Студентам и абитуриентам Детям и родителям Консультируют специалисты библиотеки

Афиша

«Сказок дружный хоровод в Лукоморье нас ведет» (литературно-творческий круиз по сказкам А. С. Пушкина с играми и викторинами) 06.06.2018 10:00-11:00 ДЮБФ №13
Урок-игра "На старт! Внимание! Пляж!" (безопасность на воде) 07.06.2018 10:00-11:00 Библиотека №3
«Один день в «волжской Швейцарии» - час краеведения 07.06.2018 11:00-12:00 Библиотека №16
«Россия – Родина моя! Великая страна живут здесь все: и ты и я...» (2018 год – год Единства России) (12 июня – День России). Патриотический час 08.06.2018 11:00-12:00 ДЮБФ №13
Виртуальное путешествие «XIX век. Село Заплавное» (по страницам книги В. Бирюкова История заплавинского купца подмосковного) «Летопись краеведа» 09.06.2018 15:00-16:00 ЦГБ
Литературное путешествие«Мир сказок Владимира Сутеева»(к 115 л писателя) 09.06.2018 14:00-15:00 Библиотека №14
«Кавказское долголетие Саахова» (96- летию В. Этуша) ( клуб «Кинокадр») 11.06.2018 15:00-17:00 ЦГБ
Конкурсная программа «Разноцветная Россия» 13.06.2018 10:00-11:00 ЦГДБ
Видео-путешествие "Россия степная, Россия озёрная" (День России)13.06.2018 10:00-11:00 Библиотека №3
Спорт час "В футбол играют настоящие мужчины" 14.06.2018 10:00-11:00 Библиотека №7
Путешествие в мир природы "Мы хотим, чтоб птицы пели, и была на ягодах роса" 14.06.2018 10:00-11:00 ЦГДБ
Лит-познавательный квест "История города в памятниках" 15.06.2018 13:00-14:00 ЦГБ
Поле чудес "Футбол! Кричат болельщики:"Гол!" 18.06.2018 10:00-11:00 ЦГДБ
Познавательная игра "Речка, поле, море, лес - все вокруг полно чудес" 19.06.2018 10:00-11:00 Библиотека №7
Видео-игровой урок "Огонь-друг, огонь-враг"(пожарная безопасность) 19.06.2018 10:00-11:00 Библиотека №3
«Эти забавные животные» Развлекательно-познавательная игра 19.06.2018 10:00-11:00 ДЮБФ №13
Урок сетевой безопасности "Где гуляют наши дети, ну , конечно, в Интернете" 20.06.2018 12:10-12:50 ЦГДБ
Урок Памяти "В 4 часа - без объявления войны..." 22 июня День Памяти и скорби 22.06.2018 10:00-11:00 Библиотека № 11
Праздник добрых друзей "Да здравствует дружба, ура!"(Межд.день друзей) 25.06.2018 10:00-11:00 Библиотека №3
Познавательный библиотечный урок "Почемучкины" книжки" 25.06.2018 10:00-18:00 ЦГДБ
Литературно-спортивная эстафета "Спорт-здоровье, спорт-помощник, спорт-игра" 26.06.2018 10:00-11:00 Библиотека №3
Фестиваль чтения и отдыха "Лето с книгой провести - поумнеть и подрасти" 27.06.2018 10:00-11:00 Библиотека №3
Урок безопасности "Твои друзья надёжные - правила дорожные" 27.06.2018 10:00-11:00 Библиотека №3
«Рассыпай улыбки, Солнце» Каникулярный досуг (литературно-игровое мероприятие) 29.06.2018 10:00-11:00 ДЮБФ №13

Карта сайта

Поиск по сайту




Виртуальная галерея художников города Волжского

Поэты и писатели
города Волжского

Фестиваль-семинар
"Новое слово"

ПЕРЕПЛЁТ
книг, дипломов, отчётов
и др. печатной продукции
Ул. Кирова, 20 (у вокзала) вход с торца здания библиотеки №6
с ул. Коммунистической
с 9-00 до 17-00
выходной: суббота, воскресенье
тел.: +7 (8443) 31-29-15, +7 (905) 392-98-72

«Всё началось с таблички, свитка, бересты…»

«Всё началось с таблички, свитка, бересты…»Увлекательный урок-расследование «Всё началось с таблички, свитка, бересты…» был приурочен в детской библиотеке №3 к 1150-летию зарождения славянской письменности и Дню славянской письменности и культуры.

