МУ МИБС г. Волжский

Поиск по сайту

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Вы можете присоединиться к мероприятиям в наших группах в социальных сетях:

Одноклассники
mbumibs
biblioteka13

ВКонтакте
mbumibs
desk.biblioteka3

Париж. Литературный променад

Любовь к Парижу стара как мир, ей уже более 2000 лет. Римский император Юлиан восторгался очарованием юного города; Абеляр восхвалял интеллектуальную утонченность парижской жизни; Казанова превозносил до небес элегантность парижских женщин, в то время как Вольтер не мыслил себя без роскошных салонов и кофеен; Эрнест Хемингуэй и Генри Миллер были покорены естественной для города обольстительной богемностью.

Этот город стоит мессы, как утверждал король Генрих IV; в этом городе хочется жить и умереть, как восклицал Владимир Маяковский; этот город - «праздник, который всегда с тобой»; если бы этого города не существовало, его следовало бы выдумать, как заметил кто-то, перефразировав знаменитое изречение Вольтера. Этот город - Париж.

Не обязательно ехать в Париж - достаточно прочитать Золя, Бальзака или Пруста, посмотреть фильмы Труффо, картины Моне или фотографии Картье - Брессона, чтобы иметь яркое, живое представление об этом уникальном городе.

Аура средневекового Парижа покорит вас. Город обладает необыкновенной притягательностью, почти человеческим обаянием. В чем секрет этой притягательности? - на этот вопрос пытались ответить многие. Мы сделаем еще одну попытку - обратимся к произведениям французской литературы. На острове Сите в памяти всплывает знаменитый «Собор Парижской Богоматери» Гюго, с Александром Дюма связана площадь Вогезов, а квартал Маре напоминает о «Чреве Парижа» Эмиля Золя. На миг мы перенесемся в прошлые века и увидим на улочках Парижа Д`Артаньяна и Эсмиральду, Жана Вальжана и Гавроша, Миледи и Квазимодо.

У каждого писателя есть не только свое представление о Париже, но и свои особенно любимые места города; есть в Париже улицы ,площади, кварталы, подчас отдельные здания, которые привлекают к себе и любознательных туристов, и художников, и писателей. Так было во все времена, так обстоит дело и сейчас. Конечно же, наш литературный променад - не туристический справочник, но все же, вероятно, вам будет небезынтересно взглянуть на многие уголки Парижа глазами тех, кто писал о нем. Художники, писатели выступают в качестве хранителей созданных веками ценностей, обычаев, традиций, нравов, напоминая нам о том, каким был Париж когда - то, и рассказывая о том, каким он становится в наши дни.

Хотелось бы, чтобы вы сначала посетили те места, где зародилась жизнь Парижа. Мы вас поведем на остров Сите, к Нотр - Дам.

Собор Парижской Богоматери, или же Нотр-Дам де Пари, является, наверное, одним из известнейших монументальных строений средневековья. В такой широкой популярности Собора, не в последнюю очередь, следует «винить» Виктора Гюго. Современники писателя вспоминают, как Гюго неоднократно говорил, показывая на Собор, что форма этого строения напоминает первую букву его фамилии («Гюго» - в написании по-французски начинается с буквы «Н»). И можно простить писателю такую достаточно невинную напыщенность, так как «Собор Парижской Богоматери» является действительно талантливым и интересным романом. И всегда, глядя на величественные башни и стены Собора, люди будут вспоминать про влюбленного уродца Квазимодо и божественно прекрасную цыганку Эсмеральду.

Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление. Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился почти двести лет, что он многократно переделывался и капитально реставрировался.

Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам-де Пари нет настенной живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Самым известным архитектурным элементом Нотр-Дам де Пари являются химеры - трехметровые скульптурные фигуры, расположенные на фронтоне Собора. Химеры являются символом темных, но не всегда враждебных сил. Восхищает то, что эти дьявольские творения уже около семисот лет хищно усмехаются под куполами католического Собора. Гюго мастерски создал образ уродливого звонаря Квазимодо, который кажется одним из этих скульптурных чудовищ.

Стоит напомнить, что тогда, когда Гюго работал над своим произведением, величественный собор находился в полуразрушенном состоянии. Книга Гюго стала одним из тех факторов, которые, в конечном счете, способствовали восстановлению собора.

ПО ТЕЧЕНИЮ СЕНЫ

Есть и еще способ знакомиться с городом: следовать за Жаном Вольжаном, скрывающимся в квартале Пикпюс («Отверженные») или маленьким Луи Бастидом, бегущим со своим серсо - вверх - вниз - по узким улочкам Монмартра («6 октября» Ж. Ромена). И все же в Париже, можно сказать, все дороги ведут к Сене. О Сене писали и суровые прозаики - реалисты, и мемуаристы, чье детство, как детство А.Франса, протекало на ее берегах, и поэты - вероятно, все французские поэты! - о Сене и ее мостах, о простых домах, о дворцах и башнях, отражающихся в ее водах.

На обоих берегах вдоль всей набережной вы увидите ларьки букинистов. Они составляют часть Парижа вашей мечты. Обычай раскладывать книги на парапетах восходит к XVII веку. Напрасно Людовик XIV, а за ним и барон Османн хотели изгнать букинистов, чтобы сделать линии каменных набережных более четкими; привилегия букинистов пережила все принудительные указы. «Согласимся с тем, - сказал Анатоль Франс, - что, так как Сена - подлинная река славы, то выставленные на набережных ларьки с книгами достойно венчают ее...»

Отдал дань Сене и Р. Роллан, заставив Жана Кристофа подолгу мечтать на ее набережных: «Сероглазая река в бледно - зеленом одеянии, с тонкими и четкими контурами, река грациозная, с гибкими движениями, с расчетливой небрежностью раскинувшаяся в роскошном и строгом убранстве своего города, в браслетах мостов ,в ожерельях памятников, улыбающаяся своей миловидности, как вышедшая на прогулку хорошенькая парижанка... Неповторимый свет Парижа!»

БУЛОНСКИЙ ЛЕС

Теперь мы покинем Сену и направимся в центр города. Но прежде мы пересечем лес. Это один из лесных заповедников Парижа. В 14 веке пилигримы окрестили лес Булонским. Это не парк, а настоящий лес, прорезанный широкими аллеями, с разбросанными то там, то тут искусственными озерами, робкими ручейками, с ресторанами и дворцами.

В летние вечера, сопровождая воображаемого Пруста, вы станете завсегдатаем знаменитых ресторанов: «Арменонвиль», «Пре Кателан» или «Павильон Дофин». Пруст лучше всех описал Аллею Акаций, Тропинку добродетели, Голубиный тир и весь Булонский лес времен экипажей.

Я вам покажу место, где Одетта Сван, в собольей жакетке, с букетиком пармских фиалок у пояса, останавливалась поболтать с каким - нибудь любезным кавалером; вы увидите остров, где безутешный Марсель напрасно ждал мадемуазель де Стермариа.

Здесь масса достопримечательностей, за долгую историю леса созданных человеком. В центре леса обустроен Парк Багатель, посетителей ждут многочисленные кафе, по большим озерам можно кататься в лодках.

ПАЛЕ-РОЯЛЬ (КОРОЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ)

Приготовьтесь, мы прибываем в Пале - Рояль.

Мысль о создании этого дворца пришла в голову кардиналу Ришелье в 1629 году. Он поручил разработку проекта здания своему архитектору Жаку Лемерсье, а садов - Дего. Умирая, Ришелье завещал дворец королю Людовику XIII, с тех пор он и называется Пале-Рояль (Королевский дворец). Пале-Рояль стал центром самой разнообразной деятельности. Описание дворца мы можем встретить во многих произведениях французской литературы. Бальзак в «Потерянных иллюзиях» говорит о том, что: «Тут были сплошь книготорговцы -поэзия, политика и проза - модные лавки и, наконец, женщины легкого поведения, являвшиеся сюда только по вечерам...». Валантен из «Шагреневой кожи» проиграл последний наполеондор в Пале - Рояле и очутился под его аркадами. Именно сюда приходил д'Артаньян за лейтенантским патентом.

