МУ МИБС г. Волжский

Поиск по сайту

Афиша

"«Мир цвета дружбы и надежды» - ко Дню народного единства - фольклорная программа" 01 ноября 2019 г. 10:00-12:00 Библиотека №13
Героико-патриотический час "Когда народ единой силой сумеет справиться с бедой" 01 ноября 2019 г. 13:00-14:00 Библиотека №7
Страницы истории "Покуда бог хранит - в единстве наша сила"(День народного единства) 05 ноября 2019 г. 13:30-14:30 Библиотека №3
Историческое лото "Главное - вместе! Главное - дружно! Главное - с сердцем горящим в груди!" 05 ноября 2019 г. 12:00-13:00 ЦГДБ
Цикл мастер-классов "Ручная работа" по различным техникам рукоделия (вязание, вышивка, крестом, гладью, кружевоплетение, хэндмейд, валяние) 06 ноября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Вечер - встреч "Память о прошлом и настоящем- для будущего" 06 ноября 2019 г. 14:30-15:30 Библиотека № 11
Мастер-класс «Гладиолус фоамирана" (Творческая мастерская «Творенье рук – души творенье») 07 ноября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ первое занятие 180р, последующие - бесплатно
"Музыкальная гостиная «Жизнь как песня» /к 90-летию А. Пахмутовой/ /К 1 октября Международному дню пожилых людей/" 07 ноября 2019 г. 15:00-16:00 Библиотека №14
Занятие в шахматном клубе "Ладья" 11 ноября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
"беседа-познание «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»" 11 ноября 2019 г. 16:00-17:00 ЦГБ
Полемика «Алиса Фрейндлих: «живая» королева» (85 лет со дня рождения российской актрисы А.Б. Фрейндлих)(клуб "Кинокадр) 12 ноября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Мастер-класс "Сундучок Мастерицы" 12 ноября 2019 г. 15:00-16:00 Библиотека №7
"Университет здоровья.60+" "АД в норме. Как этого достичь" 12 ноября 2019 г. 11:30-12:30 Библиотека №7
Цикл мастер-классов "Ручная работа" по различным техникам рукоделия (вязание, вышивка, крестом, гладью, кружевоплетение, хэндмейд, валяние) 13 ноября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Встреча рукодельниц «Вязаный мир» 14 ноября 2019 г. 15:00-16:00 Библиотека №14
"Звонкая летопись эпохи" - муз. Вечер к 85-летию А. Пахмутовой 14 ноября 2019 г. 17:00-18:00 Библиотека №16
Диалог культур " Семейные традиции народов разных стран" 14 ноября 2019 г. 12:00-13:00 ЦГДБ
Мастер-класс «Гладиолус фоамирана" (Творческая мастерская «Творенье рук – души творенье») 14 ноября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Акция "Я здоровье сберегу, сам себя оберегу" 14 ноября 2019 г. 13:00-14:00 Библиотека №7
Заседание в клубе "Литературная пятница" 15 ноября 2019 г. 18:00-20:00 ЦГБ
Час полезной информации "В Соцсетях тоже есть правила этикета" 15 ноября 2019 г. 12:00-12:40 Библиотека №6