Участники урока узнали об истории празднования Дня славянской письменности и культуры на российской земле, об открытии в 1992 году в Москве памятника создателям славянской азбуки, братьям-просветителям Кириллу и Мефодию.

Затем состоялась дискуссия. Действительно ли возникновение письменности можно назвать событием, заслуживающим пристального внимания? Над этим вопросом задумались участники, рассуждая какой была бы жизнь без письменности. Одни ребята озвучили такие мысли: вот было бы здорово – не надо учить уроки, писать сочинения. Другие огорчились: а как же без письма, грамоты пользоваться компьютером, общаться с друзьями «ВКонтакте» или в «Одноклассниках». Даже мобильным телефоном не воспользуешься, SMS-сообщение не напишешь. И все пришли к выводу, что без письменности невозможно представить жизнь современного человека.

Действительно история свидетельствует о том, что развитие человеческого общества напрямую зависело от развития письменности. А дорога к письменности была долгой и трудной. Люди настойчиво искали способы передачи информации, например с помощью различных предметов. Ребятам рассказали об узелковом письме, о том, что у разных народов оно было разным. Славяне использовали это письмо, чтобы вспомнить о чем-то важном. Дети отметили, что этот способ – «узелок на память» - дожил до наших дней.

«Всё началось с таблички, свитка, бересты…»Чтобы предавать информацию на расстоянии люди изобрели предметное письмо. Участники мероприятия попробовали им воспользоваться на практике: в двух мешочках, которые для них приготовили библиотекари, оказались украшения и бобы. Детям пояснили, что с помощью этих предметов в древности двое людей, живущих далеко друг от друга, могли заранее договориться: «Когда ты получишь этот предмет – собирайся в дорогу и приходи ко мне». Такой способ передачи информации был крайне неудобным и плохо понятным.

Зарождение письменности как таковой началось с использования различных знаков, символов с целью хранения информации во времени и передачи её на расстоянии. Таким видом письменности были руны. Рунические знаки древних славян были не только знаками письменности, но имели ещё и магический смысл. Например, руна в виде молнии – «сила, достояние воина». Она устремляла человека к победе. Ребята с удивлением узнали, что именно этот двойной магический знак-символ использовали в гитлеровской Германии наряду со свастикой. А на территории России были найдены многие свидетельства, памятники рунической письменности.

«Всё началось с таблички, свитка, бересты…»Но важнейшим событием в истории славянской письменности стало создание славянской азбуки византийскими братьями – Кириллом и Мефодием. Ребята узнали об этих миссионерах-просветителях и о том, как выглядела их азбука – кириллица и глаголица.

Интересной была информация об изменениях, которые в эту азбуку ввёл царь Пётр I; о том, кто придумал для русского алфавита буквы «й» и «ё». Ребят удивил факт, что овладеть грамотой в то время было гораздо сложнее, чем сейчас. Буквы тогда назывались не по звучанию, а имели собственные имена, что породило много крылатых выражений, сохранившихся до наших дней. Например, буква «М» - это ломаная линия, а называлась она «мыслете». Теперь становится понятным выражение «Выписывать мыслите», то есть идти зигзагом, как ходят нетрезвые люди. Или буква «Ф» - «ферт» - по начертанию напоминает подбоченившегося человека. Отсюда выражение, которое часто встречается в литературе (в том числе у А.С.Пушкина) «ходить фертом», то есть важничать, рисоваться.

Несмотря на все сложности, можно сказать с уверенностью, что грамотность в древней Руси не была привилегией знати. Археологические находки, в частности берестяные грамоты, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что грамотность была массовая, авторами древних письмен были простые люди, ремесленники, крестьяне. Грамоте на Руси учили дети и женщины, в то время как в Европе той поры считалось, что женщине учиться незачем.

Книгопечатание открыло новую веху в истории письменности. С тех пор человек не переставал искать и создавать новые носители информации. Ребята перечисляли преимущества современных средств хранения и передачи информации. В итоге оказалось, что компьютер, электронная книга, «флешка», диск и т.д. удобны, ёмки, но воспользоваться ими можно только в определённых условиях – при наличии компьютера и электричества. Книга же доступна всегда и везде и, чтобы прочесть ее, необходимо только наше желание. Хорошая книга, как надёжный друг всегда под рукой, готова в любую минуту прийти на помощь: научить, посоветовать, предостеречь, утешить и поднять настроение.

Поделитесь ссылкой с друзьями!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить