«Всё началось с таблички, свитка, бересты…»
Увлекательный урок-расследование «Всё началось с таблички, свитка, бересты…» был приурочен в детской библиотеке №3 к 1150-летию зарождения славянской письменности и Дню славянской письменности и культуры.
Участники урока узнали об истории празднования Дня славянской письменности и культуры на российской земле, об открытии в 1992 году в Москве памятника создателям славянской азбуки, братьям-просветителям Кириллу и Мефодию.
Затем состоялась дискуссия. Действительно ли возникновение письменности можно назвать событием, заслуживающим пристального внимания? Над этим вопросом задумались участники, рассуждая какой была бы жизнь без письменности. Одни ребята озвучили такие мысли: вот было бы здорово – не надо учить уроки, писать сочинения. Другие огорчились: а как же без письма, грамоты пользоваться компьютером, общаться с друзьями «ВКонтакте» или в «Одноклассниках». Даже мобильным телефоном не воспользуешься, SMS-сообщение не напишешь. И все пришли к выводу, что без письменности невозможно представить жизнь современного человека.
Действительно история свидетельствует о том, что развитие человеческого общества напрямую зависело от развития письменности. А дорога к письменности была долгой и трудной. Люди настойчиво искали способы передачи информации, например с помощью различных предметов. Ребятам рассказали об узелковом письме, о том, что у разных народов оно было разным. Славяне использовали это письмо, чтобы вспомнить о чем-то важном. Дети отметили, что этот способ – «узелок на память» - дожил до наших дней.
Чтобы предавать информацию на расстоянии люди изобрели предметное письмо. Участники мероприятия попробовали им воспользоваться на практике: в двух мешочках, которые для них приготовили библиотекари, оказались украшения и бобы. Детям пояснили, что с помощью этих предметов в древности двое людей, живущих далеко друг от друга, могли заранее договориться: «Когда ты получишь этот предмет – собирайся в дорогу и приходи ко мне». Такой способ передачи информации был крайне неудобным и плохо понятным.
Зарождение письменности как таковой началось с использования различных знаков, символов с целью хранения информации во времени и передачи её на расстоянии. Таким видом письменности были руны. Рунические знаки древних славян были не только знаками письменности, но имели ещё и магический смысл. Например, руна в виде молнии – «сила, достояние воина». Она устремляла человека к победе. Ребята с удивлением узнали, что именно этот двойной магический знак-символ использовали в гитлеровской Германии наряду со свастикой. А на территории России были найдены многие свидетельства, памятники рунической письменности.
Но важнейшим событием в истории славянской письменности стало создание славянской азбуки византийскими братьями – Кириллом и Мефодием. Ребята узнали об этих миссионерах-просветителях и о том, как выглядела их азбука – кириллица и глаголица.
Интересной была информация об изменениях, которые в эту азбуку ввёл царь Пётр I; о том, кто придумал для русского алфавита буквы «й» и «ё». Ребят удивил факт, что овладеть грамотой в то время было гораздо сложнее, чем сейчас. Буквы тогда назывались не по звучанию, а имели собственные имена, что породило много крылатых выражений, сохранившихся до наших дней. Например, буква «М» - это ломаная линия, а называлась она «мыслете». Теперь становится понятным выражение «Выписывать мыслите», то есть идти зигзагом, как ходят нетрезвые люди. Или буква «Ф» - «ферт» - по начертанию напоминает подбоченившегося человека. Отсюда выражение, которое часто встречается в литературе (в том числе у А.С.Пушкина) «ходить фертом», то есть важничать, рисоваться.
Несмотря на все сложности, можно сказать с уверенностью, что грамотность в древней Руси не была привилегией знати. Археологические находки, в частности берестяные грамоты, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что грамотность была массовая, авторами древних письмен были простые люди, ремесленники, крестьяне. Грамоте на Руси учили дети и женщины, в то время как в Европе той поры считалось, что женщине учиться незачем.
Книгопечатание открыло новую веху в истории письменности. С тех пор человек не переставал искать и создавать новые носители информации. Ребята перечисляли преимущества современных средств хранения и передачи информации. В итоге оказалось, что компьютер, электронная книга, «флешка», диск и т.д. удобны, ёмки, но воспользоваться ими можно только в определённых условиях – при наличии компьютера и электричества. Книга же доступна всегда и везде и, чтобы прочесть ее, необходимо только наше желание. Хорошая книга, как надёжный друг всегда под рукой, готова в любую минуту прийти на помощь: научить, посоветовать, предостеречь, утешить и поднять настроение.
Добавить комментарий
Создано 07.06.2013 10:42