Студентам и абитуриентам Детям и родителям Консультируют специалисты библиотеки

Афиша

День исторический знаний "Не забудет наш народ доблесть русских воевод" 01/11/17 13:00-14:00 ЦГДБ
Мастер-класс «Георгина в технике «канзаши» из атласных лент» (в рамках творческой мастерской «Творенье рук – души творенье») 02/11/17 16:00-18:00 ЦГБ Стоимость билета: 150 руб.
Патриотическая акция «Мы – великой России частица» (День народного единства) 02/11/17 13:00-14:00 ЦГБ в сквере на ул. Фонтанной
Школа безопасности "Первый тоненький ледок, чем опасен он, дружок" 02/11/17 12:00-13:00 ЦГДБ
Открытие выставки клуба коллекционеров "Пролетарская эпоха" (к 100-летию революции 1917 года в России) 05/11/17 14:00-15:00 Центр истории культуры в ЦГДБ
Час истории "История двуглавого орла" (ко Дню народного единства) 07/11/17 13:30-14:30 Библиотека №3
Исторический дилижанс "Юбилею революции посвящается" 08/11/17 11:00-12:00 ЦГДБ
Литературно-музыкальный вечер "Певцы передадут потомству наш подвиг, славу, торжетство" 08/11/17 14:00-15:00 ЦГДБ
Познавательное занятие клуба "Братья славяне" "Ягодный бал" 08/11/17 12:00-13:00 ЦГДБ
Мастер-класс «Георгина в технике «канзаши» из атласных лент» (в рамках творческой мастерской «Творенье рук – души творенье») 09/11/17 16:00-18:00 ЦГБ Стоимость билета: 150 руб.
День толерантности "Возьмемся за руки, друзья…" 09/11/17 13:00-14:00 ЦГДБ
Час истории «Герб Российской державы» (к 520-летию со дня утверждения) 09/11/17 12:30-13:30 ЦГБ
Краеведческое турне «Раскопки расскажут нам… (в рамках краеведческих чтений «Летопись краеведа») 11/11/17 15:00-17:00 ЦГБ
Клуб фантазеров "Лучший в мире выдумщик вредных советов" (к 70- летию писателя Г. Остера) 12/11/17 14:00-15:00 Библиотека №14
Поэтическая прогулка "По радуге, по радужке, по цветной дуге на одной ноге!" 13/11/17 13:00-14:00 ЦГДБ
Арт-трибуна «Вас приглашает Эльдар Рязанов…» (к 90-летию со д.р.) (в рамках студии «Кинокадр») 14/11/17 16:00-18:00 ЦГБ
Информационный час "Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила!" 14/11/17 14:00-15:00 Библиотека №6
Час литературного портрета"Спешим друзья, идем вперед, нас Маршак к себе зовёт" 14/11/17 12:15-13:00 Библиотека №13
Час толернстности "У нас единая планета, у нас единая семья" 14/11/17 14:00-15:00 Библиотека №7
Диалог «Борьба с фитофторой на помидорах – самые эффективные средства» (в рамках клуба «Дачник») 15/11/17 15:00-17:00 ЦГБ
Литературная игра "Приходите в Остер - класс" 15/11/17 13:00-14:00 ЦГДБ
Литературно-кинематографический вечер "Биение сердца" .К юбилею В.Токаревой 15/11/17 14:00-15:00 Библиотека №7
Эко-путешествие "Сюрпризы лесной тропинки" 15/11/17 15:00-15:40 Библиотека №8
Экспресс-час "Людям хочется мира" (16 ноября - день толерантности) 15/11/17 12:30-13:10 Библиотека №16
Мастер-класс «Георгина в технике «канзаши» из атласных лент» (в рамках творческой мастерской «Творенье рук – души творенье») 16/11/17 16:00-18:00 ЦГБ Стоимость билета: 150 руб.
Котоворот " Всего понемножку о черных кошках" 16/11/17 12:00-13:00 ЦГДБ
Тренинговое занятие «Как ужиться в этом сложном мире…» (к международному дню толерантности) 16/11/17 12:30-13:30 ЦГБ
Литературная осенняя прогулка "Под сенью Болдинскиих аллей" 17/11/17 11:00-12:00 ЦГДБ
Митинг литературных героев "Пеппи, Карлсон и другие.." 17/11/17 10:00-10:45 Библиотека №13
Презентация книги Т.А. Башлыковой "Безрождное, Верхняя Ахтуба. Волжский" 17/11/17 15:00-16:00 Центр истории культуры в ЦГДБ
Нравственный разговор «Богослов и философ» (к 125-летию со д.р. С. Еремина) (в рамках православного альманаха «Слово») 19/11/17 12:00-15:00 ЦГБ
Азбука правового пространства "Закон - залог труда и лада" 20/11/17 10:00-11:00 Библиотека №3
Виртуальный исторический экскурс "Славно начато славное дело вгрозном грохоте, в снежной пыли" (75 лет начала Контрнаступления под Сталинградом) 20/11/17 11:30-12:30 Библиотека №11
Коллекция хороших манер "Привет! Бонжур! Хелло! А можно просто - здравствуйте!" 20/11/17 12:00-13:00 ЦГДБ
Правовой час "Дети имеют ПРАВО" 20/11/17 13:30-14:30 Библиотека №6
Литературный час "В далекой прекрасной стране"(тв-во В.Гауф) 21/11/17 11:00-12:00 Библиотека №7
Правовой курс "Дадим шар земной детям!" 21/11/17 13:00-14:00 ЦГДБ
Эко-вернисаж "Земли родной очарованье" 21/11/17 15:00-15:40 Библиотека №8
День информации " У вас еще нет кошки?" 22/11/17 12:00-13:00 ЦГДБ
Информсюрприз "Маме, мамочке, мамуле!" 22/11/17 10:00-10:30 Библиотека №13
Литературный гид "Она любила всех детей на свете"(к 110-летию А.Лиднгрен) 22/11/17 10:00-11:00 Библиотека №6
Утренинк "Юбилей в стране Читателии" 22/11/17 10:00-11:00 Библиотека №7
Мастер-класс «Георгина в технике «канзаши» из атласных лент» (в рамках творческой мастерской «Творенье рук – души творенье») 23/11/17 16:00-18:00 ЦГБ Стоимость билета: 150 руб.
Букет поздравлений "Прекрасен мир любовью материнской" 23/11/17 13:00-14:00 ЦГДБ
Литературно- музыкальный вечер "Святая должность на Земле" (День матери) 23/11/17 11:00-12:00 Библиотека №6
Эко-диалог «ЭКОТРЕВОГА! По странам и континентам» (В рамках информационно-познавательного объединения «ЭКО-ТРОПА») 23/11/17 12:30-13:30 ЦГБ
Вечер "Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя мать" 24/11/17 14:00-15:00 Библиотека №7
Женское библио-ателье "Раскроить бы жизнь на материю, и вернулось бы счастье ко мне" (к 80-летию В. Токаревой) 24/11/17 15:00-16:00 Библиотека №14
Занимательный калейдоскоп "Опередившие время" 24/11/17 12:00-13:00 Библиотека №11
Мастер-класс "Книжка-kawaii" 24/11/17 13:30-14:30 Библиотека №3
Музыкально – поэтический коллаж «Я хочу до земли поклониться» (День матери) 24/11/17 14:00-16:00 ЦГБ
Литературный час «А Нобель бы не возражал…» (Лауреаты Нобелевской премии по литературе) (в рамках Арт-студии «Светоч») 25/11/17 14:00-16:00 ЦГБ
Креативная лаборатория "Наступил век почты электронной" 26/11/17 12:30-13:30 Библиотека №3
Праздник-парад "Моя зоопалитра" (30 ноября - День домашних животных) 27/11/17 10:00-11:00 Библиотека №3
Литературный аукцион "Как хорошо дарить подарки" Г.Остер 28/11/17 11:00-12.00 Библиотека №7
Час благодарения "Достойней всех красот Вселенной родные лица матерей" 28/11/17 11:00-12:00 Библиотека №13
Мастер-класс «Елочные игрушки, вязание крючком» (в рамках творческой мастерской «Творенье рук – души творенье») 30/11/17 16:00-18:00 ЦГБ Стоимость билета: 150 руб.

Карта сайта

Поиск по сайту




Виртуальная галерея художников города Волжского

Поэты и писатели
города Волжского

Фестиваль-семинар
"Новое слово"

ПЕРЕПЛЁТ
книг, дипломов, отчётов
и др. печатной продукции
Ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6
с ул. Коммунистической
с 9-00 до 17-00
выходной: суббота, воскресенье
тел.: +7 (8443) 31-29-15, +7 (905) 392-98-72

Владимир Соловьёв – последний русский пророк

Не веруя обманчивому миру,
Под грубою корою вещества
Я осязал нетленную порфиру
И узнавал сиянье Божества…

Вл. Соловьёв

Очередное заседание философского теософического альманаха «Орион» при Центральной городской библиотеке было посвящено жизни и творчеству русского религиозного мыслителя, мистика, поэта, литературного критика, публициста, почётного академика Императорской Академии наук по разряду изящной словесности – Владимиру Сергеевичу Соловьёву.

В.С.Соловьев стоял у истоков русского «духовного возрождения», оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С.Л.Франка, С.Н. и Е. Трубецких, П. А. Флоренского, а также на творчество поэтов- символистов – А. Белого, А. Блока и других.

Ведущая альманаха Людмила Ручко отметила, что 2015 год – год памяти Владимира Соловьёва (август), коснулась интересных фактов его биографии и творчества, познакомила слушателей с некоторыми учениями философа.

Владимир Соловьев - сын Сергея Михайловича Соловьёва (1820-1879), знаменитого русского историка, который оставил потомкам плод всей жизни, – «Историю России с древнейших времен» в 29-ти томах. Отец происходил из старозаветного рода священников (старообрядцев). Человек он был волевой, целеустремленный и глубоко, искренне верующий. Дед был священником московского коммерческого училища. Жена его, Поликсена Владимировна Романова, принадлежала к древнему украинско-польскому роду, среди предков которой был известный философ-странник Г.С.Сковорода. Поликсена Владимировна была поэтической натурой, склонной к видениям и таинственным, фантастическим предчувствиям. В такой неординарной семье росли талантливые мальчики: Всеволод и Владимир.

Всеволод Сергеевич Соловьёв, старший сын, стал замечательным писателем. Его перу принадлежат исторические романы: «Княжна Острожская», «Юный император», «Царь Девица», «Касимовская невеста», «Вольтерьянец», «Волхвы», «Великий розенкрейцер» и многие другие. Младший сын -Владимир стал знаменитым философом.

По словам родных и современников, Владимир походил характером и общим духовным складом на Григория Савича Сковороду, приходившимся ему двоюродным прадедом. От матери же унаследовал поэтические черты, склонность к мистике и предчувствиям.

С раннего возраста в нем было стремление к подвижничеству. Он поражался подвигам святых и с восьми лет подвергал себя испытаниям и лишениям. Да и на протяжении всей жизни жил, не имея собственного дома, ночевал, где придется. Всегда строго постился.

В 16 лет он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, но потом его бросил и перешел на историко-филологическое отделение. За один год прошел программу четырех курсов и сдал все экзамены, был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию, после чего решил заняться изучением религии.

Когда в 1973 году он поселился в Сергиевом посаде и слушал лекции в Духовной Академии, многие сочли его религиозным фанатиком и даже сумасшедшим. С обычным юмором Владимир Соловьев описал свое появление в богословской среде: «Приезд мой произвел в Духовной Академии почти такое же впечатление, как прибытие ревизора в тот знаменитый город, откуда «три года скачи – ни до какого государства не доскачешь».

Плодом всех этих занятий стала работа «Кризис западной философии», после чего получил звание штатного доцента философии Московского университета. В 1875 году, его отправили в командировку в Лондон для работы в Британском Музее, с целью изучения индийской, гностической и средневековой философии. Попутно философ еще изучал оккультизм и Каббалу.

Основной идеей его религиозной философии была София – душа Мира. Речь идет о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром; София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире.

И, если очень коротко – эта мистическая история происходила так: с детства обладая способностями сильного медиума, Владимир Соловьев впервые увидел эту Божественную Сущность – олицетворение одного из космических Начал, за воскресной обедней на Пасху в мае 1862 года, когда он в девятилетнем возрасте влюбился в девочку девяти лет по имени Юлинька.

Вторая встреча произошла во время одного из занятий в читальном зале Британского Музея, когда ему часто попадались восточные материалы о Божественной Софии. Это была действительная причина, по которой, к удивлению окружающих, Владимир Сергеевич неожиданно бросил все дела в Лондоне и срочно отправился в Египет, где образ её Соловьёву был открыт в мистическом видении, о котором повествуют поэма «Три свидания», неоконченное сочинение «София», «Чтения о богочеловечестве», а также в знаменитых лекциях, которые посещал весь Петербург.

Интересно отметить, что само имя «София» имело большое значение в жизни философа. После возвращения из командировки в Лондон, в жизни Владимира Соловьева случилась любовь всей его жизни к Софье Петровне Хитрово, племяннице уже умершего поэта Алексея Константиновича Толстого, которая, расставшись с мужем, жила с детьми в Санкт-Петербурге у его вдовы Софьи Андреевны. Это была также и жизненная его трагедия, поскольку Софья Петровна не могла получить развод, и их брак был невозможен, но они встречались и переписывались до самого конца его жизни.

В учении о праве Владимир Соловьёв определял, что Право – носит условный характер и предполагает ограничение, потому что в юридической области важны поступок и его результат. А задача права – не сделать Царство Божие на земле, а чтобы не превратить жизнь людей в Ад. Цель же права – уравновешивать два нравственных интереса: личную свободу и общее благо.

Идеи Владимира Соловьёва имели влияние на русское искусство и культуру. Он критиковал позицию, что художник должен творить одну видимость и миражи. В искусстве он различал эпос, трагедию и комедию. Основное влияние его творчества заметно в Русском символизме и модернизме начала ХХ века.

