МУ МИБС г. Волжский

Поиск по сайту

Афиша

Шахматный клуб "Ладья" 01 июля 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Акция ко дню семьи, любви и верности "Счастье быть вместе" "Подари ромашку другу" 05 июля 2019 г. 14:00-15:00 Библиотека №7
Час общения "Вот это моя фамилия, вот это моя семья" 05 июля 2019 г. 11:00-12:00 Библиотека №7
«Белая ромашка - сердце нараспашку» (ко Дню любви и верности) 05 июля 2019 г. 12:00-13:00 ЦГБ
Обзор-игра "Основа жизни всей - семья" (День семьи, любви и верности) 06 июля 2019 г. 9:30-10:30 Библиотека №3
Мастер - класс "Ромашка счастья" 07 июля 2019 г. 11:30-12:30 ЦГДБ
Шахматный клуб "Ладья" 08 июля 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Душевный разговор "И жили они долго и счастливо" 10 июля 2019 г. 11:00-12:00 ЦГДБ
Экологическая экскурсия "Что за чудо этот лес!" 12 июля 2019 г. 10:00-10:40 Библиотека №8
Литературное путешествие «Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной» / 80 л. книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»/ 13 июля 2019 г. 14:00-15:00 Библиотека №14
Презентация "народного" проекта "Старая квартира. Путешествие в 50-е г.г. ХХ века" 13 июля 2019 г. 14:00-15:00 ЦИК ЦГДБ
Шахматный клуб "Ладья" 15 июля 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
«Нескучные каникулы» - игровая программа 17 июля 2019 г. 10:00-11:00 Библиотека №13
Вечер, посвященный юбилею г.Волжского "Белым лебедем город плывет над раздольем полынного края" 17 июля 2019 г. 14:00-15:00 Библиотека №7
Праздничный калейдоскоп "Посвящаем тебе, город Волжский!" 18 июля 2019 г. 10:00-11:00 ЦГДБ
"«Мой город – Заволжья столица – В цветах с головой утонул» - либмоб (акция)" 18 июля 2019 г. 12:00-12:30, 15:00-15:30 Библиотека №13
"«Мой город – Заволжья столица – В цветах с головой утонул» - либмоб (акция)" 19 июля 2019 г. 12:00-12:30, 15:00-15:30 Библиотека №13
Конкурс чтецов «Любовь к родному городу в каждой строчке» 19 июля 2019 г. 10:00-11:00 Библиотека №6
Акция посвященная 65-летию г.Волжского "Мы этим городом гордимся, мы в этом городе живём" 19 июля 2019 г. 10:00-12:00 Библиотека №7
Конкурс рисунка "Мой город на карте" 19 июля 2019 г. 10:00-11:00 Библиотека №7
"Краеведческий квест для следопытов "Семь чудес света" 19 июля 2019 г. 11:00-12:00 Библиотека №7
Шахматный клуб "Ладья" 22 июля 2019 г. 15:00-17:00 ЦГБ
Историко-краеведческая экскурсия-портрет "Волжский - город нашего детства" 22 июля 2019 г. 9:30-10:30 Библиотека №3
Праздник "Посвящаю мой город тебе!" /к 65 летию города Волжского/ 23 июля 2019 г. 10:00-11:00 Библиотека №11
Экологический альманах "Я с книгой открываю мир природы" 24 июля 2019 г. 10:00-10:40 Библиотека №8
Историко-краеведческое путешествие «Мой город в сердце моем» (65-летнему юбилею Волжского посвящается) 25 июля 2019 г. 12:00-13:00 ЦГБ
Шахматный клуб "Ладья" 29 июля 2019 г. 15:00-17.00 ЦГБ
День веселых затей "Дружба - это теплый ветер. Дружба - это светлый мир" 30 июля 2019 г. 10:00-11:00 ЦГДБ

Экономическое развитие города в конце 1950-х-1980-е гг.

Почему Волжский стал промышленным центром.

волжский - промышленный центр

В 60-80 гг. XX в. Волжский переживал бурный экономический рост. Его пик пришелся на шестидесятые, когда были по­строены практически все основные промышленные пред­приятия города.