Встреча с членами ВГОО ЗОЖ "Первопроходцы" 16 ноября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Занятие в шахматном клубе "Ладья" 18 ноября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Мастер-класс "Сундучок Мастерицы" 19 ноября 2019 г. 15:00-16:00 Библиотека №7
Учеба «Садовая земляника и клубника. Сорта. Особенности выращивания» (клуб "Дачник") 20 ноября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Цикл мастер-классов "Ручная работа" по различным техникам рукоделия (вязание, вышивка, крестом, гладью, кружевоплетение, хэндмейд, валяние) 20 ноября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Правовой урок - викторина "Маленьким детям о больших правах" 21 ноября 2019 г. 11:00-12:00 ЦГДБ
Мастер-класс «Гладиолус фоамирана" (Творческая мастерская «Творенье рук – души творенье») 21 ноября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Вечер отдыха "Прекрасна женщина с ребенком на руках" (образ женщины в искусстве) 21 ноября 2019 г. 14:00-15:00 Библиотека №7
Круглый стол - дискуссия "Толерантность - единство разных"(Межд.день толерантности) 22 ноября 2019 г. 13.30-14.30 Библиотека №3
Литературно-музыкальный час "Всю душу выплесну в слова" (С.Есенин) 22 ноября 2019 г. 11:00-11:40 Библиотека №8
Музыкальный вечер "Жизнь как песня" (90 лет со дня рождения А.Н.Пахмутовой) 22 ноября 2019 г. 12:00-13:00 ЦГДБ
Поэтический вечер «Величавая, гордая, светлая и уже при жизни бессмертная» /К 130-летию со д.р. А.А.Ахматовой/ 22 ноября 2019 г. 15:00-16:00 Библиотека №14
Праздничная программа, посвящённая дню Матери "МАМА - ангел - хранитель мой" 23 ноября 2019 г. 11:00-12:00 Библиотека №6
Мастер - класс "Подарочки для мамочки" 24 ноября 2019 г. 12:00-13:00 ЦГДБ
Праздник-признание "Мама - это ласка и тепло"(День матери) 25 ноября 2019 г. 10:00-11:00 Библиотека №3
Занятие в шахматном клубе "Ладья" 25 ноября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Духовно-познавательная беседа «Удивительные чудеса Филиппа Луганского» (Ко Дню памяти старца-диакона Филиппа Горбенко) (Православный клуб "Слово") 26 ноября 2019 г. 13:00-15:00 ЦГБ
Мастер-класс "Сундучок Мастерицы" 26 ноября 2019 г. 15:00-16:00 Библиотека №7
Цикл мастер-классов "Ручная работа" по различным техникам рукоделия (вязание, вышивка, крестом, гладью, кружевоплетение, хэндмейд, валяние) 27 ноября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
«Хвостики» (К Международному дню защиты домашних животных). Акция с 01.11.19 – 29.11.19г.; 27.11.19 -итоговое мероприятие 27 ноября 2019 г. 11:00-15:00 Библиотека №13
Мастер-класс «Гладиолус фоамирана" (Творческая мастерская «Творенье рук – души творенье») 28 ноября 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Урок-игра "К тайнам мысли и слова" 29 ноября 2019 г. 13:30-14:10 Библиотека №8

Организации, защищающие права детей. Ответственность родителей перед законом

Организации, защищающие  права  детей

1 июня отмечается Международный день защиты детей, которые впервые официально стал отмечаться в 1950 г. Но история праздника начинается намного раньше. Впервые вопросы, связанные с актуальными проблемами детства, были подняты женщинами в 1925 г. на Всемирной конференции, которая проходила в Женеве. В начале века общественность беспокоили проблемы беспризорников, сирот, плохого медицинского обслуживания. Именно для сирот в Сан-Франциско консулом из Китая был организован праздник, который вошел в историю, как фестиваль плавающих драконов. Проходило это масштабное мероприятие 1 июня. По одной из версии именно это событие и стало решающим при выборе, в какой день отмечать в дальнейшем праздник детства. Остро вопросы благополучия детей встали перед общественностью в послевоенные годы. Поэтому в 1949 г. Женский конгресс повторно выдвигает идею учредить особый праздник. На конференции принимается единогласное решение направить все силы на борьбу за мир ради счастливого детства всех малышей и подростков планеты.

Главная цель Дня защиты детей – это заострить внимание общественности и простых людей на реальных детских проблемах.

Печальные факты мировой статистики:

  • 100 миллионов ребятишек не имеют возможности учиться, так как школ рядом попросту нет;
  • 15 миллионов малышей стали сиротами, потеряв родителей или одного из них по причине заражения СПИДом;
  • 10 миллионов умирает ежегодно, так как отсутствует доступ к медучреждениям и лекарствам;
  • 300 тысяч – вынуждены участвовать в войнах, в самых настоящих, а не компьютерных или игрушечных;
  • миллионы малышей не имеют жилья и нормального питания;

А в развивающихся странах сохранилась практика эксплуатации детского труда, как дешевой рабочей силы и даже детское рабство.

Именно такое положение вещей в мире стало основанием для появления некоторых документов, в которых прописаны детские свободы и права.

Все детские права и свободы отражены в Декларации прав ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году. Этот документ – призыв признавать права каждого ребенка и соблюдать их. Он должен неукоснительно соблюдаться родителями, общественными организациями и властями.

Через 30 лет в 1989 году учреждается «Конвекция о правах ребенка», в которой определены все права маленьких граждан, а также прописаны обязанности взрослых.

Эти документы были ратифицированы во многих странах. Но это не решило всех детских проблем.

Защитой прав несовершеннолетних и помощью матерям, оказавшимся в затруднительной ситуации, в России занимается несколько организаций. Прежде всего, это Детский фонд ЮНИСЕФ, который работает с 1997 года. На законодательном уровне права детей защищены Федеральным законом № 124 «О гарантиях прав ребенка в РФ». Но даже забота государства и общественных организаций не могут решить всех проблем.

Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1.

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2.

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3.

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4.

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5.

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6.

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7.

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Принцип 8.

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10.

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Эти 10 принципов развивает Конвенция о правах ребенка.

В преамбуле и 54 статьях Конвенции о правах ребенка детализируются индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений, определяется само понятие "ребенок", а также провозглашается приоритет его интересов перед интересами общества. Закреплены такие важнейшие права ребенка, как:

- право на жизнь и здоровое развитие;

- право на имя;

- право на гражданство;

- право знать своих родителей;

- право на заботу родителей и совместное с ними проживание, а также права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13 Конвенции правах ребенка).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения - как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

В силу ст. 20 Конвенции о правах ребенка ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение (ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 26 Конвенции).

Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции).

Государства - участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

- ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

- ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

- каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Конституция РФ гласит, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ). Только не надо возмущаться раньше времени - Основной Закон защищает и отцов:

- обеспечивая государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ);

- устанавливая, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

Статистика свидетельствует, что в Российской Федерации продолжается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, и лишь 12 - 13% из них - настоящие сироты, т.е. родители которых скончались. Остальные – это так называемые социальные сироты, сироты при живых родителях, сбежавшие из дома, вынужденные шататься по улицам в сомнительных компаниях. Причиной тому в большинстве случаев является насилие. Насилие может выражаться в различных формах.

Физическое насилие - это насилие, как правило, очевидное, оставляющее видимые следы. Физическим насилием является умышленное нанесение повреждений, что может привести (и зачастую приводит) к серьезным нарушениям физического и (или) психического здоровья, отставанию в развитии, к смерти.

Психическое насилие, наоборот, не оставляет очевидных следов, но последствия его также могут быть самыми страшными, оно определяется как "периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера".

В судебной практике к психической форме насилия относят:

- открыто высказываемое неприятие и постоянную критику ребенка;

- угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

- замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- ложь, невыполнение своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Чтобы выяснить, в самом ли деле насилие имеет место, в судебный процесс для дачи заключения привлекается психолог.

Эмоциональное насилие. Оно может выражаться в сомнительном самоутверждении за счет слабого, упражнениях в остроумии (всякого рода язвительные мысли вслух), предъявлении требований, которые не соответствуют возрасту, возможностям, состоянию здоровья. Это может быть преступное лишение ребенка жизненно необходимых вещей, которые могут предоставить только родители, – любви, заботы и обеспечения безопасности.

Согласно ст. 1 Семейного кодекса РФ семейное законодательство исходит из необходимости:

- укрепления семьи;

- построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;

- недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

- обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и возможности судебной защиты этих прав.

Ребенок - это по общему правилу, сформулированному в ст. 1 Закона о гарантиях прав ребенка, лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

В ст. 28 ГК РФ уточняется, что малолетний ребенок - это несовершеннолетний до 14 лет.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - это дети, чья нормальная жизнь нарушена в силу каких-либо причин.

Закон о гарантиях прав ребенка не дает исчерпывающего перечня таких ситуаций. Ребенок может попасть в трудную жизненную ситуацию, оставшись без попечения родителей либо став инвалидом. Или же будучи похищенным у родителя или родителей. Или когда его право на жилье оспаривается. Или нарушается его право на свободу передвижения и право на общение с родителями.

Ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, может нуждаться в социальной адаптации, т.е. мероприятиях, направленных на приспособление такого ребенка к жизни общества, а также на преодоление последствий травмы - психологической или моральной.

В частности, к мерам социальной адаптации относятся консультации у школьного психолога, социального работника, врача, перевод на надомное обучение. Как правило, на необходимость таких мер указывают воспитатели и учителя.

Социальная реабилитация ребенка - это мероприятия, направленные на восстановление социальных связей и функций, утраченных ребенком, а также восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем.

Реабилитационные мероприятия включают в себя:

- медицинские мероприятия (лечение, лечебно-диагностические и лечебно-профилактические процедуры);

- физические (физиотерапия, лечебная физкультура, трудотерапия);

- психологические (например, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений);

- социальные и т.д.

Социальные службы для детей - это организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию граждан, в том числе детей.

Примеры: центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома.

Социальная инфраструктура для детей - это здания, строения, сооружения, необходимые для жизнеобеспечения детей, а также организации, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям (спортзалы, катки, стадионы, детские сады, школы, поликлиники и т.д.).

Ночное время - это время с 22:00 до 06:00.

В ст. 4 Закона о гарантиях прав ребенка говорится об ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан, виновных в нарушениях прав и законных интересов детей и причинении вреда.

Под должностным лицом понимается государственный или муниципальный служащий, который наделен правомочиями обеспечивать реализацию данного Закона.

Незаконными являются действия, которые выходят за пределы компетенции или должностных полномочий должностных лиц или за пределы прав граждан, или бездействие в случаях, когда должностные лица или граждане должны иметь активную позицию и не отказываться от осуществления своих прямых обязанностей.

Пример незаконного действия должностного лица: оформление сделки по продаже квартиры, в которой проживает ребенок, без приобретения другого жилья.

В ст. 7 Закона о гарантиях прав ребенка перечислены лица, которые должны оказывать содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов. Такое содействие ребенок вправе получать:

- от органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, должностных лиц указанных органов;

- своих родителей или лиц, их заменяющих;

- педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов;

- общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций.

Родители или лица, их заменяющие, в случае нарушения прав ребенка имеют право и обязаны:

- защищать жилищные права ребенка путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, путем подачи заявления о предоставлении ребенку жилого помещения и проч.;

- обращаться в вышестоящие инстанции или в суд при нарушении лечебным, учебным или иным учреждением права ребенка на получение медицинских, образовательных и прочих услуг;

- подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать ребенка;

- принимать меры по защите прав собственности ребенка, в том числе подавать иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, применять меры самозащиты;

- предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью ребенка или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного ему;

- требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.

Органы государственной власти обязаны:

- принимать соответствующие нормативные правовые акты;

- проводить методическую, информационную и иную работу с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством РФ;

- поощрять исполнение ребенком обязанностей;

- поддерживать практику правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Многие задачи, связанные с защитой прав детей, призваны решать детские омбудсмены, например Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, а также уполномоченные по правам детей в регионах.

Должность Уполномоченного по правам ребенка введена Указом Президента РФ от 01.09.2009 N 986. Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, а обеспечением его деятельности занимается Аппарат Общественной палаты РФ. Посты уполномоченных по правам ребенка, назначаемых органами законодательной власти, создавались с 2001 года во многих регионах России. Уполномоченные занимаются, в частности:

- защитой прав конкретного ребенка, оказанием помощи в восстановлении его нарушенных прав;

- проведением независимых проверок соблюдения прав детей учреждениями, организациями, должностными лицами;

- экспертизой правовых актов, активно участвуют в законотворческом процессе, вносят предложения в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей;

- работой по правовому просвещению детей, их родителей, специалистов.

Путем независимого контроля уполномоченные призваны проверять соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы прав детей во всех сферах их жизнедеятельности:

- на жизнь и охрану здоровья;

- отдых и оздоровление;

- полноценное развитие;

- воспитание и содержание;

- образование;

- информационную безопасность;

- жилье.

Уполномоченный также занимается восстановлением нарушенных прав детей, уделяя особое внимание наиболее социально уязвимым группам несовершеннолетних:

- детям-инвалидам;

- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

- детям, пострадавшим от жестокого обращения, сексуальной эксплуатации и других преступных посягательств;

- безнадзорным и беспризорным детям;

- несовершеннолетним правонарушителям;

- иным категориям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Кроме этого, Уполномоченный занимается:

- обеспечением защиты прав ребенка и содействием восстановлению нарушенных прав ребенка;

- правовым просвещением в области защиты прав ребенка;

- направлением запросов и получением в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

- посещением федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций;

- проведением проверок деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получением от них соответствующих разъяснений;

- направлением в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, своего заключения, содержащего рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

- привлечением в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

К Уполномоченному обращаются, когда невозможно получить помощь от тех органов и должностных лиц, в непосредственную компетенцию которых входит оказание такой помощи. (На всякий случай - обратиться к Уполномоченному можно через приемную на официальном сайте: http://deti.gov.ru, вкладка "Обращение к Уполномоченному". Там же, на сайте, имеется перечень уполномоченных по регионам.)

Педагоги, медики, соцработники, психологи и другие специалисты при необходимости подключаются к участию в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка - соответственно в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка. Например, педагог привлекается к судебному процессу по делу о лишении родительских прав и о порядке общения с ребенком.

В ст. 10 Закона о гарантиях прав ребенка установлены гарантии охраны здоровья детей. Дети должны получать бесплатную медицинскую помощь по следующим направлениям:

- оздоровление детей;

- профилактика заболеваний;

- диагностика заболеваний;

- лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение;

- медицинская реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;

- санаторно-курортное лечение детей.

В число профилактических мероприятий включаются, в частности, регулярное проведение вакцинации детей, раннее выявление у подростков задержки полового созревания, правильное и рациональное питание грудных детей, а также детей в детских дошкольных учреждениях и в школах.

Диагностика предполагает проведение в том числе диспансеризаций по месту жительства детей, осмотр специалистами по месту воспитания или обучения, а также проведение туберкулинодиагностики.

Предоставление бесплатного обслуживания в медицинских организациях на территории Российской Федерации, а также бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении происходит на основании страхового полиса.

Статья 11 Закона о гарантиях прав ребенка определяет гарантии прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессионального обучения и занятости.

Профессиональная ориентация - это подготовка к выбору профессии с учетом особенностей личности и кадровых потребностей работодателей, а также оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Эти услуги подростки получают в службе занятости. Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). Подростки, не имеющие профессионального образования, могут направляться органами службы занятости в образовательные организации для получения соответствующего образования. Эти мероприятия проводятся в отношении детей, достигших возраста 14 лет.

В ст. 14 установлены основы защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. С одной стороны, ребенок имеет право пользоваться СМИ. Также у него есть право доступа к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким, которые способствуют его социальному, духовному и моральному благополучию и развитию. С другой стороны, ребенок, как правило, редко объективно представляет себе, что именно способствует его интересам. И потому его приходится защищать от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Нормативные основы для такой защиты содержатся в Федеральном законе от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Этот Закон призван урегулировать отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. Требования и ограничения, налагаемые данным Законом, не распространяются на отношения в сфере:

- оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;

- распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

- оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;

- рекламы.

Запрещенной для распространения среди детей является информация:

- побуждающая к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным (исключения могут быть установлены законом);

- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

- оправдывающая противоправное поведение;

- содержащая нецензурную брань;

- содержащая информацию порнографического характера;

- о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая Ф.И.О., фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Информация, побуждающая к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, способная развить порочные наклонности (алкоголизм, наркоманию, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством), оправдывающая насилие и жестокость, противоправное поведение, отрицающая семейные ценности, содержащая нецензурную брань и порнографию, не может транслироваться по телевидению и радио с 04:00 до 23:00 (кроме платных каналов).

Нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В ст. 14.1 Закона о гарантиях прав ребенка установлен перечень мер, призванных содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. В этом содействии задействованы не только родители. Этим должны заниматься, в частности:

- органы местного самоуправления;

- органы законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;

- органы законодательной и исполнительной власти РФ;

- юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые заняты реализацией алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других подобных местах;

- юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие торговлю в общественных местах, услуги в области пользования Интернетом, услуги в области развлечений, досуга;

- лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, например центры реабилитации, дома-интернаты;

- органы внутренних дел;

- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В частности, на уровне субъектов РФ принимаются законы, устанавливающие меры по недопущению нахождения детей на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

Нахождение детей в перечисленных заведениях запрещено вне зависимости от времени суток, причем в подобные заведения дети не должны допускаться даже в сопровождении взрослых.

На уровне субъектов РФ принимаются законы, запрещающие ребенку находиться в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей.

Общественными признаются следующие места: улицы, стадионы, парки и скверы, общественный транспорт, объекты (территории, помещения) юридических лиц или предпринимателей, которые предназначены для обеспечения доступа в Интернет, для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организации или пункты), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции. Общественными местами считаются общественные дискотеки, кафе, рестораны, бары и другие увеселительные заведения, в некоторые из которых вход для детей, не достигших 18 лет, вообще запрещен, даже в сопровождении взрослых.

Любой ребенок может попасть в ситуацию, когда ему может потребоваться защита. Ребенок, который находится в трудной жизненной ситуации, может обратиться за помощью не только к родителям (опекунам, попечителям). Право представлять интересы ребенка предоставлено:

- работникам прокуратуры;

- образовательным организациям;

- медицинским организациям;

- учреждениям по социальной защите и социальному обслуживанию ребенка;

- Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка;

- уполномоченному по правам ребенка в соответствующем субъекте РФ.

Если речь идет о судебной защите, то в качестве истцов за защитой своих прав могут обращаться законные представители детей, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор. Законными представителями несовершеннолетних являются родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 52 ГПК РФ).

Органы опеки и попечительства защищают права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учет мнения ребенка обязателен во всех судебных (и в некоторых внесудебных) процедурах, связанных с его участием и защитой его прав и законных интересов.

В частности, мнение ребенка учитывается:

- при выборе родителями образовательной организации, формы получения образования и формы обучения (п. 2 ст. 63 СК РФ);

- разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования (п. 2 ст. 65 СК РФ);

- разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);

- рассмотрении иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним (п. 3 ст. 67 СК РФ);

- рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68 СК РФ);

- отказе в иске о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК РФ);

- отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке (п. 2 ст. 76 СК РФ).

На сегодня в нашей стране живет более 30 млн. детей, и только 12% абсолютно здоровы. Многие нуждаются в уходе и дорогостоящем лечении. Причем остро стоит проблема психологического здоровья. Агрессия, вандализм и суициды – частые явления среди малышей и подростков. А сколько рождается в России детей с врожденными пороками по вине самих родителей. Наследники алкоголиков, наркоманов остаются без опеки сразу же после рождения, получив в нагрузку от родителей целый комплекс неизлечимых патологий.

Хватает проблем и в относительно благополучных семьях. Прежде всего, это отсутствие внимания. Забота родителей заключается в материальном обеспечении, и малышу катастрофически не хватает тепла и ласки близких. Подростки рано взрослеют, получают ненужную, а порой опасную информацию из интернета. В малообеспеченных и многодетных семьях остро стоит вопрос материального обеспечения. Ведь нередко в таких семьях, несмотря на все усилия заботливых родителей, малышам не хватает элементарных вещей, вплоть до питания и условий жизни.

Родители - это лица, обязанные заботиться о детях и их воспитании (ст. 38 Конституции РФ). Семейный кодекс РФ также обязывает родителей защищать права и интересы детей.

Согласно ст. 64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (доверенностей).

Права и обязанности родители прописаны в главе 12 Семейного кодекса РФ

В ст. 61 Семейного кодекса РФ указано, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

В соответствии со ст. 62 Семейного кодекса РФ несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет их ребенку назначается опекун, который осуществляет его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

В ст. 63 Семейного кодекса РФ указано, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей (ст. 64 Семейного кодекса РФ). 

Статья 65 Семейного кодекса РФ гласит:

  1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

  1. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
  2. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

  1. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

В ст. 66 Семейного кодекса РФ указан порядок осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

В ст. 69 Семейного кодекса РФ определены основания лишения родительских прав.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Порядок лишения родительских прав закреплен в ст. 70 Семейного кодекса РФ:

  1. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).

  1. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.
  2. При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав.
  3. Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора.
  4. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, а в случае государственной регистрации рождения ребенка многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг - в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту государственной регистрации рождения ребенка для информирования органа записи актов гражданского состояния, в котором хранится соответствующая запись акта о рождении.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством.

Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства

При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав.

В cт. 72 Семейного кодекса РФ предусмотрена возможность восстановления в родительских правах:

  1. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.
  2. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.
  3. Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них).
  4. Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.

Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено (статья 140 настоящего Кодекса).

  1. В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о восстановлении в родительских правах суд направляет выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, а в случае государственной регистрации рождения ребенка многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг - в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту государственной регистрации рождения ребенка для информирования органа записи актов гражданского состояния, в котором хранится соответствующая запись акта о рождении.

Согласно ст. 73 Семейного кодекса РФ суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них).

Родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. В случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства. Родителю, родительские права которого ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителя с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия другого родителя, не лишенного родительских прав или не ограниченного в родительских правах, опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации организации, в которой находится ребенок.

В ст. 76 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них). Суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребенка родителям (одному из них) противоречит его интересам. В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об отмене ограничения родительских прав суд направляет выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав (ст. 77 Семейного кодекса РФ).

При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится судебным исполнителем в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Если родитель (другое лицо, на попечении которого находится ребенок) препятствует исполнению судебного решения, к нему применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве.

Принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов.

В главе 13 указаны алиментные обязательства детей.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств (ст. 81 Семейного кодекса РФ).

При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях и в твердой денежной сумме. Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (ст. 83 Семейного кодекса РФ).

Согласно ст. 85 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. При отсутствии соглашения об уплате алиментов размер алиментов на нетрудоспособных совершеннолетних детей определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения и других заслуживающих внимания интересов сторон.

При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем (ст. 86 Семейного кодекса РФ).

Материал подготовлен с использованием СПС «Консультант плюс»

Поделитесь ссылкой с друзьями!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ПЕРЕПЛЁТ
книг, дипломов, отчётов и др. печатной продукции
ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6 с ул. Коммунистической
с 9-00 до 17-00
выходной: суббота, воскресенье
тел.: +7 (8443) 31-29-15