Николай Михайлович Карамзин в «Письмах русского путешественника» описывает волшебный дворец: «Вообразите себе великолепный квадратный замок и внизу его аркады, под которыми в бесчисленных лавках сияют все сокровища света, богатства Индии и Америки, алмазы и диаманты, серебро и золото; все произведения натуры и искусства; все, чем когда-нибудь царская пышность украшалась; все, изобретенное роскошью для услаждения жизни!.. И все это для привлечения глаз разложено прекраснейшим образом и освещено яркими, разноцветными огнями, ослепляющими зрение. - Вообразите себе множество людей, которые толпятся в сих галереях и ходят взад и вперед только для того, чтобы смотреть друг на друга! - Тут видите вы и кофейные дома, первые в Париже, где также все людьми наполнено, где читают вслух газеты и журналы, шумят, спорят, говорят речи и проч. ... Всё казалось мне очарованием, Калипсиным островом, Армидиным замком»

Ныне Пале-Рояль - воистину мирная обитель. В зданиях расположились Государственный совет, Конституционный совет, театр Французской Комедии (Комеди-Франсез) и министерство культуры.

Сам дворец посетить нельзя, но открыт сад, так что можно почувствовать ту атмосферу покоя, которая в середине двадцатого века привлекла сюда, в маленькие квартирки над аркадами французскую интеллектуальную элиту.

Просторный сад Пале-Рояль с трех сторон окружен единообразными фасадами домов конца XVIII века. В их аркадах - кафе, рестораны, бутики и художественные галереи. В квартирах верхних этажей жили литератор Жан Кокто и романистка Колетт. Им можно позавидовать: сад прекрасен вне зависимости от времени года и совершенно отрезан от окружающего мира. Пале-Рояль обрамляет эксклюзивная лепнина из гипса (http://www.evina.ru/fasadi.php) в исторических стилях.

Обратите внимание на необычные фонтаны в виде груды металлических шаров (см.фото), между которыми течет вода.

Сегодня внутренний, почетный двор Королевского дворца объединяет две эпохи: в обрамлении классической архитектуры стоят авангардистские полосатые колонны скульптора Даниэля Бюрена. Они прорастают из-под земли, как развалины античного форума. Дети используют 260 колонн как препятствия для гонок на роликах, взрослые - как трамплины, чтобы научить малышей прыгать с высоты. Кроме того, в саду часто устраиваются выставки современных скульпторов и даже показы мод.

Ох, видел бы Ришелье, во что превратился ныне его любимый дворец...

ПАРИЖСКИЙ КВАРТАЛ МАРЭ (LE MARAIS)

И вот мы на восточном конце улицы Риволи, по соседству с Маре, аристократическим центром Парижа во времена «Жеманниц» (комедия Мольера). У Бальзака мы неоднократно встречаем описание этого квартала с его узкими улицами и неожиданными площадями. Маре называют «самым элегантным кварталом Парижа» - здесь жили короли и мушкетёры, здесь творили великие писатели, здесь состоялась казнь короля в Великую Французскую революцию...

Когда-то здесь были сплошные болота (по-французски - marais). В XII веке трясину с северного ее конца начали осушать рыцари-тамплиеры. После этого юг Марэ стал первым в Париже аристократическим районом.

Тут каждый дом - история на истории. Тут жили или владели особняками и герцог Ришелье, и маркиза де Севинье, а вот до того, как в дом под номером 6 въехал Виктор Гюго, там в 17 веке проживала Миледи из романа«Три Мушкетера»!

Центральное место в квартале Маре занимает площадь Вогезов. Это историческое место Парижа, любимое писателями и вошедшее в литературу, ранее названное Королевской площадью.

Площадь Вогезов (Place des Vosges) представляет собой прямоугольник со всех сторон закрытый однотипными зданиями. Вообще, считается, что это самая замкнутая площадь в Париже, с единственной улицей, проходящей сквозь неё. Всего тридцать шесть домов окружают площадь, похожих друг на друга как «две капли воды», выделяются лишь два здания: дворец Короля и Королевы.

Новым для Парижа был цвет зданий, постройки были выложены красным кирпичом и белым камнем. Первые этажи облюбовали владельцы картинных галерей, антикварных и книжных магазинов, ресторанов, чайных салонов, а ведь ещё недавно здесь были старинные торговые лавочки.

Жители Парижа сразу прониклись любовью к площади Вогезов и желанием многих из них, было поселиться в этих домах..

Здесь в кирпичных домах с аркадами, когда - то жили В. Гюго, Готье, Доде. Несколько лет жил на этой площади Ж. Сименон; не раз приводил он сюда героев своих романов, полицейских и преступников, клошаров и просто добрых парижан.

Это место прославилась своими дуэлями, потрясающе описанными в романе А.Дюма «Графиня Де Монсоро».

Король Людовик XIII встречает нас в центре площади Вогезов. Король, известный читателям по знаменитому роману Александра Дюма «Три мушкетёра» и вошедший в историю, как «только умеющий махать шпагой и флегматично спорить с кардиналом» теперь стоит в сквере, названным его именем.

Площадь Вогезов является самым тихим и единственным местом в квартале Маре не изменившимся со временем. Не так давно все здания были реставрированы и очищены от множества слоёв старой краски, площадь приобрела свойственный ей вид, начала семнадцатого века - века Великого, как говорят историки Франции.

СЕН - ЖЕРМЕНСКОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ

Поверить сложно, но когда-то Сен-Жермен был предместьем Парижа, где, как писал А. Дюма, его герой Д`Артаньян нашел кров по своему кошельку. Здесь сердце «мушкетерского Парижа». От церкви Сен-Сюльпис отходят все улицы, на которых поселил своих героев Дюма: и улица Вожирар, и Старой голубятни, и Феру, и Могильщиков (сейчас Сервандони).

У вас есть прекрасная возможность пройтись по улицам современного Парижа, увидеть места, где жили знаменитые мушкетеры.

«...Итак, д'Артаньян вступил в Париж пешком, неся под мышкой свой узелок, и бродил по улицам до тех пор, пока ему не удалось снять комнату, соответствующую его скудным средствам. Эта комната представляла собой подобие мансарды и находилась на улице Могильщиков, вблизи Люксембурга.»

Улица Могильшиков (ныне улица Сервандони)

Бывшая улица Могильщиков, а ныне улица Сервандони змейкой сбегает вниз от улицы Вожирар к церкви Сен-Сюльпис. Это теперь она находится в самом сердце Парижа, в двух шагах от Люксембургского сада и Сен-Жермен-де-Пре, а во времена мушкетеров это было предместье, лежащее за городскими стенами. Неудивительно, что именно здесь д'Артаньян нашел пристанище по своему кошельку.

Про расположение дома Атоса сказано весьма кратко:

«Атос жил на улице Феру, в двух шагах от Люксембурга. Он занимал две небольшие комнаты, опрятно убранные, которые ему сдавала хозяйка дома, еще не старая и еще очень красивая, напрасно обращавшая на него нежные взоры».

Улица Феру проходит на расстоянии каких-то 50 метров от улицы Могильщиков, где жил, Д'Артаньян,. Точно так же спускается она от улицы Вожирар к площади Сен-Сюльпис. Чтобы зайти друг к другу в гости, мушкетерам вряд ли требовалось больше 5 минут

Улица Феру в сторону Сен-Сюльпис. В одном из здешних двориков живет Атос

«Портос занимал большую и на вид роскошную квартиру на улице Старой Голубятни. Каждый раз, проходя с кем-нибудь из приятелей мимо своих окон, у одного из которых всегда стоял Мушкетон в парадной ливрее, Портос поднимал голову и, указывая рукой вверх, говорил: «Вот моя обитель». Но застать его дома никогда не удавалось, никогда и никого он не приглашал подняться с ним наверх, и никто не мог составить себе представление, какие действительные богатства кроются за этой роскошной внешностью».

Ул. Старой Голубятни ныне весьма зажиточна, так что домов, которые подошли бы Портосу, по крайней мере по внешнему виду, на ней предостаточно. Внутри, конечно, всякое встречается и в этом квартале, так что Портос не был оригинален в нежелании приглашать гостей.

Про жилище Арамиса известно больше.

...Дойдя до конца переулка, Д'Артаньян свернул влево. Дом, где жил Арамис, был расположен между улицей Кассет и улицей Сервандони. Действительно, и сейчас третий дом от угла по улице Вожирар (если считать от Люксембургского сада) имеет номер 25 и расположен по диагонали от перекрестка с улицей Кассет. Конечно, на дом Арамиса в описании Дюма он не очень-то похож, да и окна на первом этаже ни одного нет, но место, очевидно, то самое.

Вожирар, 25 - адрес Арамиса

Интересно, что недалеко от этого дома, у перекрестка улиц Вожирар и Ренн находится отель, носящий имя Арамиса. Это единственное известное мне в Париже место, названное именем мушкетера.

Неотделима от многих произведений французской литературы маленькая улица - рынок Муфтар, расположенная недалеко от величественного, но нисколько унылого Пантеона.

Эта улица с ее лавками, тележками, лотками, разноцветием выставленных на продажу овощей, фруктов, огородной зелени, с ее запахами вареной требухи и сыров, прибывающих из разных концов Франции, с ее небогатым и пестрым людом - тоже уголок старого Парижа. Этой улице посвящено несколько стихотворений Ж.Превера;

Парижане называют ее одной из самых старых в городе.

ЧРЕВО ПАРИЖА

Кому не знакомо название Чрево Парижа? С XII века там располагался рынок, который превратился постепенно в рынок оптовый, описанный Эмилем Золя в романе «Чрево Парижа». Рынок был перенесён в пригород в 1969 году и на его месте возник огромный пешеходный квартал: Форум Ле Аль - огромный торговый центр.

Форум Центрального рынка - это один из самых старых районов города и одновременно один из самых оживленных и многолюдных центров. По выражению Эмиля Золя это - «чрево Парижа», ведь когда-то здесь располагался огромный рынок. Сам Золя, изображая его, мастерски передает широкую гамму звуков, красок, запахов, складывающихся в неповторимую симфонию пробуждающегося города. Рынок привлечет к себе еще не одного художника, каждый из которых будет находить в нем нечто новое, впервые увиденное. Таким предстанет он, например, в нескольких романах Ж. Сименона, многое открывшего своим читателям в Париже 20 столетия.

У подножия готической церкви Сент-Эсташ, олицетворяя собой новое понимание городского пространства вырос Форум на площади 40 тысяч квадратных метров, весь из стекла и алюминия с мраморными лестницами и эскалаторами, которые объединяют четыре подземных этажа вокруг открытой площадки. Он построен по проекту двух архитекторов - Клода Васкони и Джорджа Пенкрича, открыт 4 сентября 1979 года и включает в себя абсолютно все: магазины, художественные салоны, рестораны, кинотеатры, банки, информационные центры и многое другое. Квартал интересен также выросшим неподалёку в 1977 году Центром Жоржа Помпиду и площадью Игоря Стравинского.

МОНМАРТР

Ф. Карко писал о Монмартре начала 20-х годов : «Низкие домики, сады, увитые зеленью беседки, деревенские уголки, утопающие в парижском тумане», давали «блаженную уверенность, что когда - то мы жили вместе с друзьями в деревне». Монмартр давно уже не деревня. Это средоточение маленьких уютных улочек бегущих вверх к небу и солнцу от шумных Парижских дорог.

Само слово Монмартр произошло от французской фразы mont des martyrs - холм мучеников. Здесь во времена римского правления казнили христиан. Также там казнили и епископа Дени, по преданию он взял свою голову в руки, прошел 6000 шагов и только потом упал и умер. Дени был признан святым. На этом месте позже построили церковь Сен-Дени. Потом это место завоевало имя, чуть ли не самого богемного места во Франции, толпы туристов, море кафе и ресторанов. Квартал Монмартр связан с историей литературы и искусства. В конце XIX - начале XX веков невысокие цены на жилье привлекли сюда многих писателей, композиторов, художников, которые любили собираться в многочисленных кафе и прочих заведениях. Здесь жили Золя, Берлиоз, Ренуар, Сера, Дега, Ван Гог, Пикассо. Ночная жизнь квартала бурлит, как и в те времена. Стайки туристов взбираются на холм и стекаются к площади Тертр, которую заняли бесчисленные ремесленники и торговцы сувенирами. Приятно пройтись по узким улочкам Монмартра, полюбоваться дивными сквериками, маленькими террасами, длинными лестницами и знаменитым виноградником, где каждую осень устраивается праздник сбора винограда.

Монмартрский холм усеян небольшими одноэтажными домиками, с балконами, полными цветов, с зелеными палисадниками. На крутых улочках стоят повозки, груженные овощами, первоцветом, гиацинтами. Потому что на Монмартре ведут себя непринужденно. А вы знаете, что существует Монмартрская республика? Мэр Монмартра? Что по воскресеньям устраивается шествие пожарных с сельским стражником во главе? Никакой планировки. Площади бесформенны. Улицы извиваются вокруг собственной оси и приводят вас обратно, туда, откуда вы вышли. Стены облуплены; штукатурка осыпается. Неожиданно возникают виноградные кусты и поднимают свои чахлые лозы на вершину холма. Тут все беспорядочно, сумбурно и очаровательно. Это Монмартр.

