Социальное развитие города
Население. К началу 1960 г. население города Волжского достигло 70 417 человек, молодежь составляла более 60 %. Из них семь тысяч - дети, учащиеся средних школ. Число жителей постоянно росло, в первую очередь, за счет рабочих, прибывающих для строительства и работы на новых предприятиях города Волжского. После постановления ЦК КПСС «О развитии химической промышленности страны» был пересмотрен первоначальный план по застройке города. Была установлена новая численность населения города - 150 тыс. человек и его новые границы до ул. Степной (современное название - ул. Александрова).
Для осуществления этого решения уже в 1963 г. был построен палаточный городок для рабочих, прибывающих по комсомольским путевкам на строительство химкомбината. В результате, численность населения достигла цифры в 100 тыс. человек.
Дальнейшее увеличение населения связано с началом строительства трубного завода в августе 1966 года. На его строительство продолжали прибывать люди, и к 1967 г. население Волжского достигло 132 тыс. человек. В 1968 г. население увеличилось еще на семь тысяч человек. Показательно, что около 60 % жителей составляли рабочие, половина из которых была задействована в промышленности, а 16 % населения - дети и учащиеся двадцати двух школ города Волжского.
В 1970 г. была проведена Всесоюзная перепись, по результатам которой население Волжского превысило запланированные 150 тыс. и достигло численности 150 553 человека. К этому моменту строительство основных предприятий города Волжского было завершено, и массовый приток строителей и будущих работников из других городов практически прекратился, поэтому дальнейшее увеличение населения происходило в основном за счет естественного прироста.
Всего за пять лет количество жителей возросло почти на пятьдесят тысяч и к 1975 г. достигло 202 900 человек, 41 730 из них - дети. В последующие годы прирост населения города происходил заметно медленнее. Так, по материалам Всесоюзной переписи 1980 г., в Волжском насчитывалось 220 594 жителя, из них более пятидесяти тысяч - дети.
80-е гг. XX в. характеризуются в нашей стране увеличением рождаемости. Если в 1979 г. в Волжском детские сады посещали 18 тыс. детей, то в 1988 г. их число выросло до 22 тыс., а число жителей достигло 277 тысяч.
Последнее значительное увеличение численности население произошло в 1991 г. и связано с притоком беженцев из Азербайджана, Армении, Узбекистана, Молдавии и жителей сельских районов Волгоградской области. Количество жителей города с волжской пропиской составило 285 тысяч, а фактическое превысило триста тысяч человек.
Жилищное строительство. К 1 апреля 1961 г. в городе Волжском было введено 416 тыс. квадратных метров полезной площади жилья. Полностью построены литерные кварталы А, Б, В, Г, Д и Е, завершается строительство так называемой «старой» части города до кинотеатра «Спутник», строятся 38, 39 кварталы.
Теплоснабжение новых домов первоначально осуществлялось от квартальных котельных, работавших на угле. Только к началу 60-х годов была построена центральная котельная, работавшая на мазуте и обеспечивавшая теплом старую часть города. До 1963-1964 гг. в дома еще не был проведен газ, на кухнях стояли печи, в ванных титаны для нагрева воды. Газификация началась только в 1964 г., а с 1965 г. все новые дома строились уже с централизованным горячим водоснабжением.
С началом строительства химического комбината начинается и новый этап в жилищном строительстве. Заказчиком всех построенных к этому моменту домов был Волгоградги-дрострой, проектировавший дома для строителей и работников ГЭС. С возникновением новых предприятий появились сразу несколько новых заказчиков, что привело к созданию в 1970 г. управления капитального строительства, которое и осуществляло всю дальнейшую застройку города, а строительством жилых домов занимался «Жилстрой». В 1974 г. началось строительство крупнопанельных девятиэтажных домов, а в 80-х гг. были построены первые 14-этажные дома в 25-м микрорайоне. Все это позволяло жителям Волжского получать квартиры уже на 2-3 год работы.
В 1986 г. был разработан новый генеральный план застройки Волжского, рассчитанный на увеличение численности населения до 400 тыс. человек, а сам город должен быть «повернут» в сторону Ахтубы и поделен на Северный и Южный районы. Однако, наступивший в 90-х года экономический спад не позволил осуществить запланированное.
Развитие торговли, бытового обслуживания: На 1 октября 1961 г. было построено культурно-бытовых зданий общим объемом 590,2 тыс. м3, и еще 71,6 тыс. м3, встроенных в жилые дома. Таким образом, на каждого жителя приходилось по16,5 м3 общественных зданий, что говорит о высокой обеспеченности города культурными и бытовыми зданиями.
В 1971-1975 гг. в Волжском были открыты десятки различных мастерских, салонов, ателье и других предприятий бытового обслуживания. Появились дома быта, в которых разместились ателье мод, салоны по ремонту обуви, парикмахерские, а также десятки новых видов услуг: срочная химчистка, обучение музыке, ремонт и полировка мебели.
Постоянно развивалась материально-техническая база бытового обслуживания. Городская служба быта получила около 4 000 квадратных метров площади, цеха и ателье пополнялись новой техникой. Сеть бытового обслуживания города Волжского включала 14 предприятий и учреждений; 75 ателье мод, мастерских и парикмахерских; 22 приемных пункта, в которых работало более тысячи человек.
Широкое развитие в Волжском получила сеть предприятий общественного питания. Первые столовые создавались непосредственно на территории промышленных предприятий. Открывались рестораны и кафе. В 1966 г. заработал первый ресторан «Прибой» в речном порту, к 1970 г. в городе работало уже 9 кафе и открытых площадок. Жителей города обслуживало несколько кулинарий и домовых кухонь. Регулярно открывались предприятия общественного питания в новых микрорайонах и на заводах. К 1975 г. прибавилось еще около 40 столовых и кафе на шесть тысяч мест, а это значит: за обеденным столом городского общественного питания могло одновременно разместиться двадцать тысяч волжан.
Торговое обслуживание жителей непосредственно связано с местной промышленностью: пищевой, мясной, молочной, и хлебопекарной. В 1972 г. вступил в строй новый крупный цех на мясокомбинате мощностью пять тонн колбасных изделий в сутки, вторая линия на заводе безалкогольных напитков производительностью 5 00 000 декалитров в год, новый хлебозавод мощностью 68 тонн хлебобулочных изделий в сутки.
В 1985 г. прошла реконструкция мясокомбината в цехах по производству колбасных изделий и котлет, введены в эксплуатацию автоматы, выпускающие пельмени. Многие предприятия обзавелись своими собственными подсобными хозяйствами, в том числе животноводческими.
Торговая сеть Волжского включала в себя универсальные и специализированные магазины и развивалась по мере застройки самого Волжского. В 1966 г. был открыт магазин «Подарки», в 1971 г. магазин - «Мебель», в 1984 г. в 18-м микрорайоне - магазин «Универсам». Существовала разветвленная сеть овощных киосков. В 1985 г. товарооборот в Волжском возрос в два раза по сравнению с предыдущим пятилетием, во столько же раз увеличилась торговая площадь магазинов и количество мест в столовых.

Здание универмага «Славянка» (ныне ЦУМ)
Транспорт. Развитие транспортной системы города Волжского началось одновременно со строительством ГЭС. Первостроители еще жили в палаточных городках, когда уже прокладывались первые дороги и открывались первые маршруты для доставки рабочих к объектам строительства. Уже через год после начала строительства было проложено 24 км автодорог, а в 1954 г. начала свою работу автоколонна № 1732, перевозящая волжан и по сей день. К началу 60-х гг. количество автобусов автоколонны достигло двухсот, в городе действовали 22 автобусных маршрута, к 1970 г. основной городской маршрут № 14 доходил до ул. Мира.
К празднику 1 мая в 1964 г. был открыт первый в городе Волжском трамвайный маршрут № 1 от ул. Логинова до химического комбината. Продолжали развиваться трамвайные линии, летом 1976 г. уже три маршрута связывали химический комплекс, литерные кварталы и поселок Рабочий. К началу 90-х годов автобусный транспорт достигает своего максимального развития: в городе и пригородах действует около 150 маршрутов. Помимо автобусов волжане могут пользоваться услугами таксопарка, созданного еще в 1963 году.
Заметное развитие в Волжском получил железнодорожный транспорт. В ноябре 1968 г, был принят в эксплуатацию городской железнодорожный вокзал с пропускной способностью более 15 тыс. пассажиров 8 сутки. Волжане активно пользовались услугами пригородных электропоездов, связывавших город с отдаленными промышленными предприятиями, Волгоградом и другими населенными пунктами области.
Создано 19.10.2011 17:16
Обновлено 19.10.2011 17:18