Студентам и абитуриентам Детям и родителям Консультируют специалисты библиотеки

Афиша

Виртуальное погружение "Исполины морских глубин" (Всемирн.день китов и дельфинов) 03.08.17 9.30-10.30 Библиотека №3 ул.Александрова,13б
Беседа-иллюстрация "Русский портретист В. Боровиковский" 03.08.17 12.00-13.00 Библиотека №14 Оломоуцкая, 80
Час искусства "Леонардо да Винчи - гений эпохи Возрождения" 09.08.17 11.00-11.40 Библиотека №6 улица Кирова,20
Познавательно-игровое путешествие "Поезд отправляется в путь" 10.08.17 9.30-10.30 Библиотека № 3, ул.Александрова,13б
Урок доброты "Мир пернатых и зверей ждет поддержки от друзей" 10.08.17 10.00-11.00 ЦГДБ ул. Энгельса,10
Праздник медового спаса "В нашем улее живет удивительный народ" 14.08.17 10.00-11.00 Библиотека №14 Оломоуцкая, 80
Эко-викторина "Зеленые загадки, что растут на грядке" 15.08.17 10-00-10-40 Библиотека №8, б-р Профсоюзов, 2
Литературная слайд-викторина "Твои права и сказочная страна" 16.08.17 10.00-11.00 Библиотека №6 ул Кирова,20
Мастерская радости "Я- человек, котрый любит чудо, я- человек, который любтит жить" 16.08.17 15.00-16.00 ЦГБ пр-т Ленина,17
Видеопутешетс вие "В стране Мульти-пульти" 17.08.17 11.00-12.00 Библиотека № 7 ул.Химиков,2
"Час истории «Три символа на фоне истории». День рос. флага." 18.08.17 10.00-11.00 Библиотека № 13 ул. Мира 75
Виртуальное путешествие "Памятники и памятные места города" (о г. Волжский) "22.08.17 10.00-10.40 Библиотека №8, б-р Профсоюзов,2"
Час информации "Российский триколор: история и современность" 22.08.17 10.00-11.00 Библиотека №6 ул Кирова,20
Медиа - журнал "Белый, синий, красный цвет - символ славы и побед" 22.08.17 11.00-12.00 ЦГДБ ул. Энгельса,10
Литературный перекресток "Эпоха тупика и эпоха надежды: поколение шестедесятников" 24.08.17 14.00-15.00 Библиотека № 7 ул.Химиков,2
"Устный журнал-путешествие «Вокруг света с комнатными растениями». 25.08.17 11.00-11.30 Библиотека №13 ул. Мира, 75"
Книжная полянка "Читаем с удовольствием" 30.08.17 10.00-11.00 ЦГДБ ул. Энгельса,10

Карта сайта

Поиск по сайту




Виртуальная галерея художников города Волжского

Поэты и писатели
города Волжского

Фестиваль-семинар
"Новое слово"

ПЕРЕПЛЁТ
книг, дипломов, отчётов
и др. печатной продукции
Ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6
с ул. Коммунистической
с 9-00 до 17-00
выходной: суббота, воскресенье
тел.: +7 (8443) 31-29-15, +7 (905) 392-98-72

Творческий путь Черноскутова Г.В.

Несмотря на факт рождения в г.Фергана Узбекистана Геннадий Васильевич считал себя волжанином. Как-то уже в конце жизни на вопрос журналистов правы ли они, считая его волжанином, он ответил:

«Правильно, что привыкли считать меня волжанином. Здесь я живу и работаю уже 34 года.

Ну а корни на седом Урале. Там я учился в художественном училище. Затем закончил высшее художественно-промышленное училище в Ленинргаде. По распределению работал художником-конструктором на Гусевском хрустальном заводе. Но мечта о Волге не давала покоя. Так в 1962 году я оказался в Волгограде, откуда через два года переметнулся на левый берег. Волжскому тогда было 10 лет».

Именно здесь на Волге, волжской земле, начался его путь художника-монументалиста, завершив биографию художника прикладного искусства.

А биография была достойной. Ещё будучи студентом четвёртого курса института, Геннадий Васильевич участвует в республиканской выставке «Народно-прикладное и декоративное искусство РСФСР в Москве. По его проектам на Гусевском хрустальном заводе выполнено огромное количество изделий из цветного стекла и хрусталя. Они экспонировались как на отечественных, так и зарубежных выставках. С 1959 по 1962 годы он был участником выставок и ярмарок более чем в 20 странах мира, а также ежегодных Всесоюзных выставок «Искусство в быт».

За разработку изделий из цветного стекла и хрусталя Черноскутов Г. В. награждён медалью ВДНХ и дипломом 1-й степени Министерства культуры СССР.

В 1962 году закончился его «стекольный» период.

Монументалист в душе, он рвался к большим формам. Ещё работая на заводе он, в соавторстве с В. Филатовым, создал витраж «Сын земли» из литого цветного стекла.

Витраж экспонировался на Всесоюзной выставке «Искусство в быт» в 1962 году. Был высоко оценён искусствоведами, широко освещался в специализированных отечественных и зарубежных изданиях. По окончании выставки витраж был приобретён редакцией газеты «Правда» и установлен в конференц-зале редакции.

В Волгоградском отделении Союза художников Геннадий Васильевич позиционирует себя уже как художник-монументалист. Путь далеко не был гладким. Нужно было доказывать свой профессионализм властям, коллегам, заказчикам, да и самому себе тоже.

Здесь им создан целый ряд рельефов и мозаик, фресок и декоративных выкладок по металлу, украшающих вокзалы и дворцы культуры, библиотеки и кинотеатры, школы и больницы.

Есть в нашем городе Сталинградская улица, что ведёт к картинной галереи. На ней можно увидеть часть постоянной городской «экспозиции» художника: росписи в интерьерах и мозаичные панно на жилых домах, рельефный фриз на дворце культуры «Октябрь».

«Перебравшись в Волжский, Геннадий занялся почти исключительно монументальным искусством и создал ряд рельефов в цветных цементах и бетоне. - пишет в сборнике «Советское монументальное искусство» доктор искусствоведения Н. В. Воронов - Последняя его работа - это огромный (520 кв.м.) рельефный фриз, венчающий здание нового дворца культуры. Он назывется «Ритмы труда» и состоит из двух поясов с фигурами, общее число которых 162.

Изобразительная выдумка художника неистощима: сталевары, рыбаки, строители, архитекторы, библиотекари, врачи - каждый в характерной профессиональной позе.

Изображение однопланово и поэтому очень «стенно», крепко связано с архитектурой здания.

В своих монументальных работах Черноскутов постоянно выступает как скульптор, как пластик. И, наверное, это тоже идёт от навыков работы с объёмом и формой, которые столь важны для керамиста и художника стекла.

Поэтому перед нами не просто одарённый человек, а художник синтетический, с одинаковым умением работающий с цветом, формой, материалом, рельефом и т.д.».

Подтверждением слов Воронова явился конкурс в 1981 году на лучший проект памятника 64-й армии в Волгограде. Г. В. Черноскутов, бросая вызов скульпторам, принимает участие в этом конкурсе и выходит победителем, завоевав 1-е место.

Начиная с 1964 года его работы печатаются в таких журналах, как «Декоративное искусство СССР», «Художник», «Искусство», «Советское монументальное искусство», в учебном пособии «Монументальное искусство СССР» под редакцией Толстого В. П. и др.

За этот период им выполнено около 40 работ, из них 25 на объектах г.Волжского.

Поэтесса М. Никулина написала о Черноскутове:

«Без него был бы город уродлив и сир,
Но даётся художнику свыше
Открывать для людей этот красочный мир
Под одною небесною крышей».

СПИСОК МОНУМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ

г. Москва. «Сын Земли». Витраж, цветное литое стекло. Редакция газеты «Правда». 1961 г.

Волжский. Дворец пионеров. Интерьеры. Сграффито, рельеф, металлорельеф 1966 г.

г. Волжский. Дом быта. Интерьеры. Цветной рельеф. 1968 г.

г. Волжский. Ж/д вокзал. Интерьер.Цветной рельеф «Транспорт прошлого» 1968 г.

г. Волжский. Школа №23. Рельефы. «Урок географии», «Урок физкультуры» 1970 г.

г. Волжский. Кинотеатр «Спутник». Рельеф «К звёздам». Алюминий. 1971 г.

г. Сумы, Украина.Техникум. Рельефы на двух торцах. Алюминий.1971 г.

с/з «Волго-Дон» Калачёвского р-на. Спортзал. Рельеф. Цветной бетон. 1973 г.

Пионерлагерь «Лукоморье». Рельеф. Мозаика. 1973 г.

г. Волжский. Санэпидстанция. Интерьер. рельеф. Гипс.1973 г.

г. Волжский. Мозаичные стены по ул. Сталинградской. 1975 г.

г. Волжский. Дворец культуры «Октябрь». Рельеф. Фриз «Ритмы труда».1976 г.

г. Волжский. Поликлиника в 13-ом м-не. Интерьер. Роспись «Люди в белых халатах» 1977 г.

г. Волжский. Д/сад «Сказка». Интерьеры. Росписи. Сухая фреска. 1979 г.

г. Волжский. Д/сад в 9-м м-не. Интерьер. Росписи.1982 г.

г. Волжский. Ж/дом по пр.Ленина, 97. Мозаичные панно «Связь», «Искусство», «Птицы», «Спорт». 1983 г.

г. Волжский. Кинотеатр «Родина». Интерьер. Роспись «Летний день». 1983 г.

г. Волжский. Физдиспансер. Интерьер. Росписи в вестибюле и актовом зале. 1985 г.

г. Волжский. Краеведческий музей. Витражи. Цветное стекло.1985 г.

г. Волжский. Кинотеатр «Юность». Декоративное панно «Голуби», мозаика. Интерьер, роспись в вестибюле. 1985 г.

г. Волжский. Политехникум. Витраж. Цветное стекло. 1986 г.

г. Волжский. «Труд». Роспись, сухая фреска, холл ДК «ВГС». 1986 г.

г. Волжский. Д/сад в 16 м-не. Интерьер.Витраж, роспись. 1987 г.

г. Волжский. Ресторан «Ахтуба». Интерьер. Росписи «Красный» и «Зелёный» залы.1990 г.

г. Волжский. Поликлиника №5. Интерьер. Мозаика. «История всемирной медицины» 1992 г.

г. Волжский. «История развития автотранспорта». Мозаика, смальта. Торец таксопарка. 1994 г.

г. Волжский. Д/сад от «Овощевода». Мозаичные панно и витраж из цветного стекла. 1995 г.

И, заканчивая о монументальной деятельности Геннадия Васильевича, нужно сказать, что он является участником всесоюзных и республиканских выставок «Монументально-декоративное искусство в градостроительстве» в г.г. Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Чебоксары, Ярославль, Самара, Волгоград.

С 1972 по 1992 годов он избирается членом комиссий по монументальному искусству РСФСР и СССР.

Параллельно с выполнением заказных монументальных работ в тиши мастерской, для себя он занимается живописью. Живопись для него не работа. Это его увлечение, отдохновение. Это возможность выразить себя. Здесь нет цензоров, рецензентов. Здесь только он и холст.

«Ни к какой группе художников, исповедующих какое-либо направление в изобразительном искусстве, я не принадлежу - говорит в своём интервью Геннадий Васильевич - Уповаю на собственную интуицию, естественно, опираясь на опыт тех мастеров, которые мне близки. Своим кумирам с возрастом особенно не изменяю. Темпераментом, динамизмом мне импонируют мексиканские художники-монументалисты (Ривера, Сикейрос, Ороско). Боготворю древних русских иконописцев».

Ещё учась в институте, он удивлял педагогов своим усердием и трудолюбием, привозя в виде отчётов о летних каникулах целые персональные выставки.

Вот, что он сам говорит о позиции художника: «Художники, как и все остальные люди, созданы из одного и того же материала. Поэтому для нормального поддержания морального и физического состояния им также нужны стимулирующие средства. Но в отличие от других категорий людей художники не могут бросить работу и сидеть сложа руки. Пример Ван Гога тому подтверждение. За всю жизнь художник не заработал на своих картинах ни гроша. Но всё равно работал неистово до конца своих дней».

Таким творческим позывом на волжской земле стали живые легенды о подвигах солдат, о защитниках Мамаева кургана, горящей Волге. В 1967 году в Волгограде на открывшейся зональной выставке «Большая Волга» экспонировался триптих Геннадия Васильевича «Никто не забыт, ничто не забыто». Эта работа - итог его многолетних раздумий о войне и мире.

В газете «Советская культура» напечатан был отзыв доктора искусствоведения В. Ольшевского об этой работе: «Цвет раненого красного кирпича - память битвы - наполняет центр триптиха Г. Черноскутова. Накалённый, как кровь сражения, кирпич и грозные лица под тяжёлыми касками. Годы прошли - уже целая четверть века прошла, и годы укрупняют черты событий. Крупно вылеплен триптих художника. Крупно вылеплен - сильной живописной пластикой, строгими образами, которые диктуются воображению четвертьвековой памятью истории».

«Счастлив художник, - сказал на открытии первой персональной выставки искусствовед Киселёв В. И.- нашедший, угадавший свою единственную, самую для него дорогую тему в искусстве». Тема «Война и мир» и стала таковой для Черноскутова Г.В.

Так он и назвал свою первую персональную выставку живописных работ, открывшейся в 1972 году в Волгоградском музее изобразительных искусств.

Выставка явилась сюрпризом для волгоградцев, поскольку Черноскутова-живописца почти никто ещё не знал. «Художественный Волгоград был растревожен выставкой Г. Черноскутова «Война и мир». - пишет в «Литературной России» доктор искусствоведения Н. В. Воронов - Всё на выставке было необычно, начиная от техники и пропорций картин и кончая особым - символическим - языком художника. Простые берёзы он по-есененски воплощал в «Белый перезвон», рядом с «Золотым руном» и «Спасённым миром» изображал «Вечный сон героев Сталинграда».

Несмотря на символику, произведения Черноскутова удивительно предметны. Необычна и техника - полотно или дерево грунтовались песком и по этому грунту он писал темперой».

«Каждого, кто впервые видит работы Черноскутова поражает их необычность - Это заметки с выставки искусствоведа Киселёва В. И. - Временами кажется, что вместо традиционных холстов кисть художника коснулась шершавой поверхности стены. Кажется, что в зале выставлены фрагменты фресок, больших монументальных росписей, которые с трудом вмещает в себя небольшое выставочное помещение. Это ощущение усиливается ешё и от того, что автор, словно нарушая привычные традиции станковой картины, раздвигает границы её возможностей. На одном и том же холсте художник показывает людей, судьба которых разделена десятилетиями и порой думается, что само время остановилось в своём движении. Такова сила искусства художника, заставляющего нас переживать заново и горечь утрат и пафос победы».

Эта выставка, пополняясь и видоизменяясь, с успехом экспонировалась в городах Острава, Оломоуц (Чехия), Кисловодск, Элиста, Севастополь, Астрахань, Баку, Москва. Она принесла ему всемирную известность и выдвинула Черноскутова Г. В. в разряд ведущих художников СССР. Отзывы о ней хранятся в журнальных и газетных статьях, рецензиях искусствоведов в мастерской художника.

В 1978 году Г.В.Черноскутов по линии комитета защиты мира СССР совершил поездку во Вьетнам, тем самым осуществив свою мечту о знакомстве с экзотической страной.

Геннадий Васильевич много ездил по стране. Был и за рубежом. И каждая поездка давала ему запас новых впечатлений. Есть у него картины, рассказывающие о каменистых горных тропах Кавказа, и о древних памятниках архитектуры Средней Азии, о залитых солнцем рыбацких посёлках Италии, о туманно-величественом Лондоне и закованным в сталь и бетон Нью-Йорке.

Но Вьетнам стоит в особом ряду. Геннадий Васильевич был буквально потрясён красотой природы, трудолюбием и приветливостью его народа. Обычно, рассказывая о чужих странах, он почти не изображает человека. Но во Вьетнамском цикле он не смог отделить природу от человека.

По возвращении из Вьетнама художник заперся, в буквальном смысле этого слова, в мастерской. И уже в 1979 году открылась его персональная выставка «От Халонга до Меконга» в волгоградском музее изобразительных искусств. На ней было представлено 35 живописных полотен. Из газеты «Волгоградская правда» - «Выставка произвела эффект разорвавшейся бомбы своей экзотичностью, красочностью, единством замысла и простотой решения». Кандидат искусствоведения Т. Полончук высказалась в лапидарном стиле «Художник увидел красивое - в простоте».

В этом же году, эта выставка под названием «Вьетнам борется, Вьетнам побеждает» открылась в Москве в доме дружбы народов. После Москвы она триумфально прошла по городам Ленинград, Рига, Минск.

В адрес первого секретаря Волжского горкома КПСС Пономарёва Ю. Н. пришло письмо от председателя центрального правления общества советско-вьетнамской дружбы, лётчика-космонавта СССР Г. С. Титова, который дал высокую оценку творчеству Г. В. Черноскутова.

«С 29 августа по 7 сентября с.г. в Советском Союзе прошла Декада советско-вьетнамской дружбы, посвящённая 34-й годовщине Социалистической Республики Вьетнам. В рамках Декады в Московском доме дружбы с народами зарубежных стран была организована выставка работ члена Союза художников СССР художника Г. В. Черноскутова «Вьетнам борется, Вьетнам побеждает», рассказывающая о героической борьбе и самоотверженном труде вьетнамского народа. Выставка вызвала большой интерес советской общественности, получила высокую оценку со стороны наших вьетнамских друзей. В этой связи мы хотели бы попросить Вас передать нашу признательность и благодарность Г.В.Черноскутову за его труд, преисполненный чувства солидарности, уважения и любви к братскому вьетнамскому народу и внесший новый вклад в дело развития и укрепления советско-вьетнамской дружбы».

Кстати, сама встреча с Г.С.Титовым произвела очень сильное впечатление на Геннадия Васильевича. Титов приехал на выставку до её официального открытия. Они долго ходили по экспозиционным залам, вспоминали Вьетнам, говорили о живописи, о полётах. Титов показался ему очень интересным, интеллигентным собеседником.

В своей выставочной деятельности художник отдавал предпочтение персональным выставкам. Ценил их тематичекое и колоритное единство. По эти признакам он и формировал свои выставки: «Дерева, вы мои дерева», «Земля и люди», «Моя палитра», «Города, где я бывал» и др.

Но это не мешало ему принимать участие в республиканских выставках «Советская Россия», зональных выставках «Большая Волга», а также групповых выставках волгоградских художников в г.г. Москва, С-Петербург, Карл-Маркс-Штадт, Кеми. Его участие отмечено почётными грамотами и дипломами.

Главным в жизни Г.Черноскутова были творчество и выставочная деятельность. Он часто говорил - «Картины живут, пока на них смотрят люди». Может быть поэтому и возникла идея создания выставочного зала. Самым сложным был вопрос с помещением. Но Геннадий Васильевич умел разговаривать и убеждать власти. В то время он к тому же был депутатом волжского горсовета. Эта идея оказалась очень убедительной и привлекательной для всех художников. Она объединила их и результаты не заставили себя ждать. 2 февраля 1989 года волжский выставочный зал торжественно открылся выставкой волжских художников. Зал стал не только выставочным помещением, но домом для всех художников и их зрителей.

22 января 2003 года художника не стало. Э. А. Гехтман в своей статье, посвящённой памяти Г. Черноскутова, пишет: «Геннадий Васильевич много успел сделать за свою жизнь. Его монументально-декоративные работы украшают общественные здания. Да, собственно, и сам он был украшением города. Яркое дарование, ум, интеллигентность, порядочность - всё это привлекало тех, кто его знал: художников, рабочих, выполнявших по его эскизам мозаику, многих известных людей, посещавших его мастерскую. Среди гостей были английский скульптор Б. Шоу, космонавт А. Леонов, поэт Е. Евтушенко, датский график Х. Бидструп, датский писатель и критик А. Фридеричия».

Особый интерес и волнение вызывали у Геннадия Васильевича встречи с людьми, чьим мнением он дорожил. В мастерской был альбом автографов. Многие известные люди оставили там свои отзывы в виде рецензий, рисунков, благодарностей. В особом ряду стоит запись Е.Евтушенко:

«Вперёд, ломая и угадывая,
По форме и земля стара.
Какие с Вами мы богатые,
Безденежные мастера!»

Получить от Евтушенко, не только известного поэта, но и тонкого ценителя живописи, посетившего мастерские Пикассо и Дали - было для него равносильно признанию.

Да, художника не стало, но живёт и работает его искусство. В январе 2008 года в волжском городском выставочном зале открылась очередная выставка Геннадия Васильевича, посвящённая его 75-летию «Мой путь».

«Эту экспозицию - пишет С. Елдинов в «Волгоградской правде» - готовил его сын Олег, Черноскутов-младший (успешно работающий сегодня в области дизайна, ему по наследству и досталась мастерская отца). И сделал тем самым настоящий подарок волжанам, преложив их вниманию творчество Геннадия Васильевича в новом неожиданном ракурсе. А двадцать пять его работ вообще впервые были представлены на суд зрителя». Это были графические работы. Творческая неуспокоенность художника требовала попробовать себя во всех видах изобразительного искусства. В его творческой биографии был даже опыт оформления спектакля «Красное вино победы» на волжской телестудии.

Но он был очень требователен к себе, к своему творчеству. Поэтому и графику свою оставлял в мастерской. И, как оказалось, напрасно. Из книги отзывов последней выставки:

«Геннадий Васильевич оказался прекрасным рисовальщиком».

Вот так искусство художника продолжает удивлять нас открывать новые стороны. Сколько же ещё сюрпризов хранит мастерская мастера!

Поделитесь ссылкой с друзьями!