Готов ли ваш ребенок к школе?
Рекомендации для родителей
Когда ребёнок достигает возраста шести-семи лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребёнок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим учеником? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребёнка к школьной жизни? Такой критерий есть, он получил название школьная зрелость или психологическая готовность ребёнка к школе.
Психологическая готовность ребенка к школе представляет собой совокупность личностных качеств, умений и навыков, а также, определенный уровень развития психических функций. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе предполагает несколько составляющих: личностная готовность ребенка к школе, волевая, интеллектуальная и мотивационная.
1. Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами.Первоклассник должен уметь выполнять правила школьного режима, общаться и взаимодействовать со сверстниками, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома, а также правильно оценивать себя и свое поведение.
2. Мотивационная готовность ребенка к школе. Одна из главных задач, стоящих перед родителями при обучении детей, — создание у них интереса к самому процессу учения с тем, чтобы воспитать у будущего школьника желание и стремление учиться.Крайне важно использовать похвалу и поощрение при малейших успехах ребенка. К сожалению, желание пойти в школу и желание учиться, не всегда совпадают, поэтому родителям необходимо заинтересовывать ребенка, формировать положительное отношение к школе, рассказывать об учителях, о знаниях, которые он будет там получать.
3. Волевая готовность представляет собой готовность к трудностям и поиску путей их разрешения. Распознать отсутствие волевой готовности ребенка к школе можно по его словам: «Я не буду это делать, потому что это неинтересно», «Я не хочу идти в школу, потому что там не разрешают бегать во время уроков» и т.п. Помочь в этом могут игры по правилам, в которых, необходимо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы. Это могут быть игры с кубиком и фишками, домино и др. Такие игры не только научат ребенка выдержке, но и помогут ему научиться достойно проигрывать.
4. Интеллектуальная готовность заключается в общей осведомленности ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, набор знаний, который пригодится для обучения в школе. Ребенок должен уметь: заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут; находить сходства и отличия между предметами, картинками; выполнять работу по образцу; рассказывать по памяти стишки, скороговорки, пословицы, сказки; легко играть в игры на внимательность.
Что лучше сделать заранее:
1. Познакомьте ребенка с учителем еще до официального начала занятий.
2. Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть.
3. Для того чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
4. Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.
5. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед.
6. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных или негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
7. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.
Главное, что могут и должны родители – это верить в своего ребёнка, хвалить в случае даже маленьких успехов, поддерживать и помогать в случае неудач. Подготовка ребёнка к школе – задача не из лёгких. И от того, как эта задача будет выполнена, будет зависеть легким или трудным будет вход ребёнка в новую для него школьную жизнь.
Если у Вас появились вопросы или нужна психологическая консультация – обращайтесь: Детско - юношеская библиотека – филиал № 13 (22 м/р ул. Мира, 75). Понедельник – пятница с 9.00 до 18.00. Телефон: 29 – 30 – 44
Создано 10.06.2015 15:28