В 1958 г. в городе Волжском и его поселках проживало около 70 тыс. человек. Тридцать пять тысяч из них являлись квалифицированными строителями. К тому времени сложилась и промышленная инфраструктура из предприятий, обслуживавших строительство гидроэлектростанции. На ГЭС уже шел монтаж турбин в машинном зале. Вставал вопрос о будущем трудовых и технических резервов, которые вскоре останутся городу в наследство после завершения «великой стройки коммунизма». Советское руководство нашло выход в развитии в нашем городе современной индустрии. Рождению волжской крупной промышленности способствовал еще целый ряд факторов: выгодное географическое положение, развитая транспортная сеть, климат, плоский рельеф, близость воды и некоторых видов сырья, дешевая электроэнергия (осенью 1961 г. Волжская гидроэлектростанция заработала на полную мощность), соседство с индустриальным Сталинградом. Благоприятствовала и экономическая конъюнктура: вторая половина 1950-х - начало 1960-х годов были самыми удачными для советской экономики. Это был период, когда лозунг «Догнать и перегнать Америку», казалось, имел реальные основания.

Продукция для машиностроителей и хозяек.

Абразивный завод

В марте 1958 г. Правительство СССР приняло решение построить в городе Волжском абразивный завод. Быстро развивающей­ся советской промышленности тогда требовалось увеличить выпуск шлифовальных материалов и абразивных инструмен­тов, используемых для обработки металлов. Сыграла роль хо­рошая сырьевая база (источником кварцевого песка явился Орловский карьер на правом берегу Волги, источником нефтекокса - Волгоградский нефтеперерабатывающий завод) и близость Волжской ГЭС. Волжский абразивный завод был спроектирован как крупнейшее предприятие в Европе. Строи­тельство завода началось весной 1959 года, а уже в 1961 г. вы­пущена первая продукция. С 1962 года первые партии шлиф- зерна стали поставляться за рубеж - в страны Восточной Евро­пы и на Кубу. В 1966 г. ташкентское землетрясение разрушило крупный завод абразивных инструментов. Нужна была сроч­но замена. Выбор пал на Волжский. Первый абразивный круг здесь изготовили в конце 1967 года. В 1981-м наладили выпуск огнеупорных плит, двутавровых стоек и огнеупорного кирпи­ча, применяемых в машиностроении и металлургии. В том же году за трудовые успехи Волжский абразивный завод был награжден орденом «Знак Почета». Помимо основных видов продукции завод выпускал товары народного потребления. Это хорошо известная волжанам чистяще-дезинфицирующая паста «Санита», бруски для точки ножей и кос.

подшипнико­вый

Шлифовальные материалы востребованы в производстве подшипников, может быть, поэтому в том же 1958 г. было ре­шено построить в Волжском еще один завод - подшипнико­вый (ГПЗ-15). Возведение завода велось ударными темпами, и уже во второй половине 1960 г. начался монтаж оборудова­ния. Завод уже был готов к пуску, но цеха не были обеспечены необходимым паром и водой, поскольку ТЭЦ еще не работала. Проблема решилась при помощи паровоза. К заводу была под­ведена железнодорожная ветка. Пар из котла «энергопоезда» подавался на теплопункт предприятия. Первые подшипники были изготовлены 25 марта 1961 года. Главным потребителем продукции ГПЗ-15 первоначально являлся Волгоградский тракторный. Коллектив подшипникового завода одновре­менно и строил предприятие, и выпускал продукцию. К 1970- му г.были сданы в эксплуатацию пять новых цехов. Через год ГПЗ-15 начинает выпуск подшипников для Волжского авто­мобильного завода (ВАЗ), в 1974 г. - осваивает производство подшипников для Камского автозавода (КамАЗ). Два года спу­стя налажен выпуск нового вида продукции - прецизионных подшипников, используемых в станкостроении. В сентябре 1977 г. на заводе был изготовлен 300-миллионный подшип­ник, а 25 июня 1981 г. выпущен уже 500-миллионный.

Секретный объект в центре города. В 1959 г. Волжский был выбран местом для строительства завода радиотехни­ческих элементов (РТЭ) (с 1986 г. это завод электронно- вычислительной техники). Первую продукцию завод выпу­стил уже в апреле 1961 года. РТЭ выпускал различные детали для электронно-вычислительной техники. Благодаря хоро­шим условиям труда работать здесь считалось престижным. В годы расцвета численность работников завода достигала.