Писатели разными способами вовлекают нас в городскую жизнь, делают ее участниками; разными являются и выбираемые ими места, с которых они предлагают нам полюбоваться Парижем или вместе с ними изучать его. Прежде всего, мы получаем возможность обозреть город как бы с высоты птичьего полета, а что может быть более удобным для этого, чем смотровая площадка на холме Монмартра?

Отсюда смотрели на Париж Растиньяк - герой романов эпопеи «Человеческая комедия» Бальзака и Пьер Фроман , Элен из «Страницы любви» Золя, герои Карко, Лану, Сабатье...Сюда же пришли и Шарль с Мартой, молодожены из романа Гонкуров «Шарль Демайи». «Под ними - Париж, голубой, подобно морю в хорошую погоду. Как в необозримой долине, где утренний туман поднимается с земли...все, куда ни кинешь взгляд, купается в дымке света»

Символ Монмартра - базилика Сакре-Кёр (1876-1919 гг.), с которой открывается великолепная панорама Парижа.

Во время освящения церковь получила ранг базилики - для христиан это означает, что место, прежде всего, предназначено для паломничества. С тех пор паломники здесь и днем и ночью каждый день со всего мира - это Вечное поклонение. Туристы допускаются лишь днем. Ночью это место отдано лишь верующим.

Как бы там ни было, парижане, как всегда, не остались равнодушны - как показывает история, ни один «громкий» проект не был принят сразу и «на ура». Вспомнить ту же Эйфелеву башню, тот же Монпарнас, Отель де Виль и т.п. Сакре Керу тоже досталась немалая толика французской иронии. Как его только не называли: и «белым слоном» и «национальным тортом», формулировка Эмиля Золя и вовсе вошла во все учебники по истории - «всеподавляющей каменной массой, доминирующей над городом, где началась наша Революция». Но время расставляет все по местам. Сейчас это один из самых фотографируемых объектов Парижа, визитная карточка Монмартра, постоянный гость всевозможных открыток, плакатов, проспектов старого Парижа.

Рядом с базиликой - площадь Холма, где работают уличные художники, здесь же расположено множество сувенирных магазинов и небольших ресторанов. Гуляя по Монмартру, вы можете абсолютно случайно забрести на маленькую площадь Marcel-Ayme. И там вы встретите самую необычную скульптуру, которую можно себе представить в подобном месте. Точнее - это лишь часть скульптуры - человеческая голова, верхняя часть туловища и правая нога, вмонтированные прямо в каменную стену. Создается ощущение, что эта скульптура проходит через стену, прямо навстречу вам.

Скульптура посвящена известному парижскому писателю - Марселю Айме, жившему неподалеку от этой площади до самой своей смерти в 1967г. Айме изображен здесь в виде его любимого персонажа из рассказа «Проходящий сквозь стены». Это небольшое произведение было написано Айме в 1943 году, впоследствии стало популярной музыкальной постановкой, которая шла во Франции под названием «Amour», а также ставилась на Бродвее.

Теперь же «чудо-человек» из бронзы поселился здесь, на Монмартре и это трогательная и необычная дань уважения его создателю, Марселю Айме. Пожатие правой руки этому уникальному персонажу приносит удачу и усиливает проницательность.

Если спуститься на Пляс Пигаль по ул. Жермен Пилон, то откроется знаменитое кабаре «Мулен руж», а на улице Лепик находится единственная настоящая ветряная мельница города - Мулен-де-ля-Галетт.

Мельница «Мулен де ла Галетт» - «Галетная мельница» - одна из двух сохранившихся на Монмартре мельниц - была построена в 1622 году. Правда, мельницы почти не приносили дохода, и вот однажды папаша Дебре пристроил к ним по совету своего сына навес, способный вместить сотню гостей. Так на Монмартре появился ресторан с танцевальным залом. Посетителями этого модного дансинга, ставшего излюбленным местом развлечений парижской богемы, были многие известные художники. Кто только не писал мельницы Монмартра и его кривые улочки: винсен Ван Гог, Эмиль Бернар, Морис Утрилло, Пьер-Огюст Ренуар, Тулуз де Лотрек, Пабло Пикассо, Рауль Дюфи, Бернар Бюффе... Даже сегодня Монмартр остается необычайно тихим и спокойным кварталом, тем, что парижане обозначают словом village, т.е. деревушка в городе.

МОНПАРНАС

Если Монмартр - квартал художников, то Монпарнас известен как квартал поэтов, писателей и артистической богемы, где родилась Парижская школа одновременно с искусством 20 в.

Сегодня Монпарнас - излюбленное место вечернего отдыха парижан. Это царство красивых османовских зданий, знаменитых имен, вкусных запахов, изысканных нарядов... Кинотеатры, ночные бары, дискотеки, - далеко за полночь здесь еще вовсю кипит жизнь... Замечательнейшую главу в истории Парижа в литературе могли бы составить парижские кафе, рестораны, бистро. Существенно то, что парижане, в том числе, разумеется, и писатели, значительную часть жизни проводят( может быть, правильнее было бы сказать «проводили») в кафе и других подобного рода заведениях, где нередко создавались и вошедшие в мировую литературу произведения. С конца 17 века подвергаясь различным превратностям судьбы, на бульваре Монпарнас существует кафе «Прокоп» (самое старое кафе Парижа), которое посещали и почтенные философы эпохи Просвещения, и пылкие романтики, и реалисты - бытописатели, и лит критики. Среди посетителей этого кафе были такие знаменитости, как Вольтер, Руссо, Даламбер, Бомарше, Наполеон Бонапарт, а также Мюссе, Жорж Санд, Верлен, Маллармэ и многие другие.

В «Клозери де лила» в конце прошлого столетия витийствовали и декламировали свои стихи поэты - неоромантики, о которых вспоминал Ж. Ромен, а после первой мировой войны часто собирались сюрреалисты во главе с А. Бретоном. В конце 40-х начале 50-х годов прославились на весь мир. Каждый вторник в ресторанчике «Closerie des Lilas » под председательством «принца поэтов» Поля Фора проходили шумные поэтические вечера, собиравшие весь цвет литературно-художественного Парижа. Вы можете и сегодня зайти сюда, выпить чашечку кофе и прочитать, кто сиживал за вашим столиком... Вот интерьер «Closerie des Lilas» сегодня (в конце стойки бара, справа, привинчена табличка с именем Хемингуэя - якобы это было его любимое место).

А у «Клозери де Лила» на ум придут, Поль Фор и Блэз Сандрар: «Когда-то в «Клозери де Лила» более или менее регулярно собирались поэты, и последним известным из них был Поль Фор, которого я так никогда и не прочел» (Э. Хемингуэй, «Праздник...»

В «Куполе» Луи Арагон впервые увидел Эльзу Триоле, и это «знакомство» оказалось на всю его жизнь. В своё время сюда захаживали Ленин, Троцкий, Стравинский, Хемингуэй, Кокто, Пикассо, Эйзенштейн...

Не менее знаменитая «Ротонда» хорошо описана в воспоминаниях Эренбурга. Пусть все тогда выглядело обшарпанней и беднее. Но присядешь на банкетку и легко представить, как мимо проходит Алексей Толстой...

Эрнест Хемингуэй в романе «И восходит солнце» писал о том, что «Какое бы кафе на Монпарнасе вы ни назвали шоферу, садясь в такси на правом берегу Сены, он все равно привезет вас в «Ротонду».

Район Монпарнаса очень значим для русской эмиграции. Маяковский, Эренбург и Толстой встречались в его ресторанах с теми, кто не пожелал жить в СССР, в тех самых ресторанах, где еще недавно видели Ленина, Троцкого... В школах живописи Монпарнаса можно было встретить Шагала, Серебрякову, Ларионова, Гончарову... В одной из самых фешенебельных гостиниц проходили вечера Бунина, Ходасевича, Зайцева... До сих пор на Монпарнасе живут потомки Гржибиных, Бенуа, Рахманинова и многих других...

{source}
<?php include("ad/ad.html"); ?>
{/source}

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот мы и заканчиваем наши прогулки. Как хотелось бы показать все. Но как? Буквально каждая улица Парижа имеет свое лицо; и тот или иной тупичок Монмартра, тот или иной монастырь, обвитый целой сетью бедных улочек, тот или иной магазин с вечно новой, художественно выполненной витриной - все они заслуживают, чтобы о них были написаны целые тома, что и сделал Бальзак.



Вступление | Париж. Литературный променад | «Рандеву с французским»
Праздники Франции | Система образования во Франции | Рекомендательные списки


ПЕРЕПЛЁТ
книг, дипломов, отчётов и др. печатной продукции
ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6 с ул. Коммунистической
с 9-00 до 17-00
выходной: суббота, воскресенье
тел.: +7 (8443) 31-29-15