Студентам и абитуриентам Детям и родителям Консультируют специалисты библиотеки

Афиша

Виртуальное погружение "Исполины морских глубин" (Всемирн.день китов и дельфинов) 03.08.17 9.30-10.30 Библиотека №3 ул.Александрова,13б
Беседа-иллюстрация "Русский портретист В. Боровиковский" 03.08.17 12.00-13.00 Библиотека №14 Оломоуцкая, 80
Час искусства "Леонардо да Винчи - гений эпохи Возрождения" 09.08.17 11.00-11.40 Библиотека №6 улица Кирова,20
Познавательно-игровое путешествие "Поезд отправляется в путь" 10.08.17 9.30-10.30 Библиотека № 3, ул.Александрова,13б
Урок доброты "Мир пернатых и зверей ждет поддержки от друзей" 10.08.17 10.00-11.00 ЦГДБ ул. Энгельса,10
Праздник медового спаса "В нашем улее живет удивительный народ" 14.08.17 10.00-11.00 Библиотека №14 Оломоуцкая, 80
Эко-викторина "Зеленые загадки, что растут на грядке" 15.08.17 10-00-10-40 Библиотека №8, б-р Профсоюзов, 2
Литературная слайд-викторина "Твои права и сказочная страна" 16.08.17 10.00-11.00 Библиотека №6 ул Кирова,20
Мастерская радости "Я- человек, котрый любит чудо, я- человек, который любтит жить" 16.08.17 15.00-16.00 ЦГБ пр-т Ленина,17
Видеопутешетс вие "В стране Мульти-пульти" 17.08.17 11.00-12.00 Библиотека № 7 ул.Химиков,2
"Час истории «Три символа на фоне истории». День рос. флага." 18.08.17 10.00-11.00 Библиотека № 13 ул. Мира 75
Виртуальное путешествие "Памятники и памятные места города" (о г. Волжский) "22.08.17 10.00-10.40 Библиотека №8, б-р Профсоюзов,2"
Час информации "Российский триколор: история и современность" 22.08.17 10.00-11.00 Библиотека №6 ул Кирова,20
Медиа - журнал "Белый, синий, красный цвет - символ славы и побед" 22.08.17 11.00-12.00 ЦГДБ ул. Энгельса,10
Литературный перекресток "Эпоха тупика и эпоха надежды: поколение шестедесятников" 24.08.17 14.00-15.00 Библиотека № 7 ул.Химиков,2
"Устный журнал-путешествие «Вокруг света с комнатными растениями». 25.08.17 11.00-11.30 Библиотека №13 ул. Мира, 75"
Книжная полянка "Читаем с удовольствием" 30.08.17 10.00-11.00 ЦГДБ ул. Энгельса,10

Карта сайта

Поиск по сайту




Виртуальная галерея художников города Волжского

Поэты и писатели
города Волжского

Фестиваль-семинар
"Новое слово"

ПЕРЕПЛЁТ
книг, дипломов, отчётов
и др. печатной продукции
Ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6
с ул. Коммунистической
с 9-00 до 17-00
выходной: суббота, воскресенье
тел.: +7 (8443) 31-29-15, +7 (905) 392-98-72

«Всё началось с таблички, свитка, бересты…»

«Всё началось с таблички, свитка, бересты…»Увлекательный урок-расследование «Всё началось с таблички, свитка, бересты…» был приурочен в детской библиотеке №3 к 1150-летию зарождения славянской письменности и Дню славянской письменности и культуры.

Участники урока узнали об истории празднования Дня славянской письменности и культуры на российской земле, об открытии в 1992 году в Москве памятника создателям славянской азбуки, братьям-просветителям Кириллу и Мефодию.

Затем состоялась дискуссия. Действительно ли возникновение письменности можно назвать событием, заслуживающим пристального внимания? Над этим вопросом задумались участники, рассуждая какой была бы жизнь без письменности. Одни ребята озвучили такие мысли: вот было бы здорово – не надо учить уроки, писать сочинения. Другие огорчились: а как же без письма, грамоты пользоваться компьютером, общаться с друзьями «ВКонтакте» или в «Одноклассниках». Даже мобильным телефоном не воспользуешься, SMS-сообщение не напишешь. И все пришли к выводу, что без письменности невозможно представить жизнь современного человека.

Действительно история свидетельствует о том, что развитие человеческого общества напрямую зависело от развития письменности. А дорога к письменности была долгой и трудной. Люди настойчиво искали способы передачи информации, например с помощью различных предметов. Ребятам рассказали об узелковом письме, о том, что у разных народов оно было разным. Славяне использовали это письмо, чтобы вспомнить о чем-то важном. Дети отметили, что этот способ – «узелок на память» - дожил до наших дней.

«Всё началось с таблички, свитка, бересты…»Чтобы предавать информацию на расстоянии люди изобрели предметное письмо. Участники мероприятия попробовали им воспользоваться на практике: в двух мешочках, которые для них приготовили библиотекари, оказались украшения и бобы. Детям пояснили, что с помощью этих предметов в древности двое людей, живущих далеко друг от друга, могли заранее договориться: «Когда ты получишь этот предмет – собирайся в дорогу и приходи ко мне». Такой способ передачи информации был крайне неудобным и плохо понятным.

Зарождение письменности как таковой началось с использования различных знаков, символов с целью хранения информации во времени и передачи её на расстоянии. Таким видом письменности были руны. Рунические знаки древних славян были не только знаками письменности, но имели ещё и магический смысл. Например, руна в виде молнии – «сила, достояние воина». Она устремляла человека к победе. Ребята с удивлением узнали, что именно этот двойной магический знак-символ использовали в гитлеровской Германии наряду со свастикой. А на территории России были найдены многие свидетельства, памятники рунической письменности.

«Всё началось с таблички, свитка, бересты…»Но важнейшим событием в истории славянской письменности стало создание славянской азбуки византийскими братьями – Кириллом и Мефодием. Ребята узнали об этих миссионерах-просветителях и о том, как выглядела их азбука – кириллица и глаголица.

Интересной была информация об изменениях, которые в эту азбуку ввёл царь Пётр I; о том, кто придумал для русского алфавита буквы «й» и «ё». Ребят удивил факт, что овладеть грамотой в то время было гораздо сложнее, чем сейчас. Буквы тогда назывались не по звучанию, а имели собственные имена, что породило много крылатых выражений, сохранившихся до наших дней. Например, буква «М» - это ломаная линия, а называлась она «мыслете». Теперь становится понятным выражение «Выписывать мыслите», то есть идти зигзагом, как ходят нетрезвые люди. Или буква «Ф» - «ферт» - по начертанию напоминает подбоченившегося человека. Отсюда выражение, которое часто встречается в литературе (в том числе у А.С.Пушкина) «ходить фертом», то есть важничать, рисоваться.

Несмотря на все сложности, можно сказать с уверенностью, что грамотность в древней Руси не была привилегией знати. Археологические находки, в частности берестяные грамоты, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что грамотность была массовая, авторами древних письмен были простые люди, ремесленники, крестьяне. Грамоте на Руси учили дети и женщины, в то время как в Европе той поры считалось, что женщине учиться незачем.

Книгопечатание открыло новую веху в истории письменности. С тех пор человек не переставал искать и создавать новые носители информации. Ребята перечисляли преимущества современных средств хранения и передачи информации. В итоге оказалось, что компьютер, электронная книга, «флешка», диск и т.д. удобны, ёмки, но воспользоваться ими можно только в определённых условиях – при наличии компьютера и электричества. Книга же доступна всегда и везде и, чтобы прочесть ее, необходимо только наше желание. Хорошая книга, как надёжный друг всегда под рукой, готова в любую минуту прийти на помощь: научить, посоветовать, предостеречь, утешить и поднять настроение.

Поделитесь ссылкой с друзьями!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить