальных предпринимателей;

2) обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля прав и (или) законных интересов индивидуальных предпринимателей.

При проведении проверок индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»

ПЕРЕПЛЁТ
книг, дипломов, отчётов и др. печатной продукции
ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6 с ул. Коммунистической
с 9-00 до 17-00
выходной: суббота, воскресенье
тел.: +7 (8443) 31-29-15