МУ МИБС г. Волжский

Леутин Илья

писатель, сценарист, режиссер

Родился в 1986 году в Кемерово. С четырнадцати лет жил в Волжском, окончил школу №18. Учился на философском факультете Волгоградского Государственного Университета; в Литературном Институте им. А. М. Горького (семинар А. Ю. Сегеня); на сценарном факультете ВГИК (мастерская Ю. Н. Арабова и Т. А. Дубровиной); окончил режиссёрский факультет ВГИК (мастерская С.А. Соловьёва и В. Д. Рубинчика).

Илья Леутин - автор книг «Настоящие рассказы Равшана» (2012) и «Восточные миниатюры» (2018), опубликованных под псевдонимом Равшан Саледдин.

Автор романа “Тишина на полную громкость” (2014) и сборника рассказов «Карамельный рыцарь» (2016).

Печатался в журналах «Дружба народов», «Сноб».

В 2011 году в номинации «малая проза» вошел в шорт-лист премии «Дебют».

В 2012 году вошел в лонг-лист премии «Дебют» в той же номинации.

В 2012 году стал одним из призеров международного конкурса малой прозы «Белая скрижаль» в номинации «Это любовь».

В 2013 году – финалист премии «Национальный бестселлер».

В 2015 году вошел в лонг-лист премии «Национальный бестселлер».

Новый роман Леутина «Попакратия» издан в 2021 году. Леутин деконструирует жанр подростковой повести, но не для развлечения – хотя куда ж без него? – а для того чтобы из обломков почившего в бозе жанра собрать величественное и устрашающее здание антиутопии нового типа.

Антиутопии, которая исследует устройство человеческого социума – и громогласно хохочет над этим устройством. Ядерная смесь из «Незнайки на Луне», «Праздника непослушания» и «Повелителя мух».

Работал как сценарист над авторской программой Виктора Ерофеева «Святые места» и над сценарием детского полнометражного фильма «Будьте моей бабушкой» (режиссёр Елизавета Клейнот), как режиссёр снял ряд рекламных и демонстрационных роликов клинике «Медси», косметологической компании «Эвоник» и Чемпионату Европы по Футболу (Польша-Украина).

Призёр и неоднократный участник крупных международных кинофестивалей (Россия, Сербия, Италия, Эстония).

Один из организаторов ежегодного фестиваля и артистической колонии «Топла – Центар Света» в маленькой сербской деревне Топла (район Княжевац).

Фильмография:

«Татра» (в соавторстве с Иваном Глазачевым) – 2008 г, игровой, 35 мм., 30 минут – Студия «Черепаха» (Санкт-Петербург) (награды: «nnenagematuFilm», Эстония – победитель в номинациях «Лучший игровой фильм» и «Гран-При кинофестиваля»; «CortoinBra», Италия – специальный приз жюри «Opencinema», Санкт-Петербург – победитель в номинации «Белая ворона», «Kustendorf» (Сербия), «Киношок» (Анапа) – участник конкурсной программы).

«Гостиница Мадонна» – 2009 г, игровой, 35 мм., 21 минута – Учебная Киностудия ВГИК.

«Юбки выше колен» (в соавторстве с Дарьей Кострицыной) – 2012 г, документальный, цифровой, 59 минут (награды: «КиноТеатр DOC» – денежный приз.)

«Артёмкин новый свитер» – короткометражный, документальный (награды: Приз жюри конкурса «Границы шока» – фестиваль «Киношок» (Анапа).

«NajjacaHipnozanaSvetu» («Самый сильный гипноз на свете») – короткометражный, игровой, студия «Центар Света», Сербия.

«Карамболь» – игровой, 13 минут.

«Колокола России» – документальный, 52 минуты.

Ссылки:

Белова Е. В формате тихого голоса / Е. Белова // Неделя города. – 2015. – 6 марта. – С. 1,3.

Леутин, И. Вершина мира: как я провел 26 дней на Аляске / Илья Леутин. – Режим доступа: http://www.furfur.me/furfur/all/heroes-furfur/162255-alaska

http://ahtuba34.ru/news/culture/article_culture/knigi_29...natsionalnyy_bestseller_/

http://www.mibs-vlz.ru/tsentralnaya-gorodskaya-biblioteka/chaychana-v-biblioteke-s-ravshanom-saleddinom

https://svpressa.ru/blogs/article/64731/

https://www.ng.ru/ng_exlibris/2012-07-26/5_eidos.html

https://www.youtube.com/watch?v=4jf9hPnWDbs&ab_channel=LENTAFILM

https://www.youtube.com/watch?v=z_h_FTGp0jo&ab_channel=VladimirBudko

https://dni.ru/culture/2014/9/8/280076.html

https://vimeo.com/user1842608/videos/page:1/sort:date

https://www.livelib.ru/work/1000990401-tishina-na-polnuyu-gromkost-ilya-leutin

http://www.natsbest.ru/award/2015/review/ilja-leutin-tishina-na-polnuju-gromkost/

http://www.furfur.me/furfur/heros/heroes-furfur/162255-alaska

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%83%...

http://www.mibs-vlz.ru/files/kraevedenie/bibliografiya-o-volzhskom/gromkaya-tishina-ili-leutina.pdf

Илья ЛЕУТИН: «Соловьев учил меня хвататься за ляжку». Писатель из Волжского – о закулисье литературных премий, подростковом кино и опасности псевдонимов

Илья Леутин родился в 1986 году в Кемерово. Учился в средней школе № 18 города Волжского. Потом еще учился на философском факультете в Волгоградском государственном университете и одновременно – в Литературном институте им. Горького. И опять учился – на сценарном факультете ВГИК. Еще раз учился – на режиссерском факультете ВГИК (мастерская С. А. Соловьева и В. Д. Рубинчика) и благополучно его окончил.

Автор книги «Настоящие рассказы Равшана» (2012) под псевдонимом Равшан Саледдин, романа «Тишина на полную громкость» (2014), сборника рассказов «Карамельный рыцарь» (2016). Печатался в журналах «Дружба народов» и «Сноб». Финалист литературной премии «Дебют», номинант премии «Национальный бестселлер», призер международного конкурса малой прозы «Белая скрижаль». Автор нескольких короткометражных фильмов. Живет в Москве. В родной Волжский наведывается нечасто, но всегда с просветительской миссией. Ведет литературный лекторий в Центральной библиотеке. Заявленная на январь тема звучала провокационно: «Как читать современную поэзию и не сойти с ума». А само повествование получилось увлекательным, головокружительным путешествием по загадочным мирам Генриха Сапгира, Льва Лосева, Дмитрия Пригова, Льва Рубинштейна, Геннадия Айги, Всеволода Некрасова, Виктора Сосноры… У некоторых слушателей реально закружилась голова. Посыпались сакраментальные вопросы о сохранении традиций русской поэзии, а также о том, что и кому эта самая поэзия «должна». Лектор отважно отвечал. И то сказать: библиотека по нынешним временам – отличное место для дискуссий. Затем модераторы действа – библиотекари Нина Ребро и Светлана Смирнова – перевели разговор в мирное русло и представили собравшимся новую книгу Ильи Леутина «Карамельный рыцарь». В книге, вышедшей в 2016 году в независимом издательстве «Ил-music», 15 рассказов. Это точно схваченные моменты современной жизни с разными характерами и поведением героев. Герои эти – обычные люди: заботы их суетны, поступки порой неказисты. Но автор никого не осуждает, а лишь наблюдает внимательно и как будто не всерьез. Ирония – красная нить, связывающая разносюжетные миниатюры, как сверкающие бусины, в единое «ожерелье». Рассказы трогательные, печальные, трагические, авантюрные. Хулиганско-фантасмагорический «Молотком по яйцам», где речь идет о «заговорившей» черепахе. И поражающий знанием детской психологии «Карамельный рыцарь», о том, как обретает веру в себя затравленный дворовой тусовкой подросток по прозвищу Жирный Месси. Об отношении к своим героям и не только писатель рассказал корреспонденту «Граней культуры».

– Илья, у сборника «Карамельный рыцарь» забавное послесловие: некая читательница по имени Любовь упрекает вас, как сказали бы раньше, в «безыдейности». Что это – литературная мистификация? И что бы вы ответили на этот упрек?

– (Улыбнувшись.) На самом деле послесловие написал редактор московского журнала «Досуг» Денис Крюков, мне кажется, оно «собрало» все рассказы в единую «гроздь». А что касается смыслов: книга наполнена абсурдом, потому что абсурдна современная действительность. Но я люблю своих героев и вообще человек не агрессивный… Я не смотрю на них с позиции осуждения, а просто приподнимаюсь над ситуацией и пытаюсь описать реальность как данность. Конечно, персонажи у меня разные. Но даже если ненавидишь своего героя, эта ненависть существует в парадигме любви. Вот в предыдущей книге – романе «Тишина на полную громкость» – я четко формулировал для себя основную идею. Тогда я впервые съездил на Валаам, появилось много мыслей о православии, разбирался сам с собой. «Тишина на полную громкость» – для меня, прежде всего о любви, а уже во вторую очередь – производственный роман и т. д.

– Кстати, о «производственном романе»: «Тишина на полную громкость» свидетельствует о хорошем знании вами кинематографической и сериальной кухни», причем показана она с большой долей сарказма. Прототипы персонажей не обиделись?

– Я окончил ВГИК, мастерскую Сергея Соловьева. Зарабатываю съемками рекламы. Пытаюсь пробить свое кино. Так что этот мир знаю хорошо, он полон смешных персонажей, и я это описал. А что касается обид – мне о них неизвестно. Люди предпочитают себя не узнавать. Или искренне не узнают: человек привык видеть себя в хорошем свете и шарж на себя просто не воспринимает. Я ведь тоже думаю, что не отношусь ни к одному из описанных мною типов режиссеров, хотя на самом деле, наверное, отношусь. В том, что ситуация с кино плохая, виноваты сами кинематографисты. Сейчас есть возможность снимать хорошее кино, но все думают о кассе… Конечно, рыба гниет с головы, но мы внизу все же могли бы что-то поменять. А мы ленимся, у нас какая-то бытовая жизнь… Нет людей, которые жили бы кинематографом 24 часа в сутки. Я это и о себе тоже.

– А что это за история с розыгрышем жюри «Дебюта», который, говорят, стоил вам победы?

– Я просто написал сборник рассказов, как будто это пишет некий среднеазиатский писатель Равшан Саледдин, на ломаном русском языке. Это была просто шутка. А оказалась – «бомба». И бац – меня приглашают в Москву на финал премии «Дебют». Я поехал, стал одеваться, как Равшан, не говорил, из какой я страны. Мне нравилась вся эта игра. Действительно, мне прочили «Дебют». Может, я и получил бы его, если бы это все не вскрылось. Ольга Славникова сказала, мол, не нужны нам такие кордебалеты. И премию в тот год получил Эдуард Лукоянов, действительно мощный, хороший поэт. Но со Славниковой у нас сохранились нормальные отношения.

– Чему научил вас Сергей Соловьев?

– Он открывает в тебе свободу. Во ВГИКе каждый мастер подбирает себе студентов, близких по духу. Соловьев набирает «бандитов-хулиганов», каким я и был. Свобода, собственное видение, глубокий внутренний мир, стремление сломать существующие кинематографические рамки – это отличает его выпускников. Минус то, что многие не умеют жить в современной киноиндустрии. Когда ты не мэтр, а молодой режиссер, у тебя есть сценарий, очень жесткие условия и ты должен просто пахать. Режиссер – это поезд, который везет на себе всю команду. При этом за последние несколько лет у Соловьева самая результативная мастерская: Анна Меликян, Алексей Герман-младший. Со мной учился Егор Баранов, который снял потом «Гоголя», «Фарцу». Не думаю, что меня очень сильно изменила мастерская Соловьева. Свобода – это главное… А еще он учил нас «хвататься за ляжку». В смысле, когда идет продюсер, образно говоря, хватай и не выпускай. Так же и с актером, если чувствуешь, что именно он нужен в твоем фильме.

– В свое время литературоведы и кинокритики спорили, кто такой Шукшин в большей степени: писатель или режиссер. А вы кем себя считаете: писателем, режиссером?..

– (Смеется.) А еще я – лектор, я же сегодня лекцию читал. Сейчас все проще: если ты что-то делаешь, ты еще и поёшь при этом немного. Это называется перформер. Я – перформер. Писательство со мной с детства, но это не является основным заработком. По образованию я кинорежиссер. Уже несколько лет мы пытаемся запустить кино для подростков. Долго ходили-мыкались с первым сценарием. Нам говорили: «Это слишком дорого для первого фильма, напишите что-то дешевое». И мы написали сценарий, который можно снять буквально на одной скейт-площадке, с актерами-подростками, почти бесплатно. Но продюсеры говорят, что современные подростки не любят смотреть на себя, а любят смотреть на супергероев. И никто такое кино продюсировать не будет. И государству, удивительным образом, это тоже почему-то не надо…

Леутин И. Илья ЛЕУТИН: «Соловьев учил меня хвататься за ляжку». Писатель из Волжского – о закулисье литературных премий, подростковом кино и опасности псевдонимов: [беседа с Ильей Леутиным /записала Ирина Берновская]. – Текст : электронный // Грани культуры. – 2018. – № 1-2. – С. 16. – URL: http://culture34.ru/upload/iblock/c79/c79d73c38ac478f44bb2fb27f1ad3ca8.pdf (дата обращения: 30.03.2021).

Поделитесь ссылкой с друзьями!

ПЕРЕПЛЁТ
книг, дипломов, отчётов и др. печатной продукции
ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6 с ул. Коммунистической
с 9-00 до 17-00
выходной: суббота, воскресенье
тел.: +7 (8443) 31-29-15