13 тыс. человек. В 1983 г. завод был награжден орденом Тру­дового Красного Знамени. Предприятие обслуживало обо­ронную промышленность, и его деятельность в советское время публично не освещалась.

«Метеор»

Статус закрытого имел в городе еще один завод радио­электроники - «Метеор». Его строительство началось все в том же 1959. Вскоре завод был пущен и к концу 80-х годов стал крупнейшим в стране производителем кварцевых резонато­ров и фильтров, обеспечивая ими более 50 % выпускаемой радиоаппаратуры. Основным потребителем продукции заво­да являлся военно-промышленный комплекс. Ею комплекто­вались космические корабли, воздушные, надводные и подво­дные суда, известные всему миру ракетные установки.

Город химиков. Судьбоносным для Волжского стал сентябрьский 1958 г. визит Н.С. Хрущева в Сталинград. Ста­линградские товарищи поделились с первым секретарем ЦК КПСС идеей построить на левом берегу Волги крупный комплекс химических предприятий. Увлеченному в то вре­мя «синтетикой» Никите Сергеевичу замысел понравился, и уже в конце года Совет Министров СССР постановил осу­ществить его за 4 года. Разработать проект поручили Вол­гоградскому филиалу института «Гидропроект», а постро­ить - Волгоградгидрострою.

Стройка «государственной важности» началась в 1959 г. и курировалась на самом высоком уровне. Строительство раз­вернули в степи примерно в шести километрах от жилых до­мов. Проектировщики вынесли химкомплекс за городскую черту, уверяя, что тем самым уберегут волжан от будущих вредных выбросов.

Объем капиталовложений в химкомплекс составлял десятую часть всех средств, выделенных советским прави­тельством на строившиеся в тот момент химические пред­приятия. В сентябре 1963 г. Н.С. Хрущев приехал лично по­смотреть, как осваиваются такие огромные ресурсы. Пер­вый секретарь партии проделанной к тому времени работой остался удовлетворен.

Первоначальные сроки сдачи промышленных предприя­тий в эксплуатацию были, правда, немного удалены.

Волж­ский механический завод

1 августа 1961 г.-официальная дата основания ремонтно- механического завода Волжского химического ком­плекса (РМЗ ВХК), - задуманного как обслуживающее пред­приятие по изготовлению нестандартного оборудования для строившихся заводов. В 1966 г. он был переименован в Волж­ский механический завод (ВМЗ) и, значительно расширив сферу деятельности, приступил к серийному выпуску оборудо­вания, оснастки и запасных частей для предприятий шинной отрасли и нефтехимической промышленности. ВМЗ сотруд­ничал со многими местными предприятиями. В 1970-х гг. он являлся одним из самых успешных в городе. Его продукция была хорошо известна не только в СССР, но и за рубежом: в Югославии, Вьетнаме и на Кубе.

Первым же из основных химических заводов (марте 1962 г.) начал действовать регенераторно-шиноремонтный за­вод (РШРЗ). Предприятие предназначалось для ремонта быв­ших в употреблении покрышек и изготовления регенерата - продукта переработки старой резины, заменяющего в произ­водстве резины каучук.

завод асбестовых технических изделий

К концу 1962 г. в Волжском заработал первый в стране завод асбестовых технических изделий (АТИ), наладив­ший выпуск асбестовой нити и шнура, а также асбестовых тканей, используемых в противопожарных целях. В 1963 г. была пущена первая технологическая линия по производству фрикционных колец и тормозных накладок для автомобилей и железнодорожных вагонов, а в 1964 г. начато освоение паронита - уплотнительного материала, применяемого в тру­бопроводах. После пуска практически каждый год на заводе АТИ вводились новые мощности. С самого начала он стал ба­зой для одного из ведущих в стране научно-исследовательских институтов ВНИИАТИ. Здесь проходили промышленные ис­пытания практически все отечественные асбестотехнические изделия. Волжский завод АТИ неоднократно награждался Переходящим Красным Знаменем, а также был награжден Почетным Знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР за достижение наивысших резуль­татов в социалистическом соревновании в ознаменование пя­тидесятилетия Советского Союза.

В декабре 1962 г. заработал первый турбогенератор ТЭЦ-1. Теплоэлектростанция предназначалась для подачи пара и го­рячей воды всем предприятиям химкомбината. В 1967 г. было закончено строительство первой очереди, а в 1986 г. была вве­дена в эксплуатацию ТЭЦ-2, строившаяся, главным образом, для нужд города.

Волжский шинный завод

30 декабря 1963 г. выпущена первая автомобильная по­крышка на Волжском шинном заводе (ВШЗ). Однако, днем рождения завода считается 30 июня 1964 г., когда была пущена первая очередь. На проектную мощность завод вы­шел в январе 1967 года. А в декабре 1972-г. за успешное вы­полнение экономического и социального развития и по ито­гам VIII пятилетки Президиум Верховного Совета присвоил заводу звание «Волжский шинный завод имени 50-летия об­разования СССР». В то время только два предприятия в горо­де имели свое имя - Волжская ГЭС имени XXII Съезда КПСС и Волжский шинный завод имени 50-летия СССР. В 1970-е гг. на заводе освоили производство шин для автомобилей «Жи­гули» и «Нива», а в 1989 г. завод приступил к производству радиальных шин.

Основной компонент резины, идущей на автошины, изопреновый каучук, с ноября 1964 г. производился Волжским заводом синтетического каучука (СК). Позже побочные продукты производства изопренового каучука стали реализовываться в производстве ядохимикатов, в угольной, металлур­гической и нефтедобывающей промышленности.

за­вод органического синтеза

5 ноября 1964 г. на метиониновом заводе (позднее - за­вод органического синтеза (ЗОС)) впервые в Советском Союзе был получен метионин, применяемый как биостимуля­тор для роста животных и как медицинский препарат. Эту дату с тех пор отмечают как день рождения завода. В 1970-80 годы предприятие наладило также производство других продуктов базовой химии: N-метиланилина, резиновых ускорителей, се­роуглерода, используемых в латексной, шинной и резинотех­нической промышленности.

Весной 1965 г. свою первую продукция - клиновые рем­ни и клей - дал завод резиновых технических изделий (РТИ). Поворотным для завода стал 1971 год, когда началось изготовление деталей для конвейера Волжского автомобиль­ного завода. Всего за 3 года было поставлено и смонтировано оборудование, обучены специалисты. Создаваемое на волж­ском заводе РТИ производство являлось совершенно новым для страны. Мощности завода росли, и с 1973 г. предприятие становится одним из основных поставщиков резинотехниче­ских деталей для тольяттинского автогиганта. Со временем специалистами завода освоены технологические процессы по изготовлению деталей для всех автозаводов страны. Одно­временно РТИ наладил выпуск латексных изделий: хирурги­ческих перчаток, губчатых изделий, товаров медицинского назначения и сангигиены. Азотно-кислородный заводВ 1977 г. производство изделий из латекса стало самостоятельным предприятием, известным в городе как завод резиновых изделий (РИ).

Весной 1965 г. заработал азотно-кислородный завод (ВАКЗ), созданный для того, чтобы снабжать химкомплекс промышленной водой, азотом, кислородом и сжатым возду­хом. Другими задачами завода являлись утилизация промыш­ленных стоков, осуществление связи между предприятиями, передача электроэнергии и пара.

Предназначенный для армирования покрышек пневма­тических шин полиамидный корд с марта 1966 г. выпускался заводом синтетического волокна (СВ).заводом синтетического волокна Постепенно завод освоил другие виды продукции на основе полиамида, широ­ко применяемые в различных отраслях промышленности. В 1983 г. Волжский завод синтетического волокна был преоб­разован в производственное объединение «Химволокно».

После пуска всех заводов к официальному титулова­нию Волжского было добавлено - «город химиков». В 1960- 1980-х гг. удельный вес предприятий Химкомплекса в эконо­мике города являлся самым высоким. На химических заводах работало от 80 до 100 тыс. человек, то есть фактически 1/2 жи­телей нашего города.

Степной гигант черной металлургии. История промыш­ленности города Химкомплексом не заканчивается. В 1966 г. на пустыре недалеко от ГПЗ-15 началось строительство нового большого предприятия - Волжского трубного завода (ВТЗ).Волжского трубного завода ВТЗ задумывался для выпуска газопроводных труб большо­го диаметра. Завод строили быстрыми темпами. Нужны были трубы для газопровода «Дружба». Советское правительство за­ключило контракт на их поставку с Западной Германией. Но неожиданно отношения Советского Союза с ФРГ испортились. Требовалась срочная замена немецкому экспорту. Инспекти­ровать стройку даже приезжал член Политбюро К.Т. Мазуров. Первая труба по новой тогда для отечественного трубного про­изводства технологии была сварена 29 октября 1969 года. Эта дата считается днем рождения не только трубоэлектросварочного цеха, но и всего трубного завода. Вскоре ВТЗ стал одним из крупнейших в своей отрасли предприятий в стране. В 1980 г. трубники наладили выпуск горячекатаных труб, используе­мых в изготовлении подшипников. А еще через пять лет, чтобы обеспечить производство собственным металлом и наладить выпуск труб для нефтяной промышленности, совместно с ита­льянскими компаниями на заводе было начато строительство электрометаллургического комплекса (ЭМК).

Одним из партнеров ВТЗ стал образованный в 1967 г. Волж­ский завод стальных конструкций, поставлявший трубни­кам металлоконструкции для строившихся цехов. Вскоре завод СК стал одним из крупнейших производителей в своей отрас­ли, приобрел широкую известность не только в стране, но и за рубежом. Предприятие поставляло продукцию строившимся атомным, тепловым и гидроэлектростанциям, выпускало опоры для высоковольтных линий электропередач. Именно здесь были изготовлены осветительные опоры на плотине Волжской ГЭС, детали ее проезжей части, каркас для самой высокой в городе 22-этажной гостиницы «Ахтуба» и фермы для крытого рынка. Завод участвовал в реставрации скульптуры «Родина-мать» на Мамаевом кургане, после того как постоянные колебания тита­нового меча привели к образованию трещин в месте его соедине­ния с рукой. Был спроектирован стальной меч со специальными оцинкованными окнами - для уменьшения воздействия ветра. Работы по оцинковке проводились на Волжском заводе сталь­ных конструкций. Для монтажа меча заводом были изготовлены металлические леса общим весом 550 тонн.

Итак, уже к концу шестидесятых годов Волжский по объ­ему производимой продукции вышел на уровень довоенного Сталинграда, превратившись во второй по величине промыш­ленный город области. Основу его экономики составляла тя­желая промышленность: химическая, металлургическая, ма­шиностроительная, гидроэнергетика, строительная индустрия. В 1970-80-годах местная промышленность наращивала свои мощности. На предприятиях города разрабатывались и осваи­вались новые виды продукции. Некоторые производства были уникальными для Советского Союза. Но не все, конечно, было гладко. Как и вся советская промышленность, местные пред­приятия в восьмидесятые остро переживали проблему качества и сбыта продукции и концу десятилетия вместе со всей страной вошли в процесс длительного реформирования.

Перекосы советской экономики в отдельно взятом городе. В Волжском были также построены хлебокомбинат, мясоком­бинат, молсырокомбинат, завод безалкогольных напитков. Роль пищевой и легкой промышленности на фоне за­водов «группы А» выглядит довольно скромно. Всесоюзную известность имела, пожалуй, только продукция пивоварен­ного завода построенного в 1977 г. при участии специалистов из Чехословакии, которым очень понравилось качество мест­ной воды. Остальные предприятия «группы Б» обслуживали потребности горожан. Но уже в семидесятые спрос в быстро растущем городе явно превышал предложение. В восьмидеся­тые же некоторые продукты питания в Волжском можно было купить только по талонам. Легкая промышленность была представлена лишь небольшой швейной фабрикой, выпускав­шей одежду для младенцев и детские пододеяльники. Между тем, волжане испытывали острый дефицит потребительских товаров, что в молодом городе создавало серьезное социаль­ное напряжение. В целом, даже выгодное географическое положение города и его высокий экономический потенциал в 1960-1980 гг. для развития пищевой и легкой промышлен­ности были использованы недостаточно.

Поделитесь ссылкой с друзьями!

ПЕРЕПЛЁТ
книг, дипломов, отчётов и др. печатной продукции
ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6 с ул. Коммунистической
с 9-00 до 17-00
выходной: суббота, воскресенье
тел.: +7 (8443) 31-29-15