Во многом на него ориентировались Александр Блок и Вячеслав Иванов, Андрей Белый. Интересно, что когда Валерий Брюсов выступил со сборниками «Русские символисты», Соловьёв обрушил злые и меткие пародии на их стиль.

В молодости Соловьев был близок Достоевскому, ездил с ним в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Парадоксальная личность Соловьева с ее противоречиями веры и неверия, аскетизма и жизнелюбия, отразились в героях романа "Братья Карамазовы". Подобно Достоевскому, Соловьев верил в спасительную миссию Красоты. Она вместе с Истиной и Добром - залог грядущего.

Влияние философа можно проследить в повести Льва Толстого «Крейцерова соната».

Оно также заметно в творчестве символистов поздней советской эпохи.

По воспоминаниям современников, после сорока лет Владимир Сергеевич стал стремительно стареть. Исследователи глубоко убеждены в том, что он подкосил свой организм, с одной стороны, неимоверным трудом и значительными периодами поста, а кроме того, постепенно отравлялся скипидаром, разрушительно действующим на почки. Он говорил, что скипидар предохраняет от всех болезней, обрызгивал им постель, одежду, бороду, волосы, пол и стены комнаты, а когда собирался в гости, то смачивал руки скипидаром пополам с одеколоном и, называл это шутя, спасением от нечистой силы.

Летом 1900 года Соловьёв приехал в Москву, чтобы сдать в печать свой перевод Платона. Но уже 15 июля, в день своих именин, почувствовал себя очень плохо. В тот же день он попросил своего друга Давыдова отвезти его в подмосковное имение Узкое, в котором тогда жил со своей семьей друг и ученик Владимира Соловьёва, известный профессор Московского университета Сергей Трубецкой. В имение Соловьёв приехал уже тяжело больным. Врачи определили у него полное истощение организма, но помочь уже ничем не смогли. 31 июля 1900 года его не стало.

Незадолго до своей кончины 13 мая 1900 года он был в гостях, за столом сидело 13 человек. Жемчужников (один из авторов «Козьмы Пруткова»), которому было уже 80 лет, сказал: «Я, пожалуй, уйду, здесь собралось нехорошее число». Владимир Сергеевич ему возразил: «Вы имеете в виду, что кто-то должен умереть? Не волнуйтесь, в таком случае умереть должен самый молодой, а так как я здесь моложе всех, то я и умру». Через два с половиной месяца Соловьев действительно умер.

Мнения его почитателей и противников расходились, одни восхищались, другие осуждали. Например, Николай Фёдоров приводит такую характерную черту Владимира Соловьёва: «Соловьёв во всю жизнь хотел быть сверхчеловеком: то – медиумом, то – каббалистом, то, наконец – пророком…».

Дмитрий Мережковский о нем писал: «Я отнюдь не сомневаюсь в подлинной христианской «святости» Владимира Соловьева. Недаром в лице этого русского современного интеллигента мелькают черты Франциска Ассизского или Сергия Радонежского. Владимир Соловьев – гностик, может быть, последний великий гностик всего христианства…».

Ещё хотелось бы привести анализ миссии Владимира Соловьева в «Розе Мира» Даниила Андреева: «Какая странная фигура – Владимир Соловьев на горизонте русской культуры! Не гений – но и не просто талант... Великим духовидцем – вот кем был Владимир Соловьев. У него был некий духовный опыт, ...по высоте открывшихся ему слоев, превосходящий опыт Экхарта, Бёмэ, Сведенборга, Рамакришны, Рамануджи, Патанджали, а для России – прямо-таки беспримерный. ...».

«… Глухая вода безмолвия сомкнулась и над именем Владимира Соловьева. ...Дошло до того, что целые интеллигентные поколения не слыхали даже имени Владимира Соловьева, покоящегося на Новодевичьем кладбище под обескрещенной плитой. Что в соборе выдающихся личностей России могуч Пушкин, велик Достоевский, славен Лермонтов, подобен солнцу Толстой – это кажется естественным и закономерным. Как изумились бы миллионы и миллионы, если бы им было показано, что тот, кто был позабытым философом-идеалистом в России, теперь творит в таких мирах, куда еще не поднялись даже многие из светил выдающихся личностей». (Андреев Д. Роза мира.).

В советское время имя религиозного философа Владимира Соловьева замалчивалось на волне борьбы с религиозными суевериями, но несколько лет назад (2007) на канале «Культура», наконец-то, прошла передача «Мистика судьбы», в которой приводились любопытные сведения о мыслителе.

Лекция Людмилы Дмитриевна вызвала неподдельный интерес у слушателей. Читатели задавали много вопросов, знакомились с материалами книжной выставки, где были представлены труды В.Соловьева, а также с материалы о его жизни и деятельности.

Поделитесь ссылкой с друзьями!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить