МУ МИБС г. Волжский

Поиск по сайту

Афиша

Вечер - встреч "Мы за чаем не скучаем!" Международный день пожилых людей 01 октября 2019 г. 10:30-11:30 Библиотека № 11
«На висках седина, а в душе добрый свет» - Вечер в кругу друзей 02 октября 2019 г. 11:00-12:00 Библиотека №13
Ретро-вечер «Какие наши годы!» /К 1 октября Международному дню пожилых людей/ 02 октября 2019 г. 15:00-16:00 Библиотека №14
Экскурсия в библиотеку "Ах эти умные книжки" 02 октября 2019 г. 15:00-15:40 Библиотека №8
Музыкальный вечер «Люди пожилые, сердцем молодые» 03 октября 2019 г. 11:00-12:00 Библиотека № 6
Мастер-класс «Цветы из фоамирана" (Творческая мастерская «Творенье рук – души творенье») 03 октября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ первое занятие 180 руб. последующие - бесплатно
« Ты береги нас, береги!» - литературно-познавательный час к дню защиты животных 04 октября 2019 г. 10:00-11:00 Библиотека №13
«Травинка – витаминка» фестиваль здоровья. (Всемирный день детского здоровья 04 октября 2019 г. 13:30-14:30 Библиотека №3
Открытие 9-й традиционной ваставки лоскутного шитья"Роскошь из лоскутков" 05 октября 2019 г. 14:00-16:00 ЦГДБ
Занятие в шахматном клубе "Ладья" 07 октября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Вечер отдыха "Разве возраст имеет значенье, если молод душой человек" 08 октября 2019 г. 14:00-15:00 Библиотека №7
Вахта памяти «Николай Караченцов: все будет хорошо» (75 лет со дня рождения Н.П. Караченцова) (клуб "Кинокадр) 08 октября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Тематическое занятие в клубе "Мир твоих увлечений" «Разноцветная фантазия» /печворк/ 10 октября 2019 г. 15:00-16:00 Библиотека №14
"Холодный огонь листопада" - вечер Л. Герасимовой 10 октября 2019 г. 17:00-18:00 Библиотека №16
Мастер-класс «Цветы из фоамирана" (Творческая мастерская «Творенье рук – души творенье») 10 октября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Вечер "Ох, донские казаки!" (к 450-летию служения Донского казачества Рос. Государству) 12 октября 2019 г. 14:00-16:00 ЦГДБ
Клуб: "Остров общения" литературное знакомство «Гайдара читай и другим помогай!» /80 лет - «Судьба барабанщика», «Чук и Гек» А.П. Гайдара/ 13 октября 2019 г. 14:00-15:00 Библиотека №14
Занятие в шахматном клубе "Ладья" 14 октября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Литературный конкурс "Нам дороги его творенья!" 15 октября 2019 г. 10:00-11:00 Библиотека № 11
Вечер поэзии "Мятежный гений вдохновенья" посвященный М.Ю. Лермонтову 15 октября 2019 г. 14.00-15.00 Библиотека №7
Блиц-опыт «Обрезка: работа над ошибками» (клуб "Дачник") 16 октября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Урок хозяйствования "Там и рай, где хлеба край" 16 октября 2019 г. 15:30-16:30 ЦГДБ
Мастер-класс «Цветы из фоамирана" (Творческая мастерская «Творенье рук – души творенье») 17 октября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» этикет –класс. 18 октября 2019 г. 13:30-14:30 Библиотека №3
Заседание в клубе "Литературная пятница" 18 октября 2019 г. 18:00-20:00 ЦГБ
Устный альманах "Жемчужины российской короны" (15- летие Б. Н. Краснова, 230- летие атамана О. М. Гладкий) 18 октября 2019 г. 15:00-16:00 Библиотека №14
Православный час "Рожденье Пресвятой Богородицы" 18 октября 2019 г. 14.00-15.00 Библиотека №7
Встреча с членами ВГОО ЗОЖ "Первопроходцы" 19 октября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Занятие в шахматном клубе "Ладья" 21 октября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Мастер-класс «Цветы из фоамирана" (Творческая мастерская «Творенье рук – души творенье») 24 октября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
« Путешествие в удивительный мир Элли и ее друзей» (80 лет книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»)» - литературное путешествие 24 октября 2019 г. 10:30-11:30 Библиотека №13
Интеллектуальная игра "Соблюдая ПДД- не останешься в беде!" 24 октября 2019 г. 12:00-13:00 ЦГДБ
Литературный дилижанс "Он жил радостью и болью народа" посвященный В.М.Шукшину 24 октября 2019 г. 14.00-15.00 Библиотека №7
Сказочный квест «Приключения с Маугли или в поисках затерянного города» 25 октября 2019 г. 12:00-12:40 Библиотека №6
Театрализованный анонс "Репертуар настоящего и будущего" 25 октября 2019 г. 13:30-14:00 Библиотека №8
Вечер поэзии "Мятежный гений вдохновенья" (к 205-летию М.Лермонтова) 25 октября 2019 г. 13:00-14:00 ЦГДБ
Занятие в шахматном клубе "Ладья" 28 октября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Литературно-духовный час «Шире звёзд и облаков Богородицы Покров» (14 октября – Покров Пресвятой Богородицы) (Православный клуб "Слово") 29 октября 2019 г. 13:00-15:00 ЦГБ
Мастер-класс «Цветы из фоамирана" (Творческая мастерская «Творенье рук – души творенье») 31 октября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ

Право на образование в российской федерации

Право на образование в российской федерации

Роль образования в цивилизованном обществе всегда была важной, но в современном мире приобретает особое значение, все более занимая центральное место в стратегиях государств

Новый век требует новых знаний, технологий, следовательно, совершенствования образования; вопросы образования обретают "статус глобальных проблем современности".

В последние два десятилетия в российской системе образования появились дошкольное и дистанционное обучение, обучение в семье, экстернат, негосударственные школы и вузы.

Реформирование сферы образования, в частности введение обязательного единого государственного экзамена (ЕГЭ), двухуровневой системы высшего образования и пр., поныне вызывает неоднозначную реакцию и в педагогическом сообществе, и в обществе в целом.

Сохраняет свою остроту и проблема образования детей-инвалидов: современная система образования в Российской Федерации в отношении лиц с ограниченными возможностями не соответствует принципам профильной Конвенции ООН, требуется создание условий для инклюзивного образования, системной основы для обеспечения равных прав, в которой образование выступает ключевой предпосылкой для более широкого процесса социальной включенности инвалидов.

Политика в области образования является частью общегосударственной политики. Государство становится конкурентоспособным, если образование гражданина позволяет обеспечить достойную жизнь ему и его семье. Эта цель политики нашего социального государства определена в ст. 7 Конституции РФ.

В статье 43 "Конституции Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) указано, что:

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Стратегия развития образования определена государством вплоть до 2025 г. в нескольких концепциях и программах:

- Национальной доктрине образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751);

- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р);

- Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р) и самой Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803);

- Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) (утверждена распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р);

- Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. № 201).

Под образовательными услугами понимаются услуги, оказываемые организациями в ходе осуществление деятельности по воспитанию и обучению (образовательной деятельности) (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В зависимости от источника финансирования различают:

- бесплатные образовательные услуги, оказываемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (ч. 3 ст. 5, ч. 8 ст. 34 Закона об образовании);

- платные образовательные услуги, оказываемые по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (ст. ст. 54, 101 Закона об образовании).

Образовательные услуги предоставляются в ходе реализации образования различных видов: общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения (ч. 2 ст. 10 Закона об образовании).

УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ.

В РФ установлены следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное общее и среднее общее образование. К уровням профессионального образования относятся среднее профессиональное и высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации).

Образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

  1. Уровни общего образования в РФ

Общее образование направлено на развитие личности ребенка, приобретение им знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Данный вид образования подразделяется на следующие уровни: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Все уровни, кроме дошкольного, являются обязательными. Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального или основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. При этом требование обязательности среднего общего образования действует до достижения обучающимся 18 лет, если соответствующее образование не было получено им ранее (п. 11 ст. 2, ч. 4 ст. 10, ч. 5 ст. 66 Закона № 273-ФЗ).

Общее образование можно получить как в образовательных организациях, так и вне их в форме семейного образования. Среднее общее образование также можно получить в форме самообразования. В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность всех уровней общего образования в государственных и муниципальных учреждениях. Так, отказать в приеме в государственный или муниципальный детский сад могут только из-за отсутствия в нем свободных мест (ч. 2 ст. 43 Конституции РФ; ч. 2 ст. 63, ч. 4 ст. 67 Закона № 273-ФЗ; п. 5 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293).

1.1. Дошкольное общее образование

Цель дошкольного образования – формирование у ребенка общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, а также сохранение и укрепление здоровья. Ребенок может получить такое образование в дошкольной образовательной организации (детском саду). Принимать могут детей в возрасте от двух месяцев (п. 1 ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 67 Закона № 273-ФЗ).

1.2. Начальное общее образование

Цель начального общего образования, в частности, – развитие индивидуальных способностей ребенка, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности и пр.). Ребенок может получить такое образование в общеобразовательной организации (школе). По общему правилу на обучение принимают детей в возрасте от шести с половиной лет при отсутствии показаний по состоянию здоровья, но не позже достижения восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) ребенка могут принять в школу в более раннем или более позднем возрасте (п. 2 ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 66, ч. 1 ст. 67 Закона № 273-ФЗ).

Срок получения начального общего образования составляет четыре года (1 - 4-е классы), а для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования увеличивается не более чем на два года (п. 4 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373).

1.3. Основное общее образование

Цель основного общего образования, в частности, – формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, овладение ребенком основами наук, государственным языком РФ, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов. Это образование ребенок может получить, в частности, в школе (п. 2 ч. 2 ст. 23, ч. 2 ст. 66 Закона № 273-ФЗ).

Срок получения данного образования составляет пять лет (5 - 9-е классы), а для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования увеличивается не более чем на год (п. 2 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897).

По завершении освоения образовательных программ основного общего образования проводится государственная итоговая аттестация (ГИА), которая является обязательной (ч. 3, 4 ст. 59 Закона № 273-ФЗ; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России № 189, Рособрнадзора № 1513 от 07.11.2018).

1.4. Среднее общее образование

Цель среднего общего образования, в частности, – развитие у ребенка интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовка к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Ребенок может получить это образование, в частности, в школе (п. 2 ч. 2 ст. 23, ч. 3 ст. 66 Закона № 273-ФЗ).

Срок получения данного образования составляет два года (10 - 11-е классы), а для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным программам, а также для детей, обучающихся в очно-заочной или заочной форме, увеличивается не более чем на год (п. 2 Стандарта, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

По завершении освоения образовательных программ среднего общего образования в обязательном порядке проводится ГИА (п. 2 Порядка).

  1. Уровни профессионального образования в РФ

Профессиональное образование направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере или выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Данный вид образования делится на следующие уровни: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (п. 12 ст. 2, ч. 5 ст. 10 Закона № 273-ФЗ).

Гражданам гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе – бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Сроки получения профессионального образования, а также формы его получения устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям или направлениям (ч. 3 ст. 43 Конституции РФ; ч. 3 ст. 5, ч. 4 ст. 11, ч. 5 ст. 17 Закона № 273-ФЗ).

2.1. Среднее профессиональное образование

Цель среднего профессионального образования – подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

По общему правилу к освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Среднее профессиональное образование можно получить, в частности, в профессиональной образовательной организации (колледже) (п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, 2 ст. 68 Закона № 273-ФЗ).

2.2. Высшее образование

Цель высшего образования – подготовка высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. Такое образование можно получить в вузе (например, в университете) (п. 4 ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 69 Закона № 273-ФЗ).

2.2.1. Высшее образование – бакалавриат

Высшее образование по программам бакалавриата можно получить в вузах, перешедших на болонскую (двухуровневую) систему образования. К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование. Как правило, прием на обучение проводится на основании результатов ГИА в форме ЕГЭ. Студент, получивший диплом бакалавра, вправе работать по профессии или продолжить обучение по программам магистратуры (п. 2 ч. 7 ст. 60, ч. 2, 3 ст. 69, ч. 1 ст. 70 Закона № 273-ФЗ).

2.2.2. Высшее образование – специалитет

Специалитет является привычным уровнем профессионального высшего образования в РФ. Обучение по программам специалитета ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному обучающимся направлению. Однако в настоящее время многие вузы перешли на болонскую систему образования. Требования к организации приема на обучение по программам специалитета, как правило, аналогичны требованиям при приеме на обучение по программам бакалавриата (ч. 2 ст. 69, ст. ст. 70, 71 Закона № 273-ФЗ).

2.2.3. Высшее образование – магистратура

Магистратура является вторым уровнем болонской системы образования и позволяет углубить знания, полученные при обучении как по программам бакалавриата, так и по программам специалитета. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Прием на обучение осуществляется по результатам вступительных испытаний (ч. 3, 6 ст. 69 Закона № 273-ФЗ).

2.2.4. Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Подготовка кадров высшей квалификации осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки (п. 5 ч. 7 ст. 60 Закона № 273-ФЗ).

К освоению этих программ допускаются лица с высшим образованием (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица с высшим образованием в области искусств. Прием на обучение осуществляется по результатам вступительных испытаний (ч. 4, 6 ст. 69 Закона № 273-ФЗ).

ФОРМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ?

К формам дополнительного образования детей относят кружок, ансамбль, клуб, спортивную секцию, школу искусств и т.п.

Дополнительное образование детей направлено, в частности, на развитие их творческих способностей, укрепление здоровья, организацию их свободного времени, профессиональную ориентацию, а также на выявление и поддержку детей с выдающимися способностями. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные. При этом последние реализуются для детей в сфере искусств, физической культуры и спорта (ч. 1, 2 ст. 75 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют процесс обучения в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, а также индивидуально. Объединения могут формироваться из группы обучающихся как одного возраста, так и разных возрастов (п. 7 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).

Такие объединения в рамках данного материала понимаются как формы дополнительного образования для детей, среди которых можно выделить, например, следующие:

  1. Кружок (творческий, предметный) – объединение детей по интересам и предметным знаниям, например кружок танцев, оригами, литературы. Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой дополнительного образования для детей.
  2. Ансамбль – художественный коллектив (группа артистов), исполняющий общие постановки (песня, танец).
  3. Студия – группа детей, занимающаяся определенным видом искусств. Например, это может быть театр-студия – творческий коллектив, занимающийся постановкой сценических представлений, спектаклей с целью развития творческих способностей детей.
  4. Клуб – объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга.
  5. Спортивная секция – группа детей, занимающихся тем или иным видом спорта под руководством тренера или инструктора.
  6. Лаборатория – форма детского образовательного объединения и место, где воспитанники проводят научные и технические опыты, а также экспериментальные исследования.

Дополнительные общеразвивающие программы могут быть интегрированы в процесс обучения по образовательным программам основного и среднего общего образования. Так, для реализации дополнительных программ, имеющих целью подготовку детей к военной службе, создаются такие общеобразовательные организации, как, например, президентские кадетские училища, суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища (ч. 2 ст. 86 Закона № 273-ФЗ).

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы и программы среднего профессионального образования в области искусств, а также в образовательных организациях высшего образования (ч. 3 ст. 83 Закона № 273-ФЗ).

ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Организация обучения на дому возможна в отношении детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые не могут посещать образовательные организации по состоянию здоровья.

В Российской Федерации образование может быть получено (ст. 17 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Форму получения образования и форму обучения до завершения получения ребенком основного общего образования выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона № 273-ФЗ).

Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования может быть организовано образовательными организациями на дому (ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 41, ч. 10 ст. 66 Закона № 273-ФЗ; ст. 19 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Заболевания, наличие которых дает право на обучение на дому

Обучение на дому возможно при наличии ряда заболеваний (Перечень, утв. Приказом Минздрава России от 30.06.2016 № 436н).

К ним, в частности, относятся: злокачественные новообразования; нарушения свертываемости крови; сахарный диабет I типа; сердечная недостаточность; дерматит и экзема; детский церебральный паралич.

При наличии медицинских показаний обучение на дому может также осуществляться вне зависимости от факта включения заболевания ребенка в установленный Перечень (Письмо Минздрава России от 14.09.2016 № 15-3/10/2-5810).

Для обучения на дому разрабатывается индивидуальный учебный план (п. 2.3 Порядка). Обучение на дому может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (п. 2.5 Порядка). На период получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий обучающимся предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение (ч. 4 ст. 7 Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16). Также они бесплатно обеспечиваются необходимыми учебниками, художественной, справочной и другой литературой, имеющейся в библиотеке образовательной организации, и пользуются всеми академическими правами обучающихся (п. 2.6 Порядка).

Сроки обучения определяются сроками действия медицинского заключения (п. 2.7 Порядка). Обучающийся проходит промежуточную и государственную итоговую аттестацию (п. п. 2.8, 2.9 Порядка).

ОПЛАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

ИЗ СРЕДСТВ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА

Средства материнского капитала могут быть направлены, в частности, на оплату образовательных услуг и иных расходов, связанных с получением образования ребенком, например на оплату пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии (п. 2 ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 11 Закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ; п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 926). Для оплаты обучения ребенка из средств материнского капитала рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Направление средств материнского капитала на получение ребенком образования возможно при соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 2, ч. 1, 6, 6.1 ст. 7, ч. 1, 3 ст. 11 Закона № 256-ФЗ):

1) при наличии у вас именного государственного сертификата на материнский капитал, подтверждающего право на дополнительные меры государственной поддержки;

2) возраст ребенка (в том числе усыновленного), образование которого вы планируете оплатить, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не превышает 25 лет;

3) организация, в которую направляются средства, имеет право на оказание соответствующих образовательных услуг и находится на территории РФ.

Для оплаты образовательных услуг, а также иных расходов, связанных с образованием ребенка, за счет средств материнского капитала вам понадобятся следующие документы (ч. 1, 5 ст. 7 Закона № 256-ФЗ; п. п. 3, 5, 8(2) Правил № 926; п. п. 5, 13 Приложения № 1 и п. 1 Приложения № 2 к Приказу Минтруда России от 02.08.2017 № 606н):

1) заявление о распоряжении средствами материнского капитала с указанием в нем в том числе серии и номера сертификата на материнский капитал;

2) документы, удостоверяющие вашу личность и место жительства (пребывания);

3) документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) и полномочия вашего представителя (в случае подачи заявления через представителя);

4) копия договора об оказании платных образовательных услуг, заверенная образовательной организацией, либо договор на оказание услуг по содержанию ребенка или присмотру и уходу за ним;

5) разрешение органа опеки и попечительства о расходовании средств материнского капитала на оплату образовательных услуг (иных связанных расходов), если вы являетесь опекуном (попечителем) или приемным родителем несовершеннолетнего ребенка.

При направлении средств материнского капитала на оплату пользования ребенком жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии понадобятся договор найма жилого помещения в общежитии (с указанием суммы и сроков внесения платы) и справка, подтверждающая факт проживания ребенка в общежитии (п. 7 Правил № 926).

Заявление о распоряжении средствами материнского капитала и необходимые документы подаются в территориальный орган ПФР по месту вашего жительства (пребывания) или фактического проживания. При выезде на постоянное место жительства за пределы территории РФ, надо обращаться непосредственно в ПФР.

Заявление рассматривается территориальным органом ПФР в месячный срок с даты его приема со всеми необходимыми документами. По результатам рассмотрения выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления. В случае удовлетворения заявления средства материнского капитала направляются в образовательную организацию. При этом первый платеж осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия ПФР решения об удовлетворении заявления, а последующие платежи – согласно срокам, указанным в соответствующем договоре (ч. 1, 3 ст. 8 Закона № 256-ФЗ; п. п. 4, 9 Правил № 926; п. 17 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862).

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

При инклюзивном образовании лица с ограниченными возможностями здоровья обучаются совместно с лицами, не имеющими таких ограничений. Лица с ограниченными возможностями принимаются на обучение в общем порядке, и их обучение по адаптированной общеобразовательной программе возможно только с согласия законных представителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Понятие инклюзивного образования

Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Такое образование предполагает совместное обучение (воспитание), в том числе совместные учебные занятия, досуг, различные виды дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений (п. 27 ст. 2 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией и препятствуют получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут также иметь статус инвалида. Такой статус устанавливается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. При этом определяется наличие у лица нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Получение доступа к инклюзивному образованию

Инклюзивное образование реализуется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее), профессионального образования (среднее профессиональное и высшее), а также дополнительного образования (ч. 3 ст. 5, п. 1 ч. 1, ч. 3 - 5 ст. 10 Закона N 273-ФЗ; разд. III Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301; Письмо Минобрнауки России от 16.04.2014 № 05-785).

Органами власти создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями, в том числе посредством организации инклюзивного образования (п. 1 ч. 5 ст. 5 Закона № 273-ФЗ).

Органы исполнительной власти создают в государственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. К таким условиям относятся, в частности:

- возможность для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья в здания и помещения образовательного учреждения;

- организация пребывания и обучения лиц с ограниченными возможностями в этом учреждении: визуальные, звуковые и тактильные средства информации, поручни, пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения индивидуального и коллективного пользования;

- организация спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания.

До создания указанных условий в целях обеспечения баланса интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений, в классе (группе) может устанавливаться меньшая наполняемость, а соотношение обучающихся в классе (группе) по очной форме обучения определяться таким образом, чтобы совместное обучение не препятствовало успешному освоению образовательных программ.

Также для лиц с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих возможности получать инклюзивное образование, в государственных образовательных учреждениях открываются классы (группы) компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы (группы), а для лиц, не имеющих возможности обучаться по очной форме, создаются условия для получения образования в иных формах, в том числе дистанционно.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей, иных законных представителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, которая проводит обследование детей для выявления их особенностей в физическом и психическом развитии и выработки рекомендаций по организации их обучения и воспитания. Обследование проводится по письменному заявлению родителей, иных законных представителей ребенка или по направлению, в частности, образовательных, медицинских организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей) (ч. 5 ст. 42, ч. 3 ст. 55 Закона № 273-ФЗ).

Заключение комиссии по результатам обследования ребенка для его родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер. Между тем для органов власти субъектов РФ и муниципальных образований в сфере образования, образовательных организаций, иных уполномоченных органов и организаций оно является основанием для создания рекомендованных условий для обучения и воспитания ребенка. Заключение действительно для представления в указанные органы и организации в течение календарного года с даты его подписания (п. 23 Положения № 1082).

Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны также создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ч. 10 ст. 79 Закона № 273-ФЗ).

Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями (п. 6 ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ).

ПРАВИЛА ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ

В РФ гарантируется бесплатность на конкурсной основе получаемого впервые высшего образования. Порядок приема на обучение устанавливается на законодательном уровне, а правила приема в конкретную образовательную организацию – в части, не урегулированной законодательством, устанавливаются данной организацией самостоятельно (ч. 3 ст. 5, ч. 8, 9 ст. 55 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

По общему правилу для поступления в вуз в 2019/2020 учебном году рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

  1. Подготовить необходимые документы

Для поступления в вуз потребуются, в частности, следующие документы (пп. 9 п. 65, пп. 2 п. 66, п. п. 68, 72.1 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147):

1) заявление о приеме на обучение на имя ректора вуза, в котором необходимо в том числе указать сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах, а также дать согласие на обработку персональных данных. Без такого согласия есть риск неполучения части образовательных услуг, например документа об образовании или о квалификации;

2) документ, удостоверяющий личность и гражданство;

3) документ о наличии образования соответствующего уровня (о среднем общем образовании, или о среднем профессиональном (начальном профессиональном) образовании, или о высшем образовании и о квалификации в зависимости от программы обучения (бакалавриат и специалитет или магистратура));

4) документ об образовании, выданный иностранным государством, признаваемый в РФ, либо документ иностранного государства об образовании вместе со свидетельством о признании иностранного образования или обязательством представить такое свидетельство не позднее дня завершения приема заявлений о согласии на зачисление;

5) две фотографии;

6) документ, подтверждающий инвалидность, - для инвалидов, детей-инвалидов при намерении участвовать в конкурсе по результатам общеобразовательных вступительных испытаний для отдельных категорий поступающих или документ, подтверждающий ограниченные возможности здоровья или инвалидность, - при необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний;

7) документ, подтверждающий особое или преимущественное право зачисления;

8) иные документы, в том числе в зависимости от категории поступающего.

  1. Подать документы в приемную комиссию вуза

Документы о приеме на обучение по программам бакалавриата или специалитета можно подать одновременно не более чем в пять организаций высшего образования и участвовать в конкурсе не более чем по трем специальностям и (или) направлениям подготовки в каждой из указанных организаций. Сведения о приеме или об отказе в приеме документов (в случае отказа - с указанием причин отказа) размещаются на официальном сайте вуза.

  1. Пройти при необходимости дополнительные вступительные испытания

Прием на обучение по программам магистратуры проводится по результатам вступительных испытаний, которые вуз проводит самостоятельно (ч. 6 ст. 69 Закона № 273-ФЗ; п. п. 10, 80 Порядка). Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов ЕГЭ. Минимальное количество баллов ЕГЭ, необходимое для поступления в вуз, не может быть ниже минимума, установленного Рособрнадзором. Например, минимальное количество баллов по русскому языку – 36, по математике профильного уровня – 27 (ч. 1, 3, 4 ст. 70 Закона № 273-ФЗ; п. 1.3 Приказа Рособрнадзора от 26.06.2019 № 876).

  1. Дождаться результатов вступительных испытаний и списков поступающих

Результаты вступительного испытания объявляются на официальном сайте и на информационном стенде образовательной организации (п. 90 Порядка).

По результатам приема документов и (или) вступительных испытаний организация формирует отдельный список поступающих по каждому конкурсу. Список поступающих по каждому отдельному конкурсу включает список поступающих без вступительных испытаний и список поступающих по результатам ЕГЭ и (или) вступительных испытаний, набравших не менее минимального количества баллов. Указанные списки размещаются на официальном сайте и на информационном стенде вуза (п. п. 109, 110, 114 Порядка).

  1. Подать заявление о согласии на зачисление в вуз

Для зачисления поступающий подает заявление о согласии на зачисление не ранее дня подачи заявления о приеме и не позднее дня завершения приема таких заявлений. В день завершения приема заявлений о согласии на зачисление организация принимает указанное заявление до 18 часов по местному времени (по решению организации – до более позднего времени) (п. 116 Порядка).

К заявлению о согласии на зачисление потребуется приложить также документ, удостоверяющий образование соответствующего уровня, за исключением случая, когда такой документ был представлен ранее (п. 116 Порядка).

При особых условиях приема (например, без вступительных испытаний) заявление о согласии на зачисление подается одновременно с заявлением о приеме на обучение (п. 69 Порядка).

ПОЛУЧЕНИЕ ВТОРОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Получить второе высшее профессиональное образование можно на платной основе при наличии высшего образования соответствующего уровня. Для этого необходимо подать в вуз заявление с приложением необходимых документов и пройти вступительные испытания.

Условия получения второго высшего образования

К уровням высшего профессионального образования относятся бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Второе высшее образование могут получить на платной основе следующие лица (ч. 3 ст. 5, ч. 8 ст. 69 Закона № 273-ФЗ):

1) имеющие диплом бакалавра, специалиста или магистра - по программам бакалавриата или специалитета;

2) имеющие диплом специалиста или магистра - по программам магистратуры;

3) имеющие диплом об окончании ординатуры или об окончании ассистентуры-стажировки - по программам ординатуры или ассистентуры-стажировки;

4) имеющие диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук - по программам подготовки научно-педагогических кадров.

При этом не является получением второго высшего образования (ч. 4 ст. 12, ч. 15 ст. 108 Закона № 273-ФЗ):

1) обучение по программам магистратуры лицами, имеющими квалификацию "дипломированный специалист";

2) освоение обучающимися программ профессиональной переподготовки.

Правила приема на обучение на второе высшее образование

Второе высшее образование можно получить в вузах (п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ).

Для поступления необходимо подать следующие документы (ст. 9 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ; п. 14, пп. 2 п. 66, п. п. 68, 72.1 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147:

1) заявление о приеме;

2) документ, удостоверяющий личность, гражданство (паспорт);

3) документ установленного образца о высшем образовании соответствующего уровня;

4) фотографии обучающегося;

5) иные документы, в том числе в зависимости от категории поступающего.

В вуз можно представлять оригиналы или копии указанных выше документов. Заверять копии таких документов не требуется (п. 69 Порядка № 1147).

Для поступающих в вуз в целях получения второго высшего образования могут быть установлены определенные особенности приема. Так, при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета лиц, имеющих высшее образование, вуз может заменять общеобразовательные вступительные испытания и (или) дополнительные вступительные испытания иными вступительными испытаниями (пп. "г" п. 27 Порядка № 1147).

Порядок и сроки получения второго высшего образования

Порядок получения второго высшего образования устанавливается образовательными программами и, как правило, аналогичен порядку получения первого высшего образования (пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона № 273-ФЗ).

Срок получения второго высшего образования устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

По общему правилу продолжительность получения второго высшего образования может быть уменьшена, в частности, за счет зачета результатов обучения по отдельным дисциплинам (п. 38 Порядка № 301; п. п. 34, 35 Порядка № 1259).

По окончании получения второго высшего образования выдается соответствующий диплом (ч. 7 ст. 60 Закона № 273-ФЗ).

НЕЗАКОНЧЕННОЕ И НЕПОЛНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Незаконченным или неполным высшим образованием считается уровень образования, при котором студент не завершил программу обучения в вузе. Список документов, подтверждающих факт незавершения обучения, зависит от года его завершения. В настоящее время студенту, не завершившему обучение, вуз выдаст справку.

ВОЗМЕЗДНОЕ ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Важной гарантией соблюдения прав потребителей в сфере получения платного образования является регламентация порядка и условий заключения договора об оказании платных образовательных услуг.

Под платными образовательными услугами понимается осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (ч. 1 ст. 101 Закона об образовании, абз. 6 п. 2 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706.

Платные образовательные услуги могут оказываться (ч. 1 ст. 21 Закона об образовании):

- образовательной организацией – некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 Закона об образовании);

- организацией, осуществляющей обучение – юридическим лицом, осуществляющим на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Закона об образовании);

- индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность (п. 20 ст. 2 Закона об образовании).

Платные дополнительные образовательные услуги

Дополнительные образовательные услуги – это услуги, оказываемые в рамках реализации программ дополнительного образования (ст. ст. 75, 76 Закона об образовании).

Программы дополнительного образования подразделяются на:

  1. Общеобразовательные программы. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ч. 3 ст. 75 Закона об образовании). Общеобразовательные программы в свою очередь подразделяются на:

1) общеразвивающие программы. Такие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Их содержание и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч. ч. 2, 4 ст. 75 Закона об образовании);

2) предпрофессиональные программы. Такие программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. Их содержание определяется образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями (ч. ч. 2, 4 ст. 75 Закона об образовании).

  1. Профессиональные программы (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ч. 3 ст. 76 Закона об образовании).

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 76 Закона об образовании).

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (ч. 11 ст. 76 Закона об образовании).

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 14 ст. 76 Закона об образовании). Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 14 ст. 76 Закона об образовании).

Правила оказания платных образовательных услуг

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику следующую достоверную информацию:

- информацию о себе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы (п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей);

- информацию об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора: сведения об основных потребительских свойствах услуг, цену и условия приобретения, адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) исполнителя, информацию о правилах оказания услуг, указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п. 9 Правил оказания платных образовательных услуг).

На образовательную организацию дополнительно возложена обязанность по размещению на официальном сайте в сети Интернет информации о своей деятельности, включая информацию о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе, образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе (п. 4 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании).

Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы (ч. 4 ст. 30 Закона об образовании).

Вся указанная выше информация предоставляется в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 11 Правил оказания платных образовательных услуг).

Договор на оказание платных образовательных услуг

Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение (ч. 1 ст. 54 Закона об образовании).

В договоре об образовании должны содержаться следующие существенные условия:

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя - юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя - индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг (п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг).

Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению (ч. 4 ст. 54 Закона об образовании).

Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора (ч. 4 ст. 54 Закона об образовании).

Законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований расторжения договора об оказании платных образовательных услуг:

1) в связи с получением образования (завершением обучения) (ч. 1 ст. 61 Закона об образовании);

2) досрочно по следующим основаниям:

1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ст. 782 ГК РФ, ч. 1 ст. 61 Закона об образовании);

2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в одном из следующих случаев:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося (ч. 7 ст. 54 Закона об образовании, п. 21 Правил оказания платных образовательных услуг);

3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 1 ст. 61 Закона об образовании).

Организации, оказывающие образовательные услуги, не вправе включать в договор основания прекращения и расторжения договора, не предусмотренные законодательством.

Плата за образовательные услуги

Законодательством определен исчерпывающий перечень оснований для пересмотра стоимости обучения после заключения договора об оказании образовательных услуг, а также определены максимальные размеры повышения оплаты:

- увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (ч. 3 ст. 54 Закона об образовании);

- организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся (ч. 5 ст. 54 Закона об образовании).

Возможность и основания возврата денежных средств при досрочном прекращении договора зависят от оснований такого прекращения:

  1. В случае расторжения договора по инициативе или по вине заказчика (например, ввиду отчисления за неуспеваемость) плата за услуги, которые не были оказаны, должна быть возвращена, за исключением фактически понесенных исполнителем расходов (ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Иными словами, заказчику подлежит возврату сумма за услуги, которые не были (не будут) оказаны.
  2. При расторжении договора по вине организации, оказывающей образовательные услуги (в частности, ввиду лишения государственной аккредитации), подлежит возврату полная стоимость обучения (ст. 29 Закона о защите прав потребителей).

Таким образом, законодательством предусмотрен целый комплекс мер, направленных на обеспечение соблюдения прав потребителей при оказании платных образовательных услуг: определены требования к информационной открытости образовательной организации, а также к информации, которая должна предоставляться при заключении договора; исчерпывающе определен перечень оснований для пересмотра стоимости обучения; ограничены основания прекращения договора об оказании платных образовательных услуг. Вместе с тем, судебная практика свидетельствует о том, что отдельные положения законодательства в этой сфере нередко игнорируются организациями, оказывающими образовательные услуги, в том числе при формулировании условий договора. Указанные нарушения не только не являются препятствием для прямого применения положений закона (п. 1 ст. 422 ГК РФ), но и могут явиться поводом для привлечения такой организации к административной ответственности (п. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).

АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОЛСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРЕДУЦСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ПРАВ И СВОБОД ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Согласно ст. 5.57 КоПА РФ – «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций»:

  1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
  2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере образования. Непосредственный объект данного административного правонарушения - гарантируемое Конституцией РФ (ст. 43) право на образование и предусмотренные законодательством права и свободы обучающихся образовательных организаций.

Соответствующие образовательные отношения (в том числе касающиеся реализации прав и свобод обучающихся) регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также некоторыми другими нормативными правовыми актами.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается, как правило, в действиях. Потенциальный виновник нарушает или незаконно ограничивает право на получение общедоступного и бесплатного образования (любым способом, например, не принимает документы, отказывает в выдаче документов, препятствует переводу учащегося в данную школу и т.п.). Объективная сторона данного правонарушения охватывает также случаи прямого отказа в приеме в образовательное учреждение либо отчисления (исключения) из него без законных к тому оснований.

Под "аналогичным правонарушением" следует понимать совершение должностным лицом такого же (а не любого другого) нарушения законодательства об образовании, причем в течение 1 года со дня окончания исполнения предыдущего постановления о назначении административного наказания за такое же административное правонарушение (см. п. п. 16 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5. Указанные правонарушения могут быть совершены как в форме действий (например, незаконное отчисление из школы), так и путем бездействия (например, необоснованный отказ принять подростка в образовательное учреждение). Правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из правонарушающих действий (бездействия).

Данные административные правонарушения следует отличать (по признакам объективной стороны и др.) от правонарушения, предусмотренного ст. 19.30 (нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса) КоАП РФ.

Субъектами данных административных правонарушений могут быть должностные лица (прежде всего, руководители образовательных учреждений - школ, лицеев и т.п.), а также юридические лица (образовательные учреждения разных организационно-правовых форм и форм собственности - школы, лицеи, гимназии и т.п.).

Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется наличием умысла

Протоколы о данных административных правонарушениях могут составлять должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). В настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и ее структурные подразделения в субъектах РФ.

Статья 156 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником или другим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Квалифицирующим признаком выступает жестокое обращение с несовершеннолетним, которое на практике не сводится лишь к причинению вреда различной степени тяжести здоровью несовершеннолетнего, но включает в себя и оставление в опасности, не предоставление надлежащего питания и уклонение от посещения врача.

Типичными и очевидными правонарушениями являются:

- оставление ребенка без присмотра (из решения Нижегородского областного суда от 21 мая 2018 г. N 4а-872/2018), отсутствие сведений о его местонахождении (из решения Свердловского областного суда от 05.03.2015 по делу № 72-230/2015год);

- игнорирование прогулов и плохой успеваемости в школе (из решения Пермского краевого суда от 18 октября 2017 г. по делу № 7-2020/2017(21-1274/2017);

- непрохождение медицинских осмотров (из Постановления Пермского краевого суда от 6 марта 2017 г. по делу № 44а-288/2017);

- нахождение в состоянии алкогольного опьянения в присутствии детей (из решения Верховного суда Республики Татарстан от 5 июля 2017 г. по делу N 77-1539/2017) или распитие спиртных напитков с незнакомыми в присутствии детей (из решения Свердловского областного суда от 11 июля 2018 г. по делу № 72-763/2018);

- ссоры родителей в присутствии детей (из решения Ленинградского областного суда от 26 ноября 2013 г. № 7-941/2013);

- неосторожные действия с причинением боли (из решения Московского городского суда от 24 мая 2016 г. по делу № 7-5682).

Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»

Поделитесь ссылкой с друзьями!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ПЕРЕПЛЁТ
книг, дипломов, отчётов и др. печатной продукции
ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6 с ул. Коммунистической
с 9-00 до 17-00
выходной: суббота, воскресенье
тел.: +7 (8443) 31